Занятие №3. Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей. Основы профилактической медицины. Основы диспансеризации
Занятие №3. Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей. Основы профилактической медицины. Основы диспансеризации
Профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Профилактика включает:
· формирование здорового образа жизни;
· предупреждение распространения заболеваний;
· раннюю диагностику заболеваний, установление причин и условий их возникновения;
· меры по устранению вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Охрана здоровья детей включает:
· профилактика, ранняя диагностика и лечение заболеваний;
· снижение материнской и младенческой смертности;
· формирование у родителей и детей мотивации к ЗОЖ;
· создание медико-социальной инфраструктуры с благоприятными условиями для пребывания детей, их лечения, оздоровления и отдыха.
Возможности медицинской профилактики напрямую связаны с деятельностью государства по охране здоровья детей.
Выделяют первичную, вторичную и третичную виды профилактики (табл. 5).
Таблица 5
Виды профилактики
Вид | Характеристика |
Первичная | Система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний, включающая вакцинацию, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическую активность и т.д. К ней относят также социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и т.д. Пример: - Работа кабинета здорового ребенка в детской поликлинике - «День здоровья» в образовательных учреждениях и т.д. |
Вторичная | Мероприятия по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) приводят к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. В данном случае применяется краткосрочная диспансеризация – метод раннего выявления заболеваний. |
Третичная | Мероприятия по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности (долгосрочная диспансеризация). Она направлена на предотвращение ухудшения заболевания после его выявления. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий обусловливается характером болезни, чаще проводится в стационарно-поликлинических условиях. |
Окончание таблицы 5
Вид | Характеристика |
Третичная | Цель реабилитации: · социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности); · учебная и трудовая (возможность восстановления учебных и трудовых навыков); · психологическая (восстановление поведенческой активности личности); · медицинская (восстановление функций органов и систем). |
Первичная профилактика
Первичная профилактика как никогда важна в анте- и неонатальном периодах детства. Особое значение здесь имеет состояние здоровья родителей. Наличие у родителей одних и тех же заболеваний может проявиться достоверной и ранней манифестацией этих болезней у малыша.
Например, мы с вами помним, что наличие бронхиальной астмы у мамы и папы в 70% (!) случаев приводит к развитию данного заболевания у ребенка. Помочь грамотно провести первичную профилактику может лишь тщательный клинико-генетический анализ.
С целью профилактики рождения детей с врожденными пороками сердца и наследственными заболеваниями проводятся дородовые патронажи и медико-генетические консультации.
Медико-генетическое консультирование показано не каждому, туда направляются следующие лица:
· семьи с родственным браком;
· семьи, имеющие ребенка с врожденной патологией;
· если один из родителей страдает любой врожденной патологией;
· в родословной семьи есть случаи рождения детей с врожденным заболеванием;
· если имеются случаи мертворождения или частые выкидыши;
· если у одного из родителей или родственников, или уже имеющегося в семье ребенка есть наследственное заболевание.
Пример: все семьи, имеющие ребенка, больного муковисцидозом, при решении иметь последующего ребенка, проходят обязательное медико-генетическое консультирование с определением степени риска рождения больного малыша.
В отношении острых инфекционных заболеваний первичная профилактика максимально связана с противоэпидемическими мероприятиями, соблюдением санитарно-гигиенических правил и нормативов.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика направлена на раннюю диагностику заболевания при наличии четких выраженных факторов риска. Чаще всего в данном случае уже имеет место быть бессимптомное течение заболевания.
Например, мы знаем, что такое заболевание как дистрофия по типу гипотрофии начинается не с третьей степени, а, конечно, с первой. Просто так данное отклонение не развивается, как правило, присутствуют такие факторы риска, как гипогалактия, нерациональное вскармливание и т.д., однако, на первой стадии это заболевание выявляется не всегда, на него обращают внимание уже, когда симптомы становятся более явными.
В сфере вторичной профилактики используются различные способы и методы (таблица 6).
Таблица 6
Третичная профилактика
Третичная профилактика направлена на предотвращение ухудшения или возникновения осложнений уже имеющегося заболевания. Выделяют дополнительно и четвертичную профилактику, к которой относится реабилитация этих пациентов.
Первичная и вторичная профилактики «вкладываются» в третичную, поскольку даже при наличии заболевания не отменяются такие основы, как правильное питание, режим дня, дозирование физической нагрузки и т.д. Необходимо понимать, что по мере взросления ребенка особое значение будет приобретать его профессиональная ориентация. Важнейшей составной частью профилактических мероприятий всех уровней является формирование у детей и их родителей медико-социальной активности и установки на здоровый образ жизни.
Для повышения качества оказания профилактической помощи детям в каждой поликлинике организуется методический совет по воспитанию здорового ребенка. Обычно этот совет организуется на общественных началах с целью усиления комплексных мероприятий по охране и укреплению здоровья, профилактике заболеваний. В состав совета в соответствии с положением, утвержденным МЗ РФ, входят наиболее квалифицированные педиатры, участковые медицинские сестры, медсестра (фельдшер) кабинета здорового ребенка.
Методический совет по воспитанию здорового ребенка обязан:
· разрабатывать единый план профилактической деятельности учреждений;
· осуществлять методическое руководство по организации необходимых профилактических мероприятий;
· давать рекомендации и оказывать практическую помощь медицинскому персоналу поликлиники в проведении санитарно-просветительной работы с использованием современных наиболее эффективных форм и методов.
Патронаж новорожденного
Вид | Срок | Цель, содержание работы | Рекомендации |
Первичный | В 1-3 сутки после передачи сведений из роддома, включая субботу | Уточнение особенностей генеалогического, социального и акушерского анамнеза, оценка по шкале Апгар, масса тела, рост при рождении, динамика переходных состояний, физиологическая потеря в весе, характер вскармливания, время отпадения пуповинного остатка, вакцинация против туберкулеза, вирусного гепатита. Объективное обследование. Определение группы здоровья, группы риска. | По сохранению лактации, питанию и режиму кормящей матери, уходу за новорожденным ребенком, разрешение на первое купание и прогулку и т.д. |
Динамический | Медицинская сестра в 1-е сутки, далее – 2 раза в неделю, врач – трижды – в 1-3 сутки, на 14 и 21 день | Контроль санитарно-гигиенических условий новорожденного, вскармливания, заживления пупочной ранки, купания, прогулок. Объективное обследование, включая неврологическое | По режиму дня, вскармливанию, питанию и режиму кормящей матери, уходу за новорожденным, купанию, прогулкам. При 3 патронаже (на 21 день) маме даются рекомендации по приему витамина Д, маму с ребенком приглашают на 1 прием в поликлинику в 1 месяц |
Первичный патронаж является особенно важным, поскольку педиатр обосновывает индивидуальный план дальнейшего ведения ребенка с учетом его группы здоровья в периоде новорожденности и на первом году жизни, выявляет факторы направленного риска.
Патронаж детей II-V групп здоровья проводится чаще:
- Детей II группы здоровья осматривают на 1, затем 10, 14 и 21 день жизни. В возрасте 1 месяца ребенка приглашают на прием в поликлинику.
- Детей III группы здоровья посещают в 1 день, затем каждые 5 дней первого месяца жизни, в дальнейшем – по основному заболеванию.
- Детей IV-V группы здоровья обязательно осматривают в первые сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, далее 2 раза в неделю в течение первого месяца жизни и затем по основному заболеванию.
Патронажная медицинская сестра на первом году посещает ребенка 20-25 раз, в течение 2 и 3 месяца – 3 посещения в месяц, в течение 4-6 месяцев – 2 посещения в месяц, а во втором полугодии – 1 раз в месяц.
Алгоритм медицинского обследования ребенка для определения группы здоровья
Рассказать вам об алгоритме определения групп здоровья только новорожденных детей было бы неправильно, так как данная схема используется и для детей более старшего возраста. Единственное, на чем мы хотели бы заострить ваше внимание, это использование 6 критериев для определения групп здоровья у детей раннего возраста, и только 4 критериев - у детей старше 3 лет.
