Раздел 3. Теория и методология сестринского процесса
Актуальность темы:
Сегодня, как никогда пациенты требуют качественно новой сестринской помощи, которая станет возможной во время осуществления сестринского процесса.
Сестринский процесс- это метод организации и оказания сестринской помощи. Суть сестринского дела заключается в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе ухода дожна быть не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решения проблем пациента.
Пациент-это личность, которая требует комплексного подхода. Одним из обязательных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов семьи) в принятии решений относительно цели ухода, плана и способов сестринского вмешательства.
Первой фазой медсестринского процесса является сбор данных с медсестринскими целями. Медсестринское определение проводится с целью индефикации актуальных или потенциальных проблем и фокусируется на состоянии здоровья или благополучия пациента, его функциональных способностях, физическом статусе, силах и возможностях пациента справиться с проблемами в здоровье.
Знать: сущность этапов сестринского процесса, источники информации, особенности общения во время оценки состояния пациента, классификацию потребностей человека, классификацию проблем человека, критерии оценки приоритетности проблем пациента, классификацию сестринских диагнозов;фазы этапа планирования; правила составления плана медсестринских вмешательств; стандарты сестринского ухода; виды, способы, и методы медсестринских вмешательств
Уметь: провести опрос пациента и его родственников, оценить полученные данные, определить и сформулировать проблемы пациента, сформулировать сестринский диагноз, выявить неудовлетворенные потребности человека, определить приоритетность проблем пациента, определить цель ухода;выявить проблемы пациента; составить план медсестринских вмешательств; осуществить уход и наблюдение за пациентом, согласно плана; вести медицинскую документацию.
3.1. Сестринский процесс: понятия и термины
Задание № 1
Сестринский процесс – это _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Цель сестринского процесса – это ________________________________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Задание № 2
Основные этапы сестринского процесса.
1. ___________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________ _______________
3. ____________________________________________________________________ _______________
4. ____________________________________________________________________ _______________
5. ____________________________________________________________________ _______________
Первый этап сестринского процесса: сестринское обследование.
Задание № 1
Ответить на вопросы.
Что включает в себя субъективное обследование пациента? __________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Какие данные о пациенте будут считаться физиологическими? _______________ _________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Какие данные о пациенте будут считаться психологическими? ________________ ________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Какие данные о пациенте будут считаться социальными? ____________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Какую информацию включают в себя данные об окружающей среде? __________ ________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Второй этап сестринского процесса: интерпретация полученных данных.
Задание № 1
Дать определение проблем пациента, пользуясь лекцией.
Проблема – это ________________________________________________________ _________________
______________________________________________________________________ ________________
Настоящие – это _______________________________________________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Потенциальные – это ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Приоритетные – это ____________________________________________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Физиологические – это ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Психологические – это ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Духовные – это ________________________________________________________ _________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Социальные – это _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание № 2
Ответить на вопросы к ситуационной задаче
Задача
Медицинская сестра посетила на дому пациентку 80 лет с заболеванием коленных суставов. Пациентка жалуется на то, что последнее время из – за болей в коленных суставах не может сама ходить и для осуществления самых простых нужд должна обращаться за помощью к родственникам, которые днем на работе. Пациентка плохо видит, общение с близкими затруднено. Знакомые и соседи бывают редко.
Задания
1. Какие потребности у пациентки нарушены? ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
2. Каковы настоящие проблемы пациентки?
______________________________________________________________________ ________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. Какова приоритетная проблема? _____________________________ ___________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание № 3
Определить характер проблем пациента.
№ п/п | Проблема | Характер проблемы в зависимости от уровня нарушенных потребностей |
Одышка при физической нагрузке | ||
Дефицит информации о заболевании | ||
Страх по поводу исхода операции | ||
Страх по поводу состояния здоровья ребенка | ||
Риск развития желудочного кровотечения | ||
Тоска по дому | ||
Отеки нижних конечностей | ||
Боль в области тазобедренных суставов | ||
Риск инфицирования туберкулезом членов семьи | ||
Снижение памяти | ||
Невозможность самоухода | ||
Самоизоляция |
Третий этап сестринского процесса: определение целей сестринского ухода
Задание № 1
Написать определение целей сестринского ухода
Цели - это ____________________________________________________________ ________________
______________________________________________________________________ ________________
______________________________________________________________________ ________________
Краткосрочные цели – это _______________________________________________ ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Долгосрочные цели – это ________________________________________________ ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Требования, предъявляемые к целям:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание № 2
Пользуясь учебником дать определение понятия «план сестринского ухода»
__________________________________________________________________ ____________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Задание № 3
Решить задачу
Пациентка пожаловалась на повышенную температуру тела. Сформулировать цели сестринского ухода по данной проблеме.
Краткосрочная – _______________________________________________________ ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Долгосрочная – ________________________________________________________ ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
3.5. Четвертый этап сестринского процесса: планирование объема сестринского
вмешательства и реализация плана.
Задание № 1
Сестринское вмешательство – это _________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Зависимое вмешательство – это___________________________________________ ________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Независимое вмешательство – это_________________________________________ ________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Взаимозависимое вмешательство – это_____________________________________ ________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ________________
Задание № 2
Методы сестринских вмешательств:
1. ____________________________________________________________________ ________________
2. ____________________________________________________________________ ________________
3. ____________________________________________________________________ ________________
4. ____________________________________________________________________ ________________
Задание № 3
Заполнить таблицу, используя данные ситуационной задачи.
10 октября медсестру школы – интерната пригласил воспитатель к ученице Ивановой, 16 лет. Пациентку беспокоят боли в горле при глотании, озноб, общая слабость, головная боль. Заболела накануне после переохлаждения. Аллергии не отмечает. Вредных привычек нет.
Медсестра перевела пациентку в изолятор и там продолжила обследование: измерила температуру тела (37,90С); определила пульс (94 удара в минуту, ритмичный, полный); подсчитала ЧДД (23 в минуту); измерила АД (105/60 мм рт. ст.); осмотрела зев (миндалины увеличены, гиперемированы).
Медсестра предложила пациентке соблюдать постельный режим, посоветовала употреблять побольше жидкости, приготовила сладкий чай и вишневый напиток, она укрыла девушку дополнительным одеялом, приготовила и приложила грелку к ногам.
Затем медсестра пригласила врача, который установил диагноз «ОРВИ» и назначил медикаментозное лечение.
Медсестра выполняла назначения врача (давала жаропонижающие лекарства и витамины), измеряла каждые 2 часа температуру тела и регистрировала полученные данные. Она обучила пациентку правилам подготовки к сдаче мочи для исследования.
Вид вмешательства | Действия медсестры |
Зависимые | |
Независимые | |
Взаимозависимые |