Подцарство Protozoa. Тип Аpicomplexa. Класс Sporozoa. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных простейшими класса Споровики, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей отрядов Кокцидии и Гемоспоридии.
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение представителей класса Кокцидиеобразные;
2) изучить патогенез и симптоматику токсоплазмоза, пневмоцистоза, саркоидоза и малярии;
3) изучить строение и морфологические отличия токсоплазмы, пневмоцисты, саркоцисты и малярийного плазмодия.
4) обучить технике микроскопического анализа толстой капли крови при подозрении на малярию;
5) знать меры личной и общественной профилактики паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Кокцидиеобразные (токсоплазмоз, пневмоцистоз, саркоидоз и малярия).
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение одноклеточных организмов, способы бесполого и полового размножения одноклеточных.
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- основы медицинской протозоологии (систематика, классификация простейших);
2. После изучения темы:
1) систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей класса Кокцидиеобразные;
2) способы лабораторной диагностики при подозрении на токсоплазмоз, пневмоцистоз, саркоидоз и малярию;
3) меры общественной и личной профилактики паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Кокцидиеобразные (токсоплазмоз, пневмоцистоз, саркоидоз и малярия).
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ крови и находить токсоплазмы;
· проводить микроскопический анализ толстой капли крови и идентифицировать морфологические формы малярийного плазмодия.
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №10 «Медицинская протозоология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Классификация и общая характеристика животных класса Кокцидиеобразные (Sporozoa).
2) Систематическое положение, строение, географическое распространение и цикл развития токсоплазмы (Toxoplasma gondii)
3) Источники инвазии, инвазионные стадии, факторы инвазии, способы и пути инвазии токсоплазмоза.
4) Патогенное действие токсоплазмы и особенности клинической картины при токсоплазмозе.
5) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики при токсоплазмозе.
6) Систематическое положение, строение, географическое распространение, цикл развития, способы инвазии и патогенное действие пневмоцисты (Pneumocystis carini).
7) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика пневмоцистоза.
8) Систематическое положение, строение, географическое распространение, цикл развития, способы инвазии и патогенное действие саркоцисты (Sarcocyctis hominis).
9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика саркоцистоза.
10) Классификация и общая характеристика животных отряда Кровяные споровики (Haemosporidii)
11) Систематическое положение и строение малярийного плазмодия (Plasmodium malaria)
12) Виды малярийных плазмодиев, паразитирующих в организме человека
13) Малярия как трансмиссивное природно-очаговое заболевание: географическое распространение и цикл развития малярийного плазмодия (Plasmodium malaria)
14) Патогенное действие и особенности клинической картины при малярии в зависимости от стадии жизненного цикла возбудителя.
15) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики малярии.
16) Успехи борьбы с малярией в СССР и задачи противомалярийной службы на современном этапе.
4. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. К способам бесполого размножения споровиков относятся …
1) деление на два путем митоза
2) конъюгация
3) множественное деление
4) спорогония
5) копуляция
6) почкование
2. Окончательным хозяином малярийного плазмодия являются… .
1) свиньи
2) домашние птицы
3) кошки
4) человек
5) грызуны
6) комары
3. Для токсоплазмы человек является … хозяином.
1) окончательным
2) промежуточным
3) резервуарным
4. Для диагностики пневмоцистоза проводится анализ … .
1) фекалий
2) мочи
3) слюны
4) мокроты
5) крови
Выполнить другие задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучить и зарисовать микропрепараты:
1. Трофозоит токсоплазмы
Трофозоит токсоплазмы (преп. №9) |
2.Малярийный плазмодий в эритроцитах человека (толстая капля крови)
|
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
- Для диагностики, каких протозойных паразитных заболеваний необходимо исследовать мазок крови?
- Каким способами можно заразится токсоплазмозом?
- Почему акушеры должны осторожно рассматривать целостность плаценты после родов (обязательно в резиновых перчатках)? Каким протозойным заболеванием возможно заражение?
- Какова продолжительность эритроцитарного периода у малярийного плазмодия? Какие стадии развития шизонтов можно обнаружить в эритроцитах периферической крови?
- Почему человек перенесший малярию, не может быть донором?
Ситуационные задачи
- В мазке крови больного обнаружены эритроциты, в которых найдено по 6-8 меразоидов, расположенных правильно в виде цветка маргаритки вокруг темно-бурого пигмента. Можно ли точно сказать на основании этого исследования, каким видом плазмодия заражен человек?
- В детскую поликлинику обратилась школьница – ученица 6 класса с жалобами на тупые головные боли, ухудшение сна, раздражительность, снижение работоспособности. В последнее время стала плохо учиться. В течение 3 недель наблюдается субфебрильная температура. При осмотре обнаружено: уплотнение лимфоузлов, увеличение печени. Выяснилось, что девочка очень любит животных, особенно кошек. Поскольку родители запретили ей иметь домашнюю кошку, она часто общается с бездомными кошками. Врач заподозрил хроническую форму опасного заболевания и предложил перевести паразитологические исследования: микроскопирование мазков крови и пунктата лимфоузлов. О каком протозойном заболевании можно подумать? Что можно обнаружить в мазках крови и пунктате лимфоузлов и других органов?
- Возвратясь из Индии, советский специалист – нефтяник почувствовал недомогание, головную боль, озноб («зуб на зуб не попадает») длящийся 2-3 часа и сменяющийся жаром. Температура во время озноба достигала 39,5-40,0 С0. отмечались судороги, рвота. Через 4 часа температура снизилась до 35,5 С0 , отмечался пот. Подобный приступ повторился на 3-й день после предыдущего приступа. Для уточнения диагноза заболевания была взята кровь из пальца (толстая капля и мазок крови). При окраске препаратов по методу Романовского – Гимзы в эритроцитах обнаружены мелкие кольцеобразные образования, размером 1/6-1/5 диаметра эритроцита, часто 2-3 кольца в одном эритроците. О каком заболевании можно подумать? Обоснуйте диагноз заболевания?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 20
1. Тема: