Раздел i. теория и методология

ПОЛИТОЛОГИЯ.

краткое изложение лекционного курса

Пособие для студентов

лечебного, педиатрического, медико-психологического,

медико-диагностического факультетов и факультета

иностранных учащихся

Под редакцией Л.И. Лукьяновой

Гродно

ГрГМУ

УДК 32.01.(075.8)

ББК 66.01я7

П 50

Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол №6 от 22 мая 2008 г.).

Авторы: канд. историч. наук, проф. Л. И. Лукьянова (введение; раздел 1 тема 2 §1-6; раздел 4 тема 11, тема 13);

канд. историч. наук, препод. Л. Г. Короленок (раздел 2 тема 3,

тема 6 §5, 6, тема 8, тема 10; раздел 5 тема 14, 15);

препод. Ю. С. Жуковская (раздел 1 тема 1, тема 6 §1-4, тема 7;

раздел 3 тема 9, 12; краткий словарь терминов);

препод. С. Р. Савко (раздел 1 тема 2 §7, 8; тема 4, 5; раздел 5

тема 16; краткий словарь терминов).

  П 50 Политология. Краткое изложение лекционного курса : пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического факультетов и факультета иностранных учащихся / Л. И. Лукьянова, Л. Г. Короленок, Ю. С. Жуковская, С. Р. Савко. Под редакцией Л.И. Лукьяновой. - Гродно: ГрГМУ, 2008. - 176 с.

ISBN 978-985-496-424-9

В структуру пособия включены 16 тем лекционного курса, читаемого студентам-медикам. Тематика ответов на вопросы структурно включена в логику типовой программы курса «Политология», содержащую 5 основных разделов и включенных в разделы соответствующих тем курса. В пособии также представлены: список основной и дополнительной литературы, словарь политологических терминов и понятий, примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу.

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии ГрГУ им. Я.Купалы Е.В. Пиульский.

На обложке пособия изображен фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа».

УДК 32.01.(075.8)

ББК 66.01я7

ISBN 978-985-496-424-9

© УО «ГрГМУ», 2008

раздел i. теория и методология - student2.ru
ВВЕДЕНИЕ

Политика, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, является неотъемлемой частью человеческого существования. Она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.

Политические знания, культура политического поведения нужны каждому человеку, независимо от его профессии, статуса, возраста. Особенно необходимы политические знания и навыки молодым людям, отличающимся максимализмом и нигилизмом, радикальностью суждений и действий, восприимчивостью к демагогическим призывам.

Помочь человеку правильно ориентироваться в лабиринте человеческих отношений, уяснить сущность, природу и механизм осуществления политической власти, нормы политического поведения и политические ценности призвана современная политическая наука.

Данное пособие ориентировано на студентов медицинского университета. Оно подготовлено на основе образовательного стандарта по дисциплине «Политология» и с учетом опыта преподавания политической науки в ГрГМУ.

В пособии рассматриваются фундаментальные положения современной политической науки, особенности развития политического процесса и политической жизни в Республике Беларусь.

Пособие написано в жанре конспективного изложения политологического материала на базовые вопросы, изучаемого студентами курса «Политология».

Не все разделы пособия равнозначны по объему и содержанию. Одни разделы представлены в меньшем объеме, другие - в развернутом виде. Это не означает, что в соответствующем объеме требуются знания на экзамене.

Пособие призвано помочь студенту, опираясь на логику излагаемого политологического материала, выстроить схему ответа, а также продемонстрировать способности и умения расширить рамки конспективно рассматриваемого вопроса обращением к материалу существующих учебных пособий, дополнительной литературе по изучаемому курсу.

Авторы надеются, что пособие окажет существенную помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, сдаче экзаменов, в процессе работы над докладами и рефератами, а также послужит ориентиром и методической базой при самостоятельном изучении курса «Политология».

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ТЕМА 1. Политология как наука и учебная дисциплина

Структура и уровни политики

Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется, в основном, отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства.Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

В практической жизни политика проявляет себя многообразно: как вид политических отношений; как целенаправленный политический интерес; как совокупность политических организаций; как особый тип политической деятельности и политического поведения; как определенные уровни политического сознания.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика обуславливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной, а в определенных условиях она активно влияет на последнею и может вносить в нее коррективы.

По критерию различия сфер общественной жизни внутреннюю политику можно разделить на экономическую, социальную, национальную, духовную, государственную.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать как глобальную, стратегическую и тактическую.

Политика как вид деятельности также реализуется на нескольких уровнях:

· макроуровеньсвязан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;

· микроуровень охватывает отдельные организации - партии, профсоюзы, корпорации, фирмы;

· мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.). Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

С макроуровнем политики связаны ее функции, характеризующие важнейшие направления воздействия политики на общество. Основными функциями политики являются:

· разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;

· поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;

· авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ;

· предотвращение и регулирование конфликтов;

· функция конституирования сложных социальных субъектов (определение общих интересов субъектов политики, выработка приемлемых правил поведения, распределения функций и ролей между субъектами и т.д.).

Кроме вышеназванных, политика выполняет и ряд специфических функций: поддержание классового или социального господства; защита прав человека; привлечение граждан к управлению государством и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общественного блага и некоторые другие.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на различные социальные явления.

Политические теории ХХ века

Существенный вклад в становление политической науки ХХ в. внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) в своих работах «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и другие исследовал политику с позиций «понимающей социологии».

В его учении центральное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом о политической власти. Бюрократия рассматривалась им как «инструмент власти», который обеспечивает упорядоченное существование общества. Исследуя феномен бюрократии, Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления. Бюрократизация, по Веберу, развивалась в различных обществах и укоренялась не только в сфере политики, но и экономики и др. областях социальной жизни. Считая неизбежным и необходимым существование бюрократии, Вебер в то же время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества. Во избежание таковой он обосновал теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитом (прямым голосованием) всего народа, дополняет силу парламентской демократии.

Характеризуя феномен власти, Вебер выделяет три идеальных типа государства: традиционный, опирающийся на ритуал, на устойчивый стереотип управления; харизматический, ориентированный на сверхъестественные свойства вождя; легальный или рациональный - опирающийся на закон, который признается как властью, так и подданными. Государственная власть, по Веберу, основана на насилии и готовности поданных подчиняться этому насилию. Признание насилия законным и оправданным получает у Вебера название легитимности.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Вместе с тем, он предостерегал от чрезмерного преувеличения функций государства. Противовесом ему, по Дюркгейму, являются группы и ассоциации, ограничивающие политическую власть государства.

Итальянские ученые В. Парето (1848-1923) и Г. Моска (1856-1941) разработали теорию элит, в которой исследуются природа, каналы и способы циркуляции элит, приводится их типологизация. Так, В. Парето принадлежит введение в оборот термина «элита». Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит. Парето разработал критерии принадлежности к элите, предложил систему баллов. Группа, получившая наивысшие оценки, определялась им в качестве избранного класса, или элиты. Общество в целом, по Парето, состоит из элиты (правящей и неправящей, господствующей и потенциальной) и низшего, неизбранного класса. Возникновение и существование правящей элиты он объяснял, главным образом, психологическими свойствами людей. Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты, постоянной борьбе входящих в нее групп, о процессе непрерывного изменения господствующего класса, ведущей к постоянной циркуляции элит.

Г. Моска подчеркивал, что элита всегда малочисленна. Она монополизирует политическую власть, на основе чего становится привилегированным классом; пользуется выгодами материального и духовного характера. Свободу человечества он связывал не с последовательной демократией, а с компетентной элитой. Любая демократия, будучи представительной, выдвигает лидеров из гущи народа, которые стремятся не к его пользе, а к собственной выгоде. Поэтому судьбы элиты, биографии избранных, а не большинства, являются двигателями истории.

Вариантом элитной теории являлась концепция «олигархии», разработанная немецким политологом и социологом Р. Михельсом (1876-1936). В своем главном труде «Социология политических партий в условиях демократии» (1911) он пытался доказать невозможность осуществления принципов демократии в реальной политической жизни. По мнению Михельса, «господствующий класс» сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе. Однако сам «принцип организации» приводит к бюрократизации массовых политических структур. Михельс сформулировал «железный закон олигархических тенденций», согласно которому демократия неизбежно превращается в олигархию.

Идеи Р. Михельса получили дальнейшее развитие в трудах русского ученого (между прочим, уроженца Гродненской губернии, Бельского уезда) М.Я. Острогорского (1854-1919). Рассматривая возникновение и деятельность политических партий в Европе, Острогорский пришел к выводу, что их образование явилось следствием реализации демократических тенденций в обществе. В любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей, что неизбежно ведет к бюрократизации Постоянство состава и профессионализм ведут к унификации мышления. Недемократические тенденции внутри политических партий создают определенную угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и т.д.). Чтобы этого избежать, необходимо заменить постоянно действующие партии свободными объединениями граждан для достижения какой-либо одной цели.

