Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия

в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен харак

терный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, поли-

тическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем,

Иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и

обобщенный взгляд на мир.С интеллектуальным развитием тесно связано начи-

нающееся в этот период становление основ мировоззрения. Подросток приобретает

взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприя-

тия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения

видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема

изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания

с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и,

запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Быстро формируется

смысловая, логическая память. Память, как и внимание, постепенно приобретает

характер организованного, регулированного и управляемого процесса. Активно

осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в

начальной школе, теперь автоматизируются, во многом определяя стиль учебной

Деятельности.

Речь развивается и как способ общения с другими людьми, и как способ

приобретения знаний, и как способ выражения эмоциональных состояний и волевой

регуляции поведения, и как объект изучения. Увеличивается словарный запас,

совершенствуется грамматическая и синтаксическая формы языка. Развиваются

различные формы речи, в том числе письменная, приближаясь к литературной речи,

формируется способность адекватно выражать абстрактные мысли..

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения.

Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству:

подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами

конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем

воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Отметим,что

в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко

не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата

(строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют

возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого

процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л С. Выготский,

игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются

в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко

исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться

со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка

превращается в первую красавицу на балу, и в нее сразу же влюбляется то ли принц,

то ли мальчик из соседнего класса. В подростковом возрасте много острых личных

проблем, поэтому воображение в это время становится на службу бурной

эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он

может рассказать о них только самому близкому другу.

В качестве примера подростковых фантазий можно привести мечты Николеньки Иртеньева из

трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». «Я воображаю себя уже на свободе, вне

нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахи-

ваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах — убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении

от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает:

«Где он — наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными

слезами кричит - «Победа!» Я выздоравливаюи, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по

Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный

молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и

говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и,

опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество

и хотел бы умереть за него...».

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В

своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые

начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения

предстают перед ним в яркой образной форме.

Наши рекомендации