Тема 2. Обучение больных туберкулезом и членов их семей

Конкретные цели темы:

1. Знать цели и приемы эффективного общения и уметь устанавливать конструктивно – доверительные отношения с больным туберкулезом и членами его семьи.

2. Знать права больных туберкулезом и уметь содействовать их соблюдению.

3.Уметь обучить больного туберкулезом соблюдению режима, личной гигиене и правилам поведения дома и в общественных местах.

4. Уметь консультировать больного туберкулезом

5. Уметь организовать работу персонала ОВП по обучению пациента и членов его семьи в области соблюдения предписанных режимов наблюдения и лечения.

6. Признание важности проведения индивидуальной и внутрисемейной санитарно-просветительской работы для влияния на поведение пациента с туберкулезом в отношении здоровья, на его способность противостоять болезни и следовать курсу лечения.

Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 3 часа.

Методы изучения:

· Слайд-презентация

· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)

· Ролевые игры (демонстративная и проблемно-ориентированные)

· Изучение литературы

Контрольные задания:

· Контрольные вопросы:

1. Перечислите приемы и цели эффективного общения с больным туберкулезом.

2. Перечислите причины, мешающие соблюдать больному туберкулезом режим и действия, которые может предпринять ВОП (СВ), помогающие соблюдать режим.

3. Какая роль ближайшего социального окружения (семьи, друзей) в процессе лечения больного.

4. Какие имеет права, закрепленные законодательством РФ, больной туберкулезом.

· Задание для размышлений:

1. Насколько важно и ценно для Вас организация и проведение обучения больного туберкулезом и членов его семьи, чтобы он мог следовать курсу лечения и противостоять болезни.

· Оценка работы на практическом занятии

Рекомендации по изучению темы

1. Ответы на контрольные вопросы Вы найдете в «Кратком руководстве по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов». Изучите таблицы 9 и 10. Используйте дополнительную литературу и электронные ресурсы.

2. Дополнительная информация:

§ Перед тем, как начать обучение пациента необходимо определить его образовательные потребности, а именно, что ему необходимо знать о заболевании туберкулезом и его профилактике. Например, пациенту с факторами или из групп риска заболевания туберкулезом необходимо дать информацию о риске заболевания и о необходимости выполнения комплекса мероприятий по его предотвращению. С другой стороны, если Вы проводите обучение больного туберкулезом, то в этом случае обучение, прежде всего, направлено на выполнение рекомендаций врача на выполнение режима лечения: химиотерапии, личной гигиене и др.

§ Знание психологического статуса пациента необходимо для определения стиля общения с ним врача. Психологический статус пациента и примеры общения приведены в книге Денисова И.Н., Мовшовича Б.Л. Общая врачебная практика (семейная медицина). Раздел 3, с.101-105.

§ Подходы и методика обучения пациентов с туберкулезом подробно освещены в Модуле 11 «Обучение пациентов», представленные в электронном виде в Приложении 3 «Методическая литература».

3. Демонстративная ролевая игра проводится на занятии под руководством преподавателя. Предварительно участникам игры выдается подробно расписанный сценарий для ознакомления. Из числа обучающих в группе формируется жюри, которые наблюдают за работой и ведут карты наблюдения, оценивая работу каждого участника. Активно участвуйте в ролевой игре.

4. Ролевая проблемно-ориентированная игра проводится на занятии под руководством преподавателя. Предварительно для ознакомления участникам игры выдается кратко описанная ситуация. Основная цель игры – отработка навыков консультирования родственников больного туберкулезом для привлечения семьи к сотрудничеству.

5. Для того, чтобы мероприятия по проведению обучения больного туберкулезом и членов его семьи, чтобы он мог следовать курсу лечения и противостоять болезни проводились должным образом, ВОП (СВ) очень важно признавать:

ü какие личные ценности и побуждения влияют на выполнение или не выполнение этой работы,

Поразмышляйте об этом. Ваши мысли и чувства Вы можете описать в дневнике размышлений

6. Внимательно прослушайте слайд-лекцию.

Ролевые игры

Наши рекомендации