Особенности строения зубов
· диастема (чрезмерно широкие промежутки между передними резцами верхней челюсти);
· дистрофичные зубы.
Особенности строения шеи:
· короткая шея;
· крыловидные складки.
Особенности строения грудной клетки и позвоночника:
· Асимметричная грудная клетка
· Гипертелоризм сосков
· Низкое расположение пупка
· Отсутствие мечевидного отростка
· Расхождение прямых линий живота
Особенности строения конечностей:
· брахидактилия (укорочение пальцев рук и ног);
· арахнодактилия (удлинение и утончение пальцев рук и ног);
· полидактилия (увеличение числа пальцев на руках и ногах).
Особенности развития мочеполовой систем:
· крипторхизм (отсутствие в мошонке одного или обоих яичек).
Выявленные отклонения подвергаются оценке. В случае, если оценивать течение онтогенеза приходится лишь по уровню МАР, критерием риска является наличие малых аномалий развития более 5-7. Детей с выраженным и высоким уровнем МАР целесообразно проконсультировать у генетика.
3. Сбор и анализ социального анамнеза ребенка (таблица 10).
Таблица 10
Офтальмолог осматривает
· в 1 месяц
- Контрольные точки – зрительные ориентировочные реакции, симптомы атрезии носо-слезного канала.
· 12 месяцев
- Контрольные точки – зрительные ориентировочные реакции, патологические отклонения.
Стоматолог
· в 12 месяцев.
- Контрольные точки - зубная формула (сроки и порядок прорезывания молочных зубов).
Психиатр -12 месяцев.
- Контрольные точки – отклонения в поведении.
Общий анализ крови проводится в:
· в 3 месяца - к 3-му месяцу жизни у малыша происходит истощение депо железа, сформированного в антенатальном периоде, у большинства развивается снижение уровня гемоглобина;
· в 6 месяцев - крайний срок для введения прикормов. При нарушении схемы введения дополнительных продуктов питания также возможно снижение гемоглобина;
· в 12 месяцев - динамика показателей красной крови при расширении питания.
Данная схема диспансерного наблюдения используется у здоровых детей, т.е. детей I группы здоровья. Дети II группы здоровья (дети из определенных групп риска) наблюдаются согласно плану диспансеризации по той или иной группе риска новорожденных. Внимание! Отнести ребенка в ту или иную группу риска возможно только в том случае, если эта группа риска встречается у него 2 и более раза (приложение № 6).
Дети из III – V группы здоровья наблюдаются согласно виду хронической патологии.
Каждые 3 месяца на ребенка в форме 112 оформляется этапный эпикриз, и итоговый – в 1 год жизни. В нём обязательно указывается полнота охвата специалистами, наблюдается ли динамика по группе здоровья (стало лучше или хуже), динамика по группе риска.
Здесь необходимо ввести такие понятия, как «реализованный риск» и «нереализованный риск». В первом случае мы говорим о реализации, если в течение срока наблюдения в соответствии с определенной группой риска проявились симптомы предполагаемой патологии и установлен конкретный диагноз. Если же у ребенка не обнаружились (не реализовались) отклонения в состоянии здоровья, то по истечении длительности мониторинга, он снимается с учета по этой группе риска.
Например, в 1 год у малыша, наблюдаемого по 2 группе риска при диспансерном наблюдении педиатром и неврологом, не выявлено никакой неврологической патологии. Значит, 2 группа риска не реализовалась, и ребенок может быть снят с учета.
Вопросы для самоподготовки
1) Диспансеризация детей первого года жизни. Этапные эпикризы.
2) Осмотр детей первого года жизни педиатром и специалистами согласно приказу МЗ РФ от 21.12.2012 №1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе в образовательные учреждения и в период обучения в них», сроки, цель.
3) Комплексная оценка состояния здоровья детей, определения групп здоровья, риска.
4) Диспансерное наблюдение по группам риска.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1) Работа с литературными источниками.
2) Подготовка к текущему контролю.
3) Составьте таблицу «Наблюдение детей первого года жизни с учетом группы риска».
Аудиторная самостоятельная работа
1) Тестовые задания.