Р. Михельс совместно с М.Я. Острогорским являются основоположниками политической социологии.

Английский экономист Р. Кейнс (1883-1946) является основоположником теории «государства всеобщего благоденствия». Эта теория гласит, что государственно-монополистическое регулирование экономики ведет к преодолению «социальных язв» и классовых антагонизмов, присущих раннему этапу развития капитализма. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства, политика социальных услуг - все это ведет к созданию «государства всеобщего благоденствия», которое теряет свой классовый характер, становится орудием управления трудящихся.

В последние десятилетия широкое распространение получили технократические теории. Возникновение доктрины технократии связывают с именем Дж. Барнхема (Джеймса Бернхема) (1905-1987), Д. Белла (постиндустриальное общество), Зб. Бжезинского (технотронное общество), О. Тоффлера (информационное общество). Возникновение теорий связано с усилением влияния на политику науки и техники, резким возрастанием участия научно-технических специалистов в государственном управлении. Это приводит к «революции» в политической власти и государственном управлении, так как власть от капиталистов переходит к управляющим (менеджерам). Как следствие этого, техник и чиновник соединяются в одном лице, образуя новую социально-политическую систему - технократию.

На рубеже 50-60 гг. ХХ в., в разгар противостояния двух противоположных общественных систем - социализма и капитализма, возникает «теория конвергенции». Ее авторы Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, П.Сорокин утверждали, что две системы в условиях научно-технической революции все более будут утрачивать различия и постепенно, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая свои отрицательные стороны, станут сближаться и даже сольются в некотором едином постиндустриальном обществе.

Таким образом, технократические идеи все более перерастают рамки социальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории.

ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ

ТЕМА 3. Политическая власть

1. Понятие власти. Многовариантность концепций власти

Власть является центральной категорией политической науки. Понятие власти широкое и многоплановое. Исторически понятие «власть» (cratos - греч.) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств - полисов. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей; в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Как социальный институт, власть необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Понятие «власть» зародилось в период Античности в полисах Древней Греции. Возникновение и функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования взаимоотношений граждан, реализации их интересов и воли в рамках определенных обществ. М.Вебер первым раскрыл сущность власти как возможность проводить свою волю.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждое из определений отражает то или иное проявление власти и связано с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие концепции власти.

Теологическая концепция характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов. Данная концепция трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой.

Бихевиористская концепция рассматривает власть, как особый тип поведения, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Данный подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания.

Тезисом психологической концепции является ее вывод о том, что люди по сути своей неодинаковы и их можно разделить на две группы: предрасположенных или склонных к управлению, руководству, и склонных к подчинению. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или ее психическую энергию вообще. Стремление к власти, и особенно обладание ею, выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

Реляционистская концепция рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, агентами, при которых один из них с помощью определенных средств воздействует на другого, контролируя его деятельность.

В системной концепции власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Т.е. власть - способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Структурно-функциональная теория рассматривает общество как сложную структуру, предполагающую определенный элемент согласия. Своеобразным посредником в достижении такого согласия является власть, которая призвана осуществлять регулирование взаимоотношений между индивидом и обществом в целом, между различными группами людей. Подобные функции может принять на себя только власть.

Таковы наиболее распространенные концепции власти.

Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна. Все мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Все многообразие мотивов подчинения можно свести к трем основным: страх, убеждение и интерес.

Страх, пожалуй, самый древний мотив. Власти нередко спекулируют на страхе. Состояние неопределенности, порой сознательно создаваемое сильными мира сего, порождают чувство страха, подавленности и неуверенности.

Убеждение, как мотив подчинения власти, формируется на основе знаний, внушения и интереса. Главное здесь - создать внутреннюю установку, необходимую для исполнения. Убеждение во многом формируется через средства массовой информации, так что, кто ими владеет, тот и формирует в нужном направлении убеждения масс.

Интерес также широко применяется с древних времен. Во властных отношениях сталкиваются и согласуются интересы различных социальных групп и личностей. По силе влияния интересы могут быть коренными и второстепенными, истинными и ложными, постоянными и временными, осознанными и неосознанными. Интерес нельзя сводить только к достижению материального благополучия. Он включает также развитие личности, получение творческой работы, удовлетворение культурных запросов и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что чем больше власть опирается на такие мотивы, как авторитет, убеждение, интересы, которые встречают поддержку со стороны народа, тем она сильнее. И, напротив, чем больше она использует такие мотивы, как страх, террор, насилие, обман, которые внутренне отторгаются народом, тем она слабее.

Отметим, что приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

ТЕМА 5. Политические режимы

Законодательная власть

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в XIII в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется - парламент, В США и Латинской Америке - конгресс, в Польше - сейм, в ФРГ - бундестаг, В России - Федеральное собрание, в Беларуси - Национальное собрание.

Функции парламента:

· законодательная - деятельность по принятию законов;

· представительная - избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент - это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

Полномочия парламента:

· принятие законов;

· утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении;

· участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью;

· определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно- или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней - палаты представителей, и верхней - сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением, и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 - от г. Минска, 8 - назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей - (пример - США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом - (пример - Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом - (пример - Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

1. Партийные депутатские фракции - организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. Парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. Руководящие органы палат - входят их председатель, заместители, секретари. Председатель - спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет - парламентская неприкосновенность; индемнитет - депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум - заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива - вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладают глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство - затягивание прений.

· Бойкот - отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» - преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация - публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Партийные системы и их типы

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они образуют партийную систему.

Партийная системапредставляет собой устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии, так или иначе, влияют на принятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах.

В соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы.

Учитывая характер отношений между партиями и государством, выделяют конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы.

Как видим, все эти типологии связаны с делением партийных систем на многопартийные (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды и др.), двухпартийные (США, Великобритания) и однопартийные (страны Восточной Европы после второй мировой войны), в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Оптимальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.

В многопартийной системе выделяют следующие разновидности:

· Уклад многопартийной раздробленности, который характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.

· Партийная коалиция - это объединение, союз политических партий для достижения общих политических целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Выделяют такие разновидности межпартийных коалиций, как электоральные, парламентские и правительственные.

Некоторые политологи выделяют в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность. Здесь действуют несколько политических партий, объединившихся в два или более крупных блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробления политического процесса.

Многопартийная система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Однопартийнаясистема характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей, и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены.

В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя.

И ИДЕОЛОГИЯ

Либерализм и неолиберализм

Термин «либерализм» (от лат. liberalis - свободный) вошел в широкое употребление в XIX веке, когда на Западе появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее основы были заложены А. Смитом и Дж. Локком, провозгласившими «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Фундаментальный принцип классического либерализма - идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laisser-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом, преимущественно, вопросами внутренней и внешней безопасности и не вмешивающимся в другие сферы жизни. Основные политические идеи сторонников либерализма сводятся к следующим постулатам:

· Признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек - независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо.

· Среди всех свобод для либералов на первом месте стоит экономическая свобода, свобода предпринимательства. Так, первые теоретики либерализма (француз Б. Констан) высказывали мысли о том, что свобода избирать и быть избранным должна быть предоставлена только тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформированы А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы, за конкуренцию. Таким образом, отождествление либералами свободы и частной собственности рассматривалось ими в качестве гаранта и меры свободы человека.

· В области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма - институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это, прежде всего:

· равенство всех перед законом;

· обладание каждым человеком основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Особо следует выделить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Такой механизм «сдержки и противовесов» препятствует узурпации власти.

В духовной области либерализм провозглашает свободу взглядов, свободу совести, свободу волеизъявления. Он утверждает, что главным принципом устройства общества является опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом, исходя из идеи «естественных прав», либерализм признает «естественное неравенство» людей, которые даже при одинаковых условиях покажут разные результаты. Отсюда равенство несовместимо со свободой, т.к. люди неравны от рождения по способностям, таланту, трудолюбию. Поэтому общественная эволюция, согласно либералам, может быть естественная, происходящая в гражданском обществе, и искусственная, насаждаемая государством сверху. Благополучно, следовательно, обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

В 30-е годы ХХ в. появился неолиберализм, который еще называют «социальным либерализмом», «демократическим либерализмом». Оформление неолиберализма как учения связано с теорией английского экономиста М. Кейнса и «новым курсом» Рузвельта. Идеи неолиберализма состоят в следующем:

· Новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи - прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, про

Наши рекомендации