Итоговое занятие по освоению учебного раздела «Протозоология”.
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных простейшими, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей типов Саркомастигофора, Апикомплекса и Цилиофора.
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение Простейших – паразитов человека;
2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных Простейшими (протозоозов);
3) овладеть методами микроскопического анализа при выявлении возбудителей протозойных инвазий человека;
4) знать меры общественной и личной профилактики протозойных инвазий человека.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение и способы размножения одноклеточных организмов – простейших;
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- общую характеристику животных подцарства Простейшие;
- систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение животных подцарства Простейшие;
- способы лабораторной диагностики при подозрении на заболевания, вызванные Простейшими;
- меры общественной и личной профилактики протозоозов.
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ кала и находить цисты дизентерийной амебы, кишечной амебы и лямблии;
· проводить микроскопический анализ крови и дифференцировать разные Простейших;
· проводить микроскопический анализ мазков из влагалища и находить трихомонад;
· решать ситуационные задачи по Протозоологии.
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №10 «Медицинская протозоология» и рекомендуемой учебной литературы.
Вопросы для подготовки к итоговому контролю:
1) Типы взаимоотношений между организмами как предмет синэкологии.
2) Паразитизм и его экологические основы. Классификация паразитов. Классификация хозяев паразитов.
3) Характеристика системы «паразит-хозяин».
4) Морфофизиологическая и биологическая адаптация паразитов. Ответные реакции организма хозяина.
5) Основные понятия и термины медицинской паразитологии (источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, факторы передачи инвазии и др.)
6) Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.
7) Классификация и общая характеристика животных подцарства Простейшие (Protozoa), классов Саркодовые (Sarcodina) и ресничные (Ciliata).
8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие амеб (Entamoeba histolytica, Entamoeba coli, Entamoeba gingivalis).
9) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза.
10) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие Balantidium coli.
11) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза.
12) Классификация и общая характеристика класса Жгутиконосцы (Mastigophora).
13) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие лейшманий.
14) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика лейшманиозов.
15) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трипаносом.
16) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика африканского и американского трипаносомозов.
17) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие лямблий.
18) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза.
19) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трихомонад: влагалищной, ротовой и кишечной.
20) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика урогенитального трихомоноза.
21) Классификация и общая характеристика класса Споровики (Sporozoa).
22) Систематическое положение, строение, географическое распространение и цикл развития токсоплазмы (Toxoplasma gondii)
23) Источники инвазии, инвазионные стадии, способы инвазии и факторы передачи токсоплазмоза.
24) Патогенное действие токсоплазмы и особенности клинической картины при токсоплазмозе.
25) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики при токсоплазмозе.
26) Систематическое положение, строение, географическое распространение, цикл развития, способы инвазии и патогенное действие пневмоцисты.
27) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика пневмоцистоза.
28) Систематическое положение, строение, географическое распространение, цикл развития, способы инвазии и патогенное действие саркоцисты.
29) Симптоматика, лабораторная диагностика и профилактика саркоцистоза.
30) Классификация и общая характеристика отряда Кровяные споровики (Haemosporidia).
31) Систематическое положение, строение и географическое распространение малярийного плазмодия.
32) Виды малярийных плазмодиев, паразитирующих в организме человека
33) Малярия как трансмиссивное природно-очаговое заболевание: цикл развития малярийного плазмодия.
34) Патогенное действие и симптоматика малярии в зависимости от стадии жизненного цикла возбудителя.
35) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики малярии.
36) Успехи борьбы с малярией в СССР и задачи противомалярийной службы на современном этапе.
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Итоговый контроль по билетам, включающим три теоретических вопроса, анализ микропрепарата и ситуационную задачу по разделу «Протозоология».
Пример билета: