В практической части нужно выполнить методики диагностики особенностей психики и уметь объяснить, как знание тех или иных особенностей влияет на учебный процесс и усвоение знаний.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ
ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Задание включает в себя теоретическую и практическую части.
В теоретической части нужно осветить вопросы по всем предлагаемым темам.
В практической части нужно выполнить методики диагностики особенностей психики и уметь объяснить, как знание тех или иных особенностей влияет на учебный процесс и усвоение знаний.
1. Осветите следующие вопросы
Тема 1. Психология высшей школы как отрасль психологии.
Вопросы для подготовки
1. Предмет и задачи психологии высшей школы.
2. Роль знаний общей психологии в изучении дисциплины «Психология высшей школы». Структура психики. Формы проявления психики.
3. Связь психологии высшей школы с другими отраслями психологических знаний.
ТЕМА 2. РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Вопросы для подготовки
1. Понятие личности в психологии. Структура личности. Основные сферы личности. Роль типологических особенностей личности в межличностном взаимодействии.
2. Индивидуально-типологические особенности личности субъекта образовательного процесса (темперамент, состояния «Я», репрезентативные системы, графологическая типология).
3. Роль мотивов и потребностей в эффективном освоении знаний. Классификация мотивов и потребностей. Мотивация студентов и преподавателей.
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И МОЛОДОСТИ. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Вопросы для подготовки
1. Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости.
2. Противоречия и кризис студенческого возраста.
3. Адаптация студента к обучения в ВУЗе. Виды и особенности адаптации.
4. Особенности межличностного общения как фактор эффективного взаимодействия.
ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Вопросы для подготовки
1. Анализ общения как вида деятельности.
2. Виды, формы, этапы, стороны общения.
3. Особенности эффективной передачи информации в учебном процессе.
ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Вопросы для подготовки
1.Образование как система, характерные для неё особенности.
2. Психологический анализ функций психологического управления.
3. Виды психологического управления.
4. Виды нагрузки преподавателя.
5. Основная документация в работе преподавателя высшей школы.
ТЕМА 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Вопросы для подготовки
1.Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов.
2. Структура и методы психолого-педагогических исследований.
3.Классификация психодиагностических методик.
ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ (Тексты методик приведены ниже).
1. Методику на определение темперамента Айзенка.
2. Методику «Формула темперамента» ( А. Белов ).
3. Методику «Психогеометрическая типология».
4. Методику «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.
5. Методику «Уровень притязаний».
6. Методику «Самооценка».
7. Методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
8. Методику «Мотивация обучения в вузе».
9. Методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей
10. Методику Шмишека «Акцентуации характера».
11. Методику «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».
12. Методику «Оценка профессиональной направленности личности учителя».
13. Методику «Шкала профессионального стресса».
14. Методику «Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) педагога (анкета НПУ: «прогноз»)
Проведите методики на себе за исключением методики «Уровень притязаний». Для ее выполнения выберите респондента из своих друзей, родственников или знакомых.
Опросник Айзенка по определению темперамента
Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей».
Вопросы
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям,к тому,чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысльо том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ливы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с Друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди вашихзнакомых те, которые явно вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка результатов.
Экстраверсия - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8,10,13,17,22,25, 27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5,15, 20,29,32,37,41,51.
Если сумма балловравна 0 - 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15 - 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.
Невротизм ~ находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.
Если количество ответов «да» равно 0 - 10, то - эмоциональная устойчивость.
Если 11 - 16, то - эмоциональная впечатлительность.
Если 17 - 22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23 - 24, тоневротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
Ложь - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54. |
Если набранное количество баллов 0 - 3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
Если 4 - 5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен,, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.
''Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержан-' ный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Тест «Формула темперамента» (А. Белов)
Инструкция: Отметьте знаком <+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, если вы:
1) неусидчивы, суетливы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) упрямы;
7) находчивыв споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны;
11) обладаете быстрой, страстной,со сбивчивыми интонациями речью;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивный забияка;
14) нетерпимы к недостаткам;
15) обладаете выразительной мимикой;
16) способны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении поставленной цели;
20) склонны к резким сменам настроения – то вы чистый холерик.
Если вы:
1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать новое;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14) выносливы и работоспособны;
15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
17) обладаете всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник.
Если вы:
1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите попусту болтать;
6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
7) сдержаны и терпеливы;
8) доводите начатое дело до конца;
9) не растрачиваете попусту сил;
10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе; ,
11) легко сдерживаете порывы;
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17) любите аккуратность и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) обладаете выдержкой;
20) несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
1) стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4) не верите в свои силы;
5) легко переносите одиночество;
6) чувствуете подавленность, растерянность при неудачах;
7) склонны уходить в себя:
8) быстро утомляетесь;
9) обладаете тихой речью;
10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11) впечатлительны до слезливости; :
12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) склонны к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствительны и легко ранимы;
16) чрезмерно обидчивы;
17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими
18) мыслями;
19) малоактивны и робки;
20) уступчивы, покорны;
21) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих —
22) то вы меланхолик.