2) Медицинская помощь на дому (дородовый патронаж, патронаж новорожденного ребенка, патронаж здорового ребенка 1 года жизни, осмотр перед проведением прививки).
3) Медицинская помощь на приеме совместно с участковым педиатром.
4) Решение ситуационных задач.
Занятие №3. Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей. Основы профилактической медицины. Основы диспансеризации
Профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Профилактика включает:
· формирование здорового образа жизни;
· предупреждение распространения заболеваний;
· раннюю диагностику заболеваний, установление причин и условий их возникновения;
· меры по устранению вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Охрана здоровья детей включает:
· профилактика, ранняя диагностика и лечение заболеваний;
· снижение материнской и младенческой смертности;
· формирование у родителей и детей мотивации к ЗОЖ;
· создание медико-социальной инфраструктуры с благоприятными условиями для пребывания детей, их лечения, оздоровления и отдыха.
Возможности медицинской профилактики напрямую связаны с деятельностью государства по охране здоровья детей.
Выделяют первичную, вторичную и третичную виды профилактики (табл. 5).
Таблица 5
Виды профилактики
Вид | Характеристика |
Первичная | Система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний, включающая вакцинацию, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическую активность и т.д. К ней относят также социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и т.д. Пример: - Работа кабинета здорового ребенка в детской поликлинике - «День здоровья» в образовательных учреждениях и т.д. |
Вторичная | Мероприятия по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) приводят к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. В данном случае применяется краткосрочная диспансеризация – метод раннего выявления заболеваний. |
Третичная | Мероприятия по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности (долгосрочная диспансеризация). Она направлена на предотвращение ухудшения заболевания после его выявления. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий обусловливается характером болезни, чаще проводится в стационарно-поликлинических условиях. |
Окончание таблицы 5
Вид | Характеристика |
Третичная | Цель реабилитации: · социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности); · учебная и трудовая (возможность восстановления учебных и трудовых навыков); · психологическая (восстановление поведенческой активности личности); · медицинская (восстановление функций органов и систем). |
Первичная профилактика
Первичная профилактика как никогда важна в анте- и неонатальном периодах детства. Особое значение здесь имеет состояние здоровья родителей. Наличие у родителей одних и тех же заболеваний может проявиться достоверной и ранней манифестацией этих болезней у малыша.
Например, мы с вами помним, что наличие бронхиальной астмы у мамы и папы в 70% (!) случаев приводит к развитию данного заболевания у ребенка. Помочь грамотно провести первичную профилактику может лишь тщательный клинико-генетический анализ.
С целью профилактики рождения детей с врожденными пороками сердца и наследственными заболеваниями проводятся дородовые патронажи и медико-генетические консультации.
Медико-генетическое консультирование показано не каждому, туда направляются следующие лица:
· семьи с родственным браком;
· семьи, имеющие ребенка с врожденной патологией;
· если один из родителей страдает любой врожденной патологией;
· в родословной семьи есть случаи рождения детей с врожденным заболеванием;
· если имеются случаи мертворождения или частые выкидыши;
· если у одного из родителей или родственников, или уже имеющегося в семье ребенка есть наследственное заболевание.
Пример: все семьи, имеющие ребенка, больного муковисцидозом, при решении иметь последующего ребенка, проходят обязательное медико-генетическое консультирование с определением степени риска рождения больного малыша.
В отношении острых инфекционных заболеваний первичная профилактика максимально связана с противоэпидемическими мероприятиями, соблюдением санитарно-гигиенических правил и нормативов.
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика направлена на раннюю диагностику заболевания при наличии четких выраженных факторов риска. Чаще всего в данном случае уже имеет место быть бессимптомное течение заболевания.
Например, мы знаем, что такое заболевание как дистрофия по типу гипотрофии начинается не с третьей степени, а, конечно, с первой. Просто так данное отклонение не развивается, как правило, присутствуют такие факторы риска, как гипогалактия, нерациональное вскармливание и т.д., однако, на первой стадии это заболевание выявляется не всегда, на него обращают внимание уже, когда симптомы становятся более явными.
В сфере вторичной профилактики используются различные способы и методы (таблица 6).
Таблица 6