Раздел 4. Выписывание, хранение и применение лекарственных средств
Актуальность темы: К лекарственным средствам относят различные химические соединения (естественного происхождения или синтезированные искусственно), применяемые для диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Медицинская сестра должна знать и строго выполнять требования и правила хранения, применения лекарственных средств, т.к. любая ошибка (даже незначительная) может привести к серьезным последствиям для здоровья и жизни больного. Способ введения лекарственных средств определяет врач. Действие лекарств на организм зависит не только от дозы, но и от возраста пациента, состояния его организма. Для успеха лекарственной терапии важно, чтобы пациент владел достаточной информацией о лекарственных препаратах, которые он получает. Необходимо строго уяснить, что все лекарственные средства, вводимые парентерально и необходимый медицинский инструментарий должны быть стерильными. Медицинский работник должен соблюдать правила асептики и антисептики. Необходимо воспитывать в себе чувства ответственности и аккуратности при выполнении этих процедур.
Знать: -способы введения лекарственных средств;- преимущества и недостатки при введении лекарственных средств энтерально;- правила хранения и использования лекарственных средств для наружного применения; - обучение пациентов наружному и энтеральному приему лекарственных средств; -принципы безопасности во время употребления лекарственных средств; -пути введения антибиотиков в организм; - правила разведения антибиотиков; -расчет дозы антибиотика; -технику введения в/к, п/к, в/м, в/в инъекций; -анатомические участки выполнения в/к, п/к, в/м, в/в инъекций; -размер шприца, длину и диаметр иголки при выполнении в/к инъекции; -количество препарата, которое вводить при в/к, п/к, в/м, в/в инъекциях; -угол введения иголки при выполнении в/к, п/к, в/м, в/в инъекций
Уметь: - определить групповую принадлежность антибиотиков; -выбрать раствор для определенного антибиотика; -развести антибиотик; -рассчитать дозу антибиотика; -ввести антибиотик по назначению врача.- применять лекарственные средства для наружного применения; -научить больного правильно принимать лекарственные средства энтерально(через рот, под язык); -квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности; -выполнять правила техники безопасности при выполнении инъекций;
Заполните глоссарий медицинских терминов и понятий
Этиотропное использование
Симптоматическое использование
Заместительное использование
Токсикомания
Абстинентный синдром
Энтеральное введение
Парентеральное введение
Ингаляции
Сублингвальное применение
Ректальное применение
Суппозитории
Настойка
Настой
Отвар
ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
Материалы для самоконтроля
Вопросы:
1. Какое количество лекарственного вещества можно ввести одномоментно внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно| (струйно и капельно|)?
2. Какая особенность введения|ввода| инсулина?
3. Какая особенность введения|ввода| гепарина?
4. Какая особенность введения|ввода| масляных|масличных| растворов?
5. Какая особенность введения|ввода| бициллина?
6. Что такое аутогемотерапия? Назовите показание.
7. Что такое кровопускание? Назовите показание.
8. Что такое инфузия?
9. Как подготовить флакон с инфузионным раствором?
10.. Как дополнительно ввести лекарственные средства во время инфузии?
11. Как заполнить преждевременно освобожденную от жидкости капельницу?
12. Как освободить переполненную капельницу?
13. Какое количество крови нужно взять из вены на одно лабораторное исследование?
14. Какая особенность взятия крови для бактериологического исследования?
15. Какие правила взятия крови на анализ через|из-за| подключичный катетер?
16. Какая особенность взятия из вены крови на коагулограмму?
17. Какая особенность взятия из вены крови на наличие алкоголя?
18. Какая экипировка должна быть у медицинского работника во время выполнения| инъекции, взятие крови на анализ?
19. Как предотвратить возможные осложнения|усложнением| при инъекции: инфильтрат; медикаментозная эмболия; обморок; аллергические| реакции; попадание| отломанной иглы в ткань; некроз ткани; повреждение нервного ствола; воздушная эмболия; тромбофлебит; ошибочное введение| лекарств; отдаленные осложнения (гепатит В, С, СПИД, сифилис)?
Раздел 5. Наблюдение и уход за пациентами с нарушением терморегуляции, заболеваниями органов дыхания, заболеваниями сердечнососудистой системы, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями мочевыделительной системы, тяжелобольными и агонирующими.
Актуальность темы:Работа медсестры в ЛПУ состоит в оказании помощи пациентам при неотложных состояниях, требующих квалифицированной помощи врача и четкого выполнения назначений средним медработником. Медработники должны правильно вести наблюдение за пациентами, уметь дать правильную оценку состоянию пациента, в случае необходимости оказать немедленно самостоятельно неотложную помощь. При уходе за пациентом необходимо следить не повышается ли у него температура тела. Повышение температуры тела может быть симптомом многих заболеваний и м/с должна правильно и своевременно оказать помощь больным.
Нормальное дыхание беззвучно и незаметно для других. Человек обычно дышит через нос с закрытым ртом. При заболевании органов дыхания (трахеи, бронхов, легких, плевры) появляются нарушения их функциональной деятельности, которые обуславливают появление у больных неприятных ощущений: одышку, кашель, боль в грудной клетке, кровохарканье.
К тяжелым заболеваниям внутренних органов относятся заболевания сердца и кровеносных сосудов, которые нередко приводят к мгновенной смерти. Поэтому определение характеристик артериального пульса и измерения артериального давления необходимо для оценки состояния как у здоровых, так и у больных. Поэтому знания об их патогенетическом механизме, способе измерения и регистрации являются необходимыми в динамике наблюдения за больными, оказания им необходимой помощи при смене этих показателей на определенном уровне.
