Психофизиологические механизмы методики мышечной релаксации
Каждое упражнение AT направлено на нормализацию той или иной физиологической функции. Однако действительная конечная цель тренировок не сводится к простой сумме благоприятных изменений в некотором наборе физиологических функций. Каждое упражнение становится ступенькой к достижению целостного психофизиологического состояния, которое характеризуется переключением всех процессов в организме и психике человека на восстановление энергетических ресурсов. Данное состояние по своей психофизиологической сути является антиподом стресса и будет обозначаться нами в дальнейшем как релаксационное, поскольку его методическую «мишень», а также и физиологическую основу составляет генерализованное и глубокое мышечное расслабление.
Реальность существования целостного релаксационного состояния (PC) обнаруживается при анализе и обобщении литературных данных об эффективности применения AT. В результате обучения ему, а также вообще любым средствам воздействия на состояние человека, опирающимся на глубокое мышечное расслабление, регистрируются психофизиологические последствия, легко распадающиеся на три основные группы:
1. Снятие разноплановых проявлений эмоциональной напряженности, которое целесообразно обозначить как «эффект успокоения».
2. Ускорение восстановительных процессов как в сфере психических, так и в сфере физиологических процессов, т. е. «эффект восстановления».
3. Повышение на фо"не состояния релаксации чувствительности психофизиологических процессов к словесному или образному самовоздействию или воздействию извне, со стороны специалиста, проводящего занятие AT («эффект программируемое™»).
PC представляет собой естественное, врожденно присущее каждому человеку состояние, обеспечивающее переход от активного бодрствования ко сну и максимально быстрое восстановление сил. В обыденной жизни PC возникает рефлекторно, само по себе, независимо от степени информированности человека о его существовании или владения приемами релаксации, при сочетании трех условий:
1. Наличие у человека достаточно высокого уровня физической или нервной усталости и соответственно физической потребности в отдыхе.
2. Отсутствие различных внешних побуждений быть активным (яркий свет, шум, включенность в какую-либо деятельность).
3. Отсутствие разнообразных внутренних побуждений быть активным (волевое напряжение, заинтересованность, навязчивые мысли, переживания и т. д.).
Если отмечаются эти условия, то рефлекторно формируется PC. Легко заметить, что когда очевиднее становится первое, значимость последующих снижается. В этой связи нужно отчетливо понимать, что методическая задача AT заключается в том, чтобы при наличии первого из условий целенаправленно и эффективно обеспечить последние два.
Поясним сказанное схемой. Несколько упрощая ситуацию, мож но утверждать, что целью AT на психофизиологическом уровне является снижение уровня бодрствования до легкой дремоты. Как известно, наш уровень бодрствования прямо зависит от двух факторов — I силы падающей на нервную систему внешней стимуляции (Stвнеш ), к чему относятся свет, цвет, звуки, запахи, температурные стимулы т. д., а также от силы внутренней стимуляции (St внутр). Последняя, в свою очередь, может быть разделена на стимуляцию преимущественно физиологического плана (Физ.), т. е. болевые или дискомфортные ощущения, обусловленные неудобством одежды или обуви, неудобством положения тела, расстройствами в работе тех или иных органов, и на стимуляцию преимущественно психологического (Пс.) плана. К последней относятся навязчивые мысли и переживания и т. д. Все перечисленные переменные соотносятся друг с другом таким образом:
Уровень бодрствования = Stвнеш + Stвнутр (Физ. + Пс).
Чтобы уменьшить левую часть уравнения (снижение уровня бодрствования), необходимо минимизировать все три слагаемые правой части, чему и посвящена методика AT. Уменьшение внешней стимуляции обеспечивается тишиной и затемненностью помещения для занятий. Этому же служит рекомендация обучаемому проводить занятия AT с закрытыми глазами. Ослабление внутренней физиологической стимуляции достигается удобством расположения тела обучаемого в кресле или на кушетке, рекомендациями ослабить стягивающие пояса (ремни, галстуки), не есть плотно перед занятием, но вместе с тем и не быть голодным. И наконец, самой сложной, труднодостижимой задачей при обучении AT является минимизация психологической стимуляции. А достижение данной задачи и есть то главное, чему в конечном счете учит AT
В литературе, посвященной прикладным проблемам этого метода, часто встречаются утверждения о том, что мышечная релаксация «стимулирует», «вскрывает новые резервы», «мобилизует». Это принципиально неверная позиция. Методика Й. Шультца никоим образом не подталкивает обучаемого вмешиваться в естественный ход физиологических процессов. Оно предназначена для того, чтобы -научить сознание человека не мешать своему организму эффективно восстанавливать энергоресурсы (работоспособность) в меру имеющегося у него (у организма) утомления и благоприятности внешних условий.
Первое, с чего следует начать анализ процессов, которые формируют релаксационное состояние, — описание действий, предпринимаемых обучаемым, чтобы расслабить мышцы и минимизировать силы внутренней психологической стимуляции. В число таких действий включаются управление вниманием, проговаривание словесных формул, образные представления. Каждое из них имеет, свои функции в процессе расслабления.
Управление вниманием состоит в его переносе с объектов внешнего мира на телесные (преимущественно мышечные) ощущения, а также в его последовательном переключении с одной части тела на другую. Ведущие функции этого действия:
1. Бодрствование человека во многом поддерживается раздражителями из внешнего мира. Поэтому перенос внимания на мышечные ощущения резко сокращает интенсивность внешней стимуляции и тем самым снижает уровень активации нервной системы и, следовательно, мышечного аппарата.
2. Сосредоточение внимания на отдельном участке тела (например, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность в данном участке, помогает быстрее обнаруживать непроизвольно напряженные группы мышц и расслаблять их. Управление вниманием — центральное психическое действие, вызывающее расслабленность, а точнее — благоприятствующее рефлекторному становлению релаксационного состояния.
Проговаривание словесных формул — это мысленное размеренное повторение очень простых по содержанию фраз. Такое действие чаще всего ассоциируется с понятиями «внушения» и «самовнушения». Именно благодаря проговариванию словесных формул И. Шультц ошибочно обозначил AT методикой самогипноза. С учетом содержательной неопределенности терминов, «внушение» и «гипноз», с учетом отсутствия элементарного единства исследователей в понимании психологических и физиологических механизмов данных феноменов обращение к ним в качестве объяснения при обучении методике AT оказывается нецелесообразным. Как нам представляется, на самом деле главная функция проговаривания заключается в том, чтобы облегчить управление вниманием. Для этого необходимо:
1. Четко указать область тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: «Моя правая рука...»).
2. Напомнить характер ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих («...тяжелая»).
3. «Забить» внутренние помехи к расслаблению: посторонние мысли, образы, переживания.
4. Смягчить выраженность непривычного поначалу «умственного вакуума».
Проговаривание словесных формул по сравнению с управлением вниманием играет в технологии вызывания релаксации второстепенную роль. Это подтверждается тем, что по мере овладения AT (фактически с тренировкой и совершенствованием управляемости внимания) необходимость в словесной поддержке расслабления значительно уменьшается. Человек, обученный приемам AT, не нуждается в «уговаривании» себя, чтобы расслабиться. Он «изнутри» знает, как это делается (по аналогии с произвольными движениями). Вместе с тем, если владеющий методикой AT человек оказывается в состоянии очень сильного эмоционального напряжения (т. е. фактически управляемость его внимания ситуативно снижена), для успешного расслабления ему опять оказываются настоятельно нужны соответствующие команды (словесные формулы).
Задача образного представления в рамках AT состоит в возможно более ярком, красочном и четком мысленном «видении» ситуаций, которые объективно настраивали бы обучаемого на отдых и покой и были бы в его жизненном опыте связаны с переживанием желательных, релаксационных ощущений. Данное психологическое действие также имеет вспомогательный в отношении становления релаксации характер. Во-первых, далеко не все люди способны к ярким образным представлениям. Во-вторых, чем более наглядно и живо может себе представить человек какую-то ситуацию, тем вероятнее, что некоторые ее детали вызовут у него поток ассоциаций, далеких от задач мышечного расслабления.
Итак, благодаря трем описанным психическим действиям (при ведущей роли управления вниманием) в соматических процессах сразу регистрируется общее снижение произвольного и непроизвольного компонентов мышечного тонуса. Самое главное — расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых у данного обучаемого индивидуально повышен по сравнению с остальными мышцами.
