Номера — левое; нечетные — правое полушарие.
моторной, нижнетеменной и височной зонами левого полушария сильных положительных корреляций. При выздоровлении (см. рис. 1) на ЭЭГ отмечается дизритмия с некоторым уменьшением амплитуды и периодичности Ф-волн и увеличением индекса а-ритма. Наибольшее число корреляций биопотенциалов было зафиксировано в правом полушарии, а в левом имела место сильная корреляция между лобной и моторной зонами. Таким образом, данное наблюдение показывает зависимость различий в динамике биоэлектрической активности мозга и ее пространственной организации от периода заболевания, а также свидетельствует о сохранении дисфункции корковых зон левого полушария к моменту клинического выздоровления ребенка.
У больных детей в остром периоде и при выздоровлении, как и у здоровых, больше всего корреляций имела моторная зона правого полушария (рис.2). Однако, в отличие от нормы, значительно изменялась динамика корреляций левого полушария. В остром периоде заболевания по сравнению с нормой число корреляций левой моторной зоны увеличивалось в 1,3 раза, а лобной, нижнетеменной и височной зон уменьшалось в 1,5 — 2 раза (все различия статистически достоверны, р<0,05), причем более всего (в 2 раза) было выражено уменьшение числа корреляций лобной зоны левого полушария. Интересно отметить, что в остром периоде все исследованные симметричные
Рис. 2. Организация пространственных корреляций биопотенциалов мозга у детей, больныхсерозным менингитом.
а — динамика корреляций биопотенциалов во всех зонах мозга; зд — корреляции у здоровых детей, оп — у больных в остром периоде, в — после выздоровления; б — измерение общего числа значимых корреляций биопотенциалов в правом (пунктир) и левом (сплошная линия) полушариях, %. I — здоровые дети; II — в остром периоде заболевания; III — при выздоровлении. Отведения. 1 — от лобных, 2 — моторных; 3 — нижнетеменных и 4 — височных зон. По оси ординат — общее количество значимыхкорреляций, %зоны обоих полушарий имели примерно одинаковое число корреляций; по-видимому, в измененных вследствие патологического процесса условиях проекционные и ассоциативные зоны обоих полушарий обладали примерно равновероятной способностью к установлению функциональных взаимосвязей, обеспечивающих адекватное поведение ребенка.
К моменту клинического выздоровления, как и у здоровых детей, отмечалась межполушарная асимметрия пространственной организации биопотенциалов корковых зон, причем асимметрия носила более резко выраженный характер, чем в норме. Увеличение числа корреляций правого полушария происходило за счет моторной и нижнетеменной зон. При этом корреляции правой моторной зоны увеличивались в 1,7 раза, а правой нйжнетеменной — в 2 раза (р <0,05) по сравнению с таковыми соответствующих зон левого полушария. При сопоставлении с острым периодом при выздоровлении число корреляций в правом полушарии было более высоким во всех зонах, а по сравнению с нормой в этом периоде не увеличивалось число корреляций только лобной зоны. В левом полушарии при выздоровлении отмечалось увеличение по отношению к острому периоду числа корреляций потенциалов лобной и височной зон, а нижнетеменной зоны — несколько уменьшалось (от 29,6 до 25,9 %). Если в правом полушарии в период выздоровления в состоянии покоя число корреляций проекционных и ассоциативных зон увеличивалось по сравнению с нормой, то в левом полушарии во всех зонах, кроме моторной, их количество не достигало того уровня, который отмечался у здоровых детей (см. рис. 2).
Таким образом, нами было установлено, что у больных серозным менингитом, наряду с наблюдаемыми визуально диффузными изменениями биоэлектрической активности общего неспецифического характера, при математической оценке ЭЭГ разных зон коры головного мозга можно выявитьболее тонкие локальные сдвиги. Эти изменения заключаются в основном в снижении числа корреляций биопотенциалов левого полушария, особенно ассоциативных лобных и нижнетеменных зон, и наиболее значительны в остром периоде заболевания. По данным физиологических исследований [Хризман Т. П., 1978], увеличение числа корреляций биопотенциалов мозга является одним из условий усиления функциональных контактов корковых зон при реализации различных психических процессов. Исходя из этого, можно полагать, что значительное уменьшение числа корреляций потенциалов лобных и нижнетеменных зон левого полушария у детей в остром периоде серозного менингита по сравнению с таковыми у здоровых детей свидетельствует о снижении функционального уровня ассоциативных зон левого полушария, которые уже в раннем онтогенезе играют ведущую роль в организации, регуляции и контроле высших психических функций ребенка [Хризман Т. П., 1978].
К моменту выздоровления степень связи биопотенциалов ассоциативных зон левого полушария не достигает той, которая отмечается у здоровых детей. По-видимому, можно считать, что сохранение дефицита функциональной активности ассоциативных лобных и нижнетеменных зон доминантного полушария является одной из причин развития у детей, перенесших серозный менингит, церебрастенического синдрома.
Увеличение числа корреляций потенциалов правого полушария мозга в остром периоде и при выздоровлении, очевидно, может быть расценено как показатель более активного функционального включения проекционных и ассоциативных зон правого полушария в организацию адаптивного поведения ребенка и его психической деятельности в условиях мозговой патологии, вызванной воспалительным процессом. Усиление функциональной роли корковых зон правого полушария может рассматриваться как один из возможных компенсаторных механизмог, регулирующих процесс выздоровления ребенка и восстановление его психической деятельности.
Реоэнцефалографические исследования.Клиническую картину развития внутричерепной гипертензии при энтеровирусных и других серозных менингитах дополняют данные изучений мозгового кровотока и тесно связанной с ним ликвородинамики. Так, по данным РЭГ, в остром периоде болезни отмечается увеличение коэффициентов тонического напряжения сосудов и межпо-лушарной асимметрии. РЭГ-волны имеют крутую восходящую часть, острую вершину, а на катакротической части — 1 — 2 дополнительных зубца; почти у половины больных регистрируются пресистолические волны. Амплитуда РЭГ по сравнению с нормой снижается, к окончанию острого периода наблюдается тенденция к ее увеличению, но нормы она не достигает. Величина тонического напряжения сосудов по мере выздоровления также снижается, но и она не достигает нормы, особенно в левом полушарии (табл. 5). Амплитуда и коэффициент тонического напряжения сосудов обнаруживают тенденцию к нормализации по мере клинического выздоровления, а коэффициент межпо-лушарной асимметрии РЭГ к концу острого периода увеличивается по сравнению с началом заболевания (см. табл. 5).
Эхоэнцефалографические исследования.При эхо-ЭГ-обследовании в остром периоде у трети больных выявляются умеренно выраженные признаки внутричерепной гипертензии. Наиболее характерно наличие на эхо-ЭГ двух-зубцового и многопикового или расщепленного М-эха с расширенным основанием. Характерной чертой является также наличие латеральных эхосигналов, которые, будучи отражением от расширенного нижнего бокового желудочка, характеризуют состояние гидроцефалии и имеют важное диагностическое значение. Количественно положение латерального эхосигнала выражается показателем «индекса мозгового плаща». В остром периоде серозных менин-Таблица5
Показатели РЭГ в остром периоде серозного менингита и при клиническом
выздоровлении
Показатели РЭГ | Полушарие | Норма | Острый период | Выздоровление |
Амплитуда пульсовой | Левое | 0,17 ±0,009 | 0,14 ±0,008* | 0,15 ±0,020 |
волны, Ом | Правое | 0,18 ±0,016 | 0,15 ±0,010 | 0,17-4-0,016 |
Коэффициент тониче- | Левое | 9,2 ±0,3 | 12,34-1,5* | 10,6-4-1,1 |
ского напряжения, % | Правое | 9,6 ±0,3 | 14,6 ±0,7* | 13,4 ±1,0* |
Коэффициент асиммет- | ||||
рии, % | —-— | 16,1 ±2,1 | 18,2 ±2,5 | 28,2 ±5,1* |
* Различия достоверны, р<0,05.
гитов этот показатель значительно увеличен (до 3,0 при норме 2,1) в правом полушарии. В период клинического выздоровления лишь у 25 % больных, по данным эхо-ЭГ, происходят уменьшение ширины М-эха и снижение «индекса мозгового плаща», что свидетельствует об уменьшении признаков ликворной гипертензии. У остальных детей к моменту так называемого «клинического выздоровления» от серозного менингита не наступает полной нормализации ликвородинамики.
Нейропсихологические исследования.Наши многолетние наблюдения, а также данные некоторых других авторов [Горячкина М. В., Дадиомова М. А. и др., 1978] показывают, что, несмотря на кажущуюся легкость течения, серозные менингиты нередко имеют те или иные последствия, наиболее частыми среди которых являются функциональные расстройства нервной системы типа церебрастенического синдрома (повышенная утомляемость, снижение внимания и темпов психической деятельности, отвлекаемость, ослабление мнестических процессов при сохранности интеллекта, изменение поведения).
Нами был проведен анализ структуры расстройств высших корковых функций у больных серозным менингитом в остром периоде заболевания и прослежена динамика их восстановления по мере выздоровления. Использовалась методика А. Р. Лурия (1969), адаптированная к детскому возрасту. Анализ полученных нарушений различных форм психической деятельности позволил выявить, что в остром периоде у детей отмечаются изменения произвольных движений и действий, что выражается в снижении скорости простой двигательной реакции, увеличении ошибок при реакции выбора, неправильном выполнении двигательной программы.
При выздоровлении наблюдается улучшение в выполнении этих тестов, однако число правильных реакций остается более низким, чем у здоровых детей (табл. 6).
При рисовании у детей в остром периоде болезни отмечается преобладание простых, схематичных рисунков, отсутствие мелких деталей и несоблюдение пропорций. Более сложное задание (перерисовать буквенную фразу по образцу) дети вообще отказывались выполнять, хотя 42,8 % здоровых детей того же возраста успешно справляются с этим заданием, а 57,2 % пытаются его выполнить, но допуская ошибки. При выздоровлении отмечается улучшение характера выполнения рисунков: появляются мелкие детали, более аккуратное исполнение, даже эмоционально рисунки становятся более выразительными (рис. 3).
Исследование речевых функций не выявило дефектов фонематического слуха и речи. Однако в отличие от нормы отмечались заторможенность речи, преобладание простых, односложных ответов, неспособность к связному рассказу по картинке, к пересказу короткого рассказа. Исследование зритель-
Таблица6