Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток
стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. В друге он
ищет сходства, понимания и принятия своих переживаний и установок. Друг для
подростка – своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать.
Подросткам свойстенно притягивать друзей противоположного характера. Это
объясняется тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему
не достает. Круг общения становится шире (по сравнению с млад. школ. возрастом)
из-за новых интересов, видов деят-ти, взаимоотношений и общение выделяется в
отдельную, самостоятельную и важную сферу жизни. Это объясняет с одной стороны
повышенный конформизм по отношению к компаниям сверстников, и, с другого.
их недисциплинированность и даже правонарушения через неумение достичь
желанного статуса в таких компаниях.
Общение с товарищами приобретают такую ценность, что нередко вытесняет на
второй плани учение, и даже взаимоотношения с родными. К дружбе предъявляются
особые требования: взаимная открытость и понимание, чуткость, равноправие,
способность сопереживать, умение сохранять тайну и др. Подростки дорожат дружбой,
одновременно оставаясь ревнивыми, требовательными.
Общение со взрослыми. Подростковый возраст – период установления качест-
венно новых отношений со взрослыми. Они требуют к себе уважения, доверия и
самостоятельности, т.е. качественно ограничивают права взрослых и расширяют свои
собственные. Влияние родителей уже ограничено, так как ими не охвачены все
сферы жизни подростка, как это было в млад. школ. возрасте. Основные сложности
в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, выбором друзей и т.д. то, какими сложатся отношения в этот период
во многм зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, а также возможностей
родителей перестроиться – принять чувство взрослости ребенка.
6. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное
мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся
формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,
наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих
посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.
Предложим младшим школьникам и подросткам такую, например, задачу:
«У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли
утверждать, что это — марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают
эту задачу («Я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет.
У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное
решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был
бы положительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами — марсиане.
Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи.
Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой
задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, про-
веряя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы примене-
ния абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в
процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в
математике, физике и химии. Например, решая задачу: «Найти число, которое рав-
няется удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную
операцию – алгебраическое уравнение (х = 2х — 30), быстро находят ответ (х = 30).
В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором —
умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.
Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операци-
ями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефле-
ксивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят,
способы решения задач.
В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных
познавательных задач. В одном из экспериментов дети получали 5 сосудов
с бесцветными жидкостями; им следовало найти такую комбинацию жидкостей,
которая при соответствующей химической реакции дает желтую окраску.
Подростки не действовали методом проб и ошибок, как младшие школьники,
смешивавшие растворы в случайном порядке. Они, рассчитывая возможные
комбинации смешения жидкостей, выдвигали гипотезы о возможных результатах
и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений,
они получали результат, который был заранее логически обоснован.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам