Иполиомиелоподобныезаболевания

ОСТРЫЙПОЛИОМИЕЛИТ

Острый полиомиелит (Poliomyelitisanterioracuta, болезнь Гейне-Медина, детский спинальный паралич) представляет собой инфекционное заболева­ние, вызываемое одним из трех типов вируса полиомиелита. Ведущими в кли­нической картине являются вялые парезы и параличи, обусловленные пора­жением мотонейронов в сером веществе спинного мозга и ядрах двигательных черепных нервов ствола головного мозга. Существуют также непаралитиче­ские формы полиомиелита, протекающие с синдромом серозного менингита (менингеальная форма) или без каких-либо признаков поражения нервной системы (абортивная форма).

Массовая вакцинация против полиомиелита привела к резкому снижению заболеваемости во многих странах мира и коренным образом изменила эпиде­миологическую ситуацию. Однако о полном искоренении полиомиелита гово­рить преждевременно. Спорадические случаи и локальные вспышки этого заболевания, как правило среди невакцинированных контингентов, сохра­няются до сих пор. Это говорит о необходимости дальнейшего изучения проблемы острого полиомиелита и его профилактики как для улучшения организационных мероприятий с максимальным охватом детей прививками, так и для усовершенствования используемых вакцин.

Этиология.Вирус полиомиелита относится к семейству Picornaviridae, роду Enterovirus. Вирионы энтеровирусов, по данным электронной микроско­пии, имеют диаметр 25—30 нм, форма их приближается к сферической. Вирусная частица состоит из внутреннего компонента, образованного одно-нитчатой РНК, и белковой оболочки, обладающей антигенной специфич­ностью. РНК является носителем инфекционного начала и представляет со­бой вирусный генетический материал. Синтез вируса и его созревание проис­ходят в цитоплазме клетки. Вирус полиомиелита представлен тремя сероти-пами — 1, 2, 3, которые различают в РН и реакции перекрестной защиты, но выявляют антигенное сродство в РСК [Феннер Ф. и др., 1977].

Эпидемиология.Единственным резервуаром и источником инфекции при остром полиомиелите является человек. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или с вирусоносителем. Вирус выделяется с носоглоточным или кишечным содержимым, что определяет возможность как алиментарного, так и воздушно-капельного пути распространения инфекции. Судить о количестве людей, инфицированных каждым больным, доста­точно сложно, так как бессимптомное вирусоносительство и абортивные формы болезни, часто остающиеся недиагностированными, составляют значи­тельное большинство. Соотношение их с паралитическими случаями достигает 200:1. Выделение вируса с фекалиями может продолжаться несколько недель, а иногда и месяцев. В носоглотке же вирус присутствует обычно не более 1-2 нед. Определенное эпидемиологическое значение имеют данные о распро­странении энтеровирусов, в том числе вируса полиомиелита, во внешней среде и в продуктах питания. Частота выделения их из воды составляет 36—40%, из молочных продуктов —11—20% [Казанцева В. А., 1975; Ошерович А. М. и др., 1975]. Обработка 0,3% формальдегидом или свободным остаточным хло­ром в концентрации 0,3—0,5 мг/л ведет к быстрой инактивации энтеровиру­сов, так же, как высушивание, воздействие ультрафиолетовых лучей и осо­бенно нагревание до 50 °С. При замораживании их активность сохраняется много лет, при хранении в обычном холодильнике — в течение нескольких недель, а при комнатной температуре — несколько дней.

Острому полиомиелиту свойственная определенная сезонность, хотя в странах с жарким климатом, особенно в тропиках, заболеваемость регистри­руется круглый год. В странах умеренного климата случаи заболевания острым полиомиелитом наблюдаются обычно летом и в начале осени. Зимой подъемы заболеваемости представляют крайнюю редкость, однако не исклю­чается возникновение спорадических случаев.

Заболевания встречаются во всех возрастных группах, но дети, особенно младшего возраста (до 5 лет), более подвержены заражению. В условиях широкой циркуляции полиовирусов дети старше 5 лет и взрослые приобрета­ют иммунитет в результате повторных встреч с вирусом. В период после вто­рой мировой войны в ряде стран (США, Дания, Швеция, Англия) произошло «повзросление» острого полиомиелита. Так, в США в течение 10 лет, пред­шествующих вакцинации, 25% всех пациентов были старше 15 лет, а в Шве­ции они составили 50 %. По мнению некоторых авторов, это можно было объяснить высоким уровнем гигиенических навыков в этих странах и отсут­ствием так называемой бытовой иммунизации [BottigerM., 1973].

Острый полиомиелит встречается во всех странах мира. Широкое приме­нение с конца 50-х — начала 60-х годов нашего столетия инактивированной вакцины Солка, а затем живой вакцины Сейбина (ЖВС) позволило добиться значительных успехов в борьбе с этим тяжелым заболеванием. В СССР показа­тели заболеваемости были снижены после проведения вакцинации ЖВС более чем в 100 раз. Несмотря на общую довольно благоприятную эпидемиологиче­скую ситуацию, в ряде стран продолжают регистрироваться отдельные спорадические случаи и эпидемические вспышки острого полиомиелита, чаще среди невакцинированных контингентов. В Советском Союзе наиболее небла­гополучными по острому полиомиелиту остаются территории, расположенные в южных районах страны — Средняя Азия, Северный Кавказ, Закавказье. Отсутствие у большинства заболевших данных о вакцинации, продолжающая­ся в этих районах циркуляция диких вирусов полиомиелита и низкий уровень коллективного иммунитета позволяют связать создавшуюся ситуацию с не­достаточной организацией специфической профилактики [Жевандрова В. Н. и др., 1975; Бойко В. М. и др., 1981,1982]. В качестве иллюстрации могут быть приведены данные (табл. 10), полученные при серологическом обследо­вании детей в Дагестанской АССР [Бойко В. М. и др., 1981]. Проведенная под строгим контролем кампания массовой вакцинации привела к значительному повышению коллективного иммунитета.

Вместе с тем нельзя отрицать, что эффективность вакцинации на террито­риях с жарким климатом может снижаться благодаря влиянию некоторых

Таблица 10

Наши рекомендации