Учёт поступления товаров в аптеку
Порядок приема товаров от поставщика.
В зависимости от удаленности поставщика различают следующие виды доставки товара:
- одногородняя;
- иногородняя.
Одногородняя осуществляется автомобильным транспортом, а иногородняя осуществляется различными видами транспорта.
Руководитель аптечной организацией должен осуществлять контроль количественных и качественных параметров закупленных товаров аптечного ассортимента, а также сроков их поставки в соответствии с договорами, заключенными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В процессе приемки товаров аптечного ассортимента, в том числе требующих специальных условий хранения и мер безопасности, осуществляется оценка соответствия принимаемых товаров товаросопроводительной документации по ассортименту, количеству и качеству, соблюдению специальных условий хранения (при наличии такого требования), а также проверка наличия повреждений транспортной тары.
Компетенция аптечной организации по проверке качества поставленных товаров аптечного ассортимента ограничивается визуальным осмотром внешнего вида, проверкой соответствия сопроводительным документам, полноты комплекта сопроводительных документов, в том числе реестра документов, подтверждающих качество товаров аптечного ассортимента. Аптечной организации необходимо учитывать особенности приемки и предпродажной проверки товаров аптечного ассортимента.
Приемка товаров аптечного ассортимента осуществляется материально ответственным лицом. Если товары аптечного ассортимента находятся в транспортной таре без повреждений, то приемка может проводиться по количеству мест или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров аптечного ассортимента в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике.
Продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки являются пищевыми продуктами, которые до их подачи в торговую зону или иное место торговли должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Аптечная организация должна также произвести проверку качества продуктов лечебного, детского и диетического питания, биологически активных добавок по внешним признакам, проверить наличие необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку.
Торговля продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками запрещается при нарушении целостности упаковки. Качество данной группы товаров подтверждается свидетельством о государственной регистрации, в котором указана область применения и использования, и документом производителя и (или) поставщика, подтверждающего безопасность продукта, - декларацией о соответствии качества или реестром деклараций.
В случае нарушения целостности упаковки, отсутствия полного пакета документов продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки подлежат возврату поставщику.
Дезинфицирующие средства до подачи их в торговую зону, размещения в месте продажи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает освобождение от транспортной тары, сортировку, проверку целостности упаковки (в том числе функционирования аэрозольной упаковки) и качества товара по внешним признакам, наличия необходимой информации о дезинфицирующих средствах и его изготовителе, инструкций по применению.
Парфюмерно-косметическая продукция, подаваемая в торговую зону, должна соответствовать требованиям, определенным Решением Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Если количество и качество товаров аптечного ассортимента соответствует указанному в сопроводительных документах, то на сопроводительных документах (накладной, счет-фактуре, товарно-транспортной накладной, реестре документов по качеству и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров) проставляется штамп приемки, подтверждающий факт соответствия принятых товаров аптечного ассортимента данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товаров аптечного ассортимента, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее печатью субъекта розничной торговли (при наличии).
В случае несоответствия поставленных субъекту розничной торговли товаров аптечного ассортимента условиям договора, данным сопроводительных документов комиссией субъекта розничной торговли в соответствии с утвержденной стандартной операционной процедурой составляется акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику (составление акта в одностороннем порядке материально ответственным лицом возможно при согласии поставщика или отсутствия его представителя).
Аптечная организация по согласованию с поставщиком может быть утвержден иной способ уведомления поставщика о несоответствии поставленных товаров аптечного ассортимента сопроводительным документам.
Товар принимают по количеству (П-6) и по качеству (П-7):
- в сроки, указанные в договоре о поставке;
- в сроки, указанные в Инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству (в течение 10 дней);
- приемка товара бывает срочная (в присутствии поставщика) и отложенная (без присутствия поставщика).
Отклонения в количестве и качестве фиксируются в акте об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара.
Товар принимают по числу единиц (количество упаковок) и по весу. При приемке товара по числу единиц ставится штамп аптеки о приемке с указанием даты, суммы принятого товара и подписей МОЛ, а на экземпляре товарной накладной для поставщика - дата, подпись, количество мест и печать аптеки.
Сопроводительными документами являются:
- товарная накладная – является основанием для приемки и оприходования товара (3-4 экз.);
- счет-фактура – необходим для оплаты товара, регистрируется в бухгалтерии в Книге покупок (1 экз.);
- протокол согласования оптовых цен (1 экз.);
- документы качества (сертификаты/декларации соответствия, реестры сертификатов, регистрационные удостоверения, санэпидзаключения) (1 экз.).
Оформление документов на поступивший товар
Документальное оформление поступившего товара.
Принятый товар регистрируется в документах первичного учета:
1. Книга регистрации поступления товара по группам (дата прихода, номер ТН, дата ТН, наименование поставщика и сумма, а также наименование группы товара: медикаменты, ИМН, парафармация).
2. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ.
3. Журнал регистрации операций, связанных с оборотом медицинских препаратов, подлежащих ПКУ.
4. Журнал учета ЛС с ограниченным сроком годности (приказ 706н).
МОЛ, приходуют поступивший товар в товарном отчете в приходной части.
Приходные товарные операции.
Поступление товара является основной приходной операцией, но не единственной.
К товарным приходным операциям относятся:
1. Оприходование воды очищенной, используемой для приготовления ЛФ по амбулаторной и стационарной рецептуре, ФАЗ. В конце месяца МОЛ составляет справку о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам, в которой помимо дооценки и уценки отражается стоимость воды очищенной, которая учитывается по журналу учета лабораторно-фасовочных работ и по журналу учета рецептуры.
2. Дооценка по лабораторно-фасовочным работам. Основанием для оприходования дооценки является справка о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам.
3. Оприходование экстемпоральных ЛФ, снятых с вертушки по истечении срока годности, но годных к использованию (спирт этиловый любых концентраций); мази и порошки заводского изготовления, расфасованные в аптечную упаковку без смешения. В данном случае составляется акт приемки товара поступившего без счета поставщика.
4. Оприходование излишков товара, выявленных при инвентаризации. Основанием для оприходования является акт результатов инвентаризации.