Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток

стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. В друге он

ищет сходства, понимания и принятия своих переживаний и установок. Друг для

подростка – своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать.

Подросткам свойстенно притягивать друзей противоположного характера. Это

объясняется тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему

не достает. Круг общения становится шире (по сравнению с млад. школ. возрастом)

из-за новых интересов, видов деят-ти, взаимоотношений и общение выделяется в

отдельную, самостоятельную и важную сферу жизни. Это объясняет с одной стороны

повышенный конформизм по отношению к компаниям сверстников, и, с другого.

их недисциплинированность и даже правонарушения через неумение достичь

желанного статуса в таких компаниях.

Общение с товарищами приобретают такую ценность, что нередко вытесняет на

второй плани учение, и даже взаимоотношения с родными. К дружбе предъявляются

особые требования: взаимная открытость и понимание, чуткость, равноправие,

способность сопереживать, умение сохранять тайну и др. Подростки дорожат дружбой,

одновременно оставаясь ревнивыми, требовательными.

Общение со взрослыми. Подростковый возраст – период установления качест-

венно новых отношений со взрослыми. Они требуют к себе уважения, доверия и

самостоятельности, т.е. качественно ограничивают права взрослых и расширяют свои

собственные. Влияние родителей уже ограничено, так как ими не охвачены все

сферы жизни подростка, как это было в млад. школ. возрасте. Основные сложности

в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, выбором друзей и т.д. то, какими сложатся отношения в этот период

во многм зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, а также возможностей

родителей перестроиться – принять чувство взрослости ребенка.

6. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное

мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся

формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,

наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих

посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Предложим младшим школьникам и подросткам такую, например, задачу:

«У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли

утверждать, что это — марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают

эту задачу («Я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет.

У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное

решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был

бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами — марсиане.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи.

Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой

задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, про-

веряя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы примене-

ния абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в

процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в

математике, физике и химии. Например, решая задачу: «Найти число, которое рав-

няется удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную

операцию – алгебраическое уравнение (х = 2х — 30), быстро находят ответ (х = 30).

В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором —

умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.

Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операци-

ями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефле-

ксивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят,

способы решения задач.

В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных

познавательных задач. В одном из экспериментов дети получали 5 сосудов

с бесцветными жидкостями; им следовало найти такую комбинацию жидкостей,

которая при соответствующей химической реакции дает желтую окраску.

Подростки не действовали методом проб и ошибок, как младшие школьники,

смешивавшие растворы в случайном порядке. Они, рассчитывая возможные

комбинации смешения жидкостей, выдвигали гипотезы о возможных результатах

и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений,

они получали результат, который был заранее логически обоснован.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам

Наши рекомендации