Тема 2. Обучение больных туберкулезом и членов их семей
Конкретные цели темы:
1. Знать цели и приемы эффективного общения и уметь устанавливать конструктивно – доверительные отношения с больным туберкулезом и членами его семьи.
2. Знать права больных туберкулезом и уметь содействовать их соблюдению.
3.Уметь обучить больного туберкулезом соблюдению режима, личной гигиене и правилам поведения дома и в общественных местах.
4. Уметь консультировать больного туберкулезом
5. Уметь организовать работу персонала ОВП по обучению пациента и членов его семьи в области соблюдения предписанных режимов наблюдения и лечения.
6. Признание важности проведения индивидуальной и внутрисемейной санитарно-просветительской работы для влияния на поведение пациента с туберкулезом в отношении здоровья, на его способность противостоять болезни и следовать курсу лечения.
Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 3 часа.
Методы изучения:
· Слайд-презентация
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Ролевые игры (демонстративная и проблемно-ориентированные)
· Изучение литературы
Контрольные задания:
· Контрольные вопросы:
1. Перечислите приемы и цели эффективного общения с больным туберкулезом.
2. Перечислите причины, мешающие соблюдать больному туберкулезом режим и действия, которые может предпринять ВОП (СВ), помогающие соблюдать режим.
3. Какая роль ближайшего социального окружения (семьи, друзей) в процессе лечения больного.
4. Какие имеет права, закрепленные законодательством РФ, больной туберкулезом.
· Задание для размышлений:
1. Насколько важно и ценно для Вас организация и проведение обучения больного туберкулезом и членов его семьи, чтобы он мог следовать курсу лечения и противостоять болезни.
· Оценка работы на практическом занятии
Рекомендации по изучению темы
1. Ответы на контрольные вопросы Вы найдете в «Кратком руководстве по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов». Изучите таблицы 9 и 10. Используйте дополнительную литературу и электронные ресурсы.
2. Дополнительная информация:
§ Перед тем, как начать обучение пациента необходимо определить его образовательные потребности, а именно, что ему необходимо знать о заболевании туберкулезом и его профилактике. Например, пациенту с факторами или из групп риска заболевания туберкулезом необходимо дать информацию о риске заболевания и о необходимости выполнения комплекса мероприятий по его предотвращению. С другой стороны, если Вы проводите обучение больного туберкулезом, то в этом случае обучение, прежде всего, направлено на выполнение рекомендаций врача на выполнение режима лечения: химиотерапии, личной гигиене и др.
§ Знание психологического статуса пациента необходимо для определения стиля общения с ним врача. Психологический статус пациента и примеры общения приведены в книге Денисова И.Н., Мовшовича Б.Л. Общая врачебная практика (семейная медицина). Раздел 3, с.101-105.
§ Подходы и методика обучения пациентов с туберкулезом подробно освещены в Модуле 11 «Обучение пациентов», представленные в электронном виде в Приложении 3 «Методическая литература».
3. Демонстративная ролевая игра проводится на занятии под руководством преподавателя. Предварительно участникам игры выдается подробно расписанный сценарий для ознакомления. Из числа обучающих в группе формируется жюри, которые наблюдают за работой и ведут карты наблюдения, оценивая работу каждого участника. Активно участвуйте в ролевой игре.
4. Ролевая проблемно-ориентированная игра проводится на занятии под руководством преподавателя. Предварительно для ознакомления участникам игры выдается кратко описанная ситуация. Основная цель игры – отработка навыков консультирования родственников больного туберкулезом для привлечения семьи к сотрудничеству.
5. Для того, чтобы мероприятия по проведению обучения больного туберкулезом и членов его семьи, чтобы он мог следовать курсу лечения и противостоять болезни проводились должным образом, ВОП (СВ) очень важно признавать:
ü какие личные ценности и побуждения влияют на выполнение или не выполнение этой работы,
Поразмышляйте об этом. Ваши мысли и чувства Вы можете описать в дневнике размышлений
6. Внимательно прослушайте слайд-лекцию.
Ролевые игры