Обработка результатов. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 — 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов б — 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
Фт=
где: Фт – формула темперамента,
Х — холерический темперамент,
С – сангвинический темперамент,
Ф – флегматический темперамент,
М — меланхолический темперамент,
А –общее число плюсов по всем типам,
Ах- число плюсов в «паспорте холерика»,
Аф – число плюсов в «паспорте флегматика»,
Ас- число плюсов в «паспорте сангвиника»,
Ам- число плюсов в «паспорте меланхолика». В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
Фт =35%*Х+30%*С+14%*Ф+21%*М
Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21%меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % - то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Тест «Уровень притязаний»
Инструкция. Размеры таблицы 10x3 см, разделена она на 10 столбцов и 3 строки.
1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в табл. 1 поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике табл. 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в табл. 1 рядом с УД (уровень достижений).
2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в табл. 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в табл. 2 ваш уровень достижений.
3. Данную процедуру опыта повторите для третьей, а затем для четвертой таблицы. (Примечания для экспериментатора смотреть в «Интерпретации».)
Обработка
1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле
УП = (УП2 - УД 1) + (УП3 - УД2) + (УП4 – УД3)
где УП2 — уровень притязаний из второй таблицы; УД1 — уровень достижений из первой таблицы и т. д. в соответствии с указанными номерами таблиц.
2. Полученные значения уровня притязаний сравните со шкалой (см. ниже).
Образцы заполнения таблиц представлены ниже:
Таблица 1 Таблица 2
УП | УП | |||||||||||||||||||
УД | УД |
Таблица 3 Таблица 4
УП | УП | |||||||||||||||||||
УД | УД |
УП = (УП2 - УД 1) + (УП3 - УД2) + (УП4 – УД3)
Тест «Самооценка»
Инструкция.1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.
2. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.
3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.
Обработка. 1. Подсчитываем по формуле
где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум (Ri1 = 1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2= 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = - 4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20). 2. Затем полученные (Дi2, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n x n x n - п) = (20 х 20 х 20 - 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции:
p = 1 – (6*∑ Дi2)/n3 - n
3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравниваем с психодиагностической шкалой.
Психодиагностическая шкала
Уровни самооценки | ||||||
Неадекватно низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Неадекватно высокий |
(-0,2)-0 | 0-0,2 | 0,21-0,3 | 0,31-0,5 | 0,51-0,65 | 0,66-0,8 | Свыше 0,8 |
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа - завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Текст опросника
1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижение легкие задания, либо нереально трудные.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
10.Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11.Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12.Если рискую, то с умом, а не бесщабашно.
13.Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14.Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, недостижимые цели.
15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.
16.При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.
17.Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня .улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.
20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.
Обработка результатов.
Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3,6, 8,10-12, 14,16,18-20 и ответы «нет» на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.
Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов — то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов — ближе к стремлению к успеху.
Мотивация обучения в вузе.
Инструкция:Отметьте ваше согласие с нижеследующими утверждениями знаком «+» или несогласие – знаком «-».
Опросник
1.Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.
2.Обычно я работаю с большим напряжением.
3.У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.
5.Какое из присущих вам качеств вы больше всего цените? Напишите ответ рядом.
6.Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7.Я испытываю удовлетворения от рассмотрения и занятии трудных проблем.
8.Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9.Большое удовлетворение мне дают рассказы знакомых о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться. Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи и пр.)
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины надо изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задания, а более трудные оставляю на потом.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайными напряжениями.
28. Экзамены можно сдавать тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает вам учиться? Напишите ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения та или иначе связаны с моей будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешают мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать решение группы.
35. Я вынужден быть поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться. Напишите ответ рядом
40. Мне очень трудно заставить себя изучать дисциплины прямо не относящиеся к моей будущей профессии.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня систематически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование и я не хочу отстать от них.
45. Чтобы убедить в чем либо группу мне приходится работать очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз, я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю самая важная и перспективная.
50. Мои знания об это профессии были достаточны для уверенного выбора этого вуза.
Обработка результатов.
Шкала | Согласие (№ вопр.) | баллы | Несогласие (№ вопр.) | баллы |
«Приобретение знаний» | 3,6 | 1,2 | ||
3,6 | 1.8 | |||
2,4 | ||||
Максимум – 12,6 | ||||
«Овладение профессией» | ||||
Максимум – 10 баллов | ||||
«Получение диплома» | 3,5 | |||
2,5 | ||||
1,5 | ||||
1.5 | ||||
Максимум – 10 баллов |
Вопросы 5, 13, 30, 39 являются нейтральными.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Вопросы
1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
3. Легко ли вы плачете?
4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
10. Вы человек серьезный?
11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
12. Предприимчивы ли вы?
13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
14. Мягкосердечны ли вы?
15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
21. Любят ли вас ваши знакомые?
22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
23. Ваше настроение обычно несколько подавленно? ^
24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к