Изменения в организме, которые обусловлены заболеванием, конечно влияют на изменения в крови, моче, кале, а также выделениях различных органов и желез человека. Они имеют важное диагностическое значение, и контроль за ними осуществляется с помощью специальных лабораторных и инструментальных методов исследования.
Материал для исследования определяется клиническими особенностями заболевания.
При заболеваниях органов пищеварения на исследование берут желудочный сок, чтобы определить секреторную и моторную функции желудка и желчи для выявления заболеваний печени, желчного пузыря и желчных протоков.
Медицинская сестра, которая осуществляет наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей, должна уметь правильно оценить наиболее важные симптомы и дать больным необходимую неотложную доврачебную помощь.
Знать:строение термометра, правила хранения и пользования термометром; виды термометров; правила измерения температуры тела; регистрация результатов, цифровое и графическое записывание данных термометрии; виды температурных кривых, стадии лихорадки, основные симптомы; особенности наблюдения и ухода в каждой стадии; снижение температуры тела (критическое, литическое); возрастные особенности температурных реакций; возможные проблемы пациента; медсестринские вмешательства в развязывание проблем, которые возникли; определение частоты дыхания, записывание результатов; основные симптомы при заболевании органов дыхания; одышка (инспираторная, экспираторная, смешанная); наблюдение и уход за пациентами с одышкой; подача кислорода, правила пользования кислородной подушкой и кислородными установками; технику безопасности при работе с кислородом; кашель, характер кашля (сухой, влажный); уход за пациентами во время кашля; сбор мокроты, дезинфекция плевательниц; наблюдение и уход за пациентами во время кровохарканья и легочного кровотечения, оказание врачебной помощи; подготовка пациента и всего необходимого оснащения для проведения плевроцентеза, ассистировать врачу во время пункции; патологические типы дыхания: Куссмауля, Чейна-Стокса, Биота; основные функции системы кровообращения; пульс, его характеристика (ритм, частота, наполнение, напряжение); техника определения пульса, регистрация результатов (цифровое и графическое в температурном листе); нарушение пульса: брадикардия, тахикардия, аритмия; артериальное давление (систолическое, диастолическое, пульсовое); методику измерения артериального давления по М.С.Короткову; возрастные особенности артериального давления; симптомы повышения и снижения давления; симптомы нарушения АД при заболеваниях органов кровообращения; наблюдение и уход за пациентами с нарушением функции системы кровообращения; возможные проблемы пациента: тахикардия, брадикардия, аритмия, гипотензия, гипертензия; основные симптомы нарушения функций системы пищеварения; виды рвоты; способы оказания помощи пациенту во время рвоты; способы промывания желудка; понятие о метеоризме; показания и противопоказания к промыванию желудка; показания и противопоказания к применению газоотводной трубки; виды клизм; показания и противопоказания к постановке клизм; возможные осложнения при постановке клизм; основные симптомы нарушения функции мочевой системы; цели катетеризации мочевого пузыря; противопоказания и возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря; виды катетеров; виды сменных мочеприемников; техника определения суточного диуреза и водного баланса
Уметь: -измерить температуру тела, отметить данные в температурном листе; оказать больному доврачебную помощь при лихорадке (по периодам); дезинфицировать и хранить термометры, -определить тип дыхания; подсчитать частоту дыхательных движений; дать характеристику дыханию; оказать помощь пациенту при одышке, кашле, кровохаркании и легочном кровотечении; подать кислород пациенту через носовой катетер, маску; собрать мокроту на обследование; продезинфицировать индивидуальную плевательницу; подготовить оснащение и пациента к плевроцентезу, ассистировать врачу; провести дезинфекцию оборудования и инструментария; подсчитать пульс; определить артериальное давление; записать результаты подсчета пульса и измерения давления; проанализировать результаты исследования пульса и измерения давления; определить отеки; определить суточный диурез и подсчитать водный баланс; подать кислород больному; оказать неотложную доврачебную помощь пациенту при болях в сердце, при гипертоническом кризе и сердечном удушье; оказать помощь во время рвоты; оказать неотложную помощь больному при аспирации рвотных масс; провести промывание желудка; собрать промывные воды и рвотные массы на лабораторное исследование; оказать помощь при метеоризме; оказать помощь пациенту при желудочном кровотечении; осуществить постановку клизм: очистительной, сифонной, гипертонической, масляной, лечебной; пояснить пациенту суть манипуляций; провести дезинфекцию кружки Эсмарха, газоотводной трубки, зондов, наконечников; подготовить пациента к катетеризации мочевого пузыря; подготовить катетер и все необходимое для катетеризации мочевого пузыря; оказать помощь больному во время задержки мочи; определить отеки; - оказать помощь больному с недержанием мочи
Заполнить немые графы:
Перечислить симптомы при заболеваниях мочевыделительной системы | ||||||||
Перечислите показания для катетеризации мочевого пузыря | Заполните ряды 1. 2. 3. 4. | |||||||
Противопоказания для катетеризации мочевого пузыря | Заполните ряды 1. 2. 3. | |||||||
ПУЛЬС - __________________________________________________________________________ | ||||||||||||||
Зависимость пульса | ||||||||||||||
Свойства пульса | ||||||||||||||
Места исследования пульса | ||||||||||||||
Артериальное давление - | ||||
Систолическое давление Норма - | Диастолическое давление Норма - | Пульсовое давление | ||