В настоящее время доказано, что каждое эмоциональное состояние, любое переживание имеет обязательный набор создающих и подкрепляющих его физиологических изменений. Их перечень весьма широк, но в данном контексте наиболее важно, что всегда появляется специфический «рисунок» повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, обязательно существует и поддерживающий ее «мышечный рисунок». Однако эмоция только тогда имеет адаптивный смысл (и потому сохраняется), когда организм способен ответить поведенческими и физиологическими реакциями, адекватными этой эмоции.
Не получая по какой-либо причине физиологического подкрепления, эмоция затухает. Благодаря этой закономерности открывается один из важнейших путей самовоздействия на психофизиологическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. С точки зрения механизмов AT это означает, что посредством снижения общего мышечного тонуса, при помощи поиска и устранения повышенной напряженности в отдельных группах мышц обучаемый стирает «мышечные рисунки» эмоции, испытывая в результате этого эффект «успокоения». Поскольку такой физиологический механизм наиболее прост, то и обучающиеся AT овладевают им достаточно быстро и успешно.
Как уже говорилось выше, степень бодрствования человека зависит от ряда факторов, а именно от силы внешней и внутренней стимуляции. Проанализируем в этом смысле ситуацию расслабления. Занятие AT проводится, как правило, в затемненном, тихом помещении, в комфортных температурных условиях, глазах обучаемого закрыты. Следовательно, внешняя стимуляция нервной системы сведена к минимуму. Удобное кресло и начавшееся расслабление постепенно устраняют и другой источник активации — поступление обратных импульсов от мышечного аппарата в мозговые структуры. Стиранием «мышечных рисунков» быстро ослабляется накал эмоциональных переживаний. И даже мыслительная деятельность как один из источников активации ограничена тем, что человек повторяет про себя простейшие фразы. Следовательно, и внутренний источник активации также постепенно ослабевает, — бодрствование превращается в легкую дремоту. Самое важное, что на таком фоне рефлекторно происходит перераспределение активации в нервной системе, обозначаемое как «парасимпатическое доминирование». Что это такое?
В структуре нервной системы человека есть так называемая вегетативная нервная система (ВНС). Главная ее задача — обеспечение жизни, поведения, действий человека необходимыми энергоресурсами.
В свою очередь, ВНС состоит из двух отделов — симпатического и парасимпатического. В случае, когда доминирует возбуждение первого из таковых, организм настраивается преимущественно на энергозатраты: растут давление крови и частота пульса; увеличивается свертываемость крови, происходит перераспределение кровоснабжения между кожными покровами, органами брюшной полости и двигательными мышцами (в пользу последних); повышается общий мышечный тонус, усиливается потливость; подавляется работа желудочно-кишечного тракта и т. д. Здесь важно подчеркнуть следующее:
1. Совокупность изменений в протекании физиологических процессов при симпатическом доминировании формировалась в эволюции как средство выживания животного в окружающем мире. Человеку эта совокупность досталась практически в неизмененном виде.
2. Выживание животного обеспечивается исключительно его физической активностью («догнать и задрать» либо убежать). Поэтому симпатическое доминирование готовит организм к интенсивной физической работе. У современного человека доминирующая часть проблем решается не с помощью физической борьбы.
3. Физиологические изменения при симпатическом доминировании полностью отвечают подготовке к действиям в напряженной (опасной) обстановке. Повышение кровяного давления при стрессе ускоряет усвоение кислорода тканями. Учащение пульса позволяет быстрее разносить по организму кислород и питательные вещества, вымывать «шлаки». Повышение свертываемости крови потенциально предохраняет от больших кровопотерь при возможных ранениях. Подавление желудочно-кишечной деятельности позволяет сосредоточить все регуляторные возможности нервной системы на главной задаче — интенсивной и целесообразной физической активности ради выживания.
Очевидно, что у человека такие совершенно нормальные и полезные в конкретных жизненных обстоятельствах реакции в условиях повышенной напряженности современной (городской) жизни и при отсутствии необходимой физической разрядки должны приобретать застойный характер, приводя к гипертонии, тахикардии, закупорке сосудов и, в частности, инсультам.
Симпатическое доминирование — средство быстрой мобилизации всех сил организма в ситуации стресса. Однако невозможно постоянно расходовать силы, не восстанавливая их столь же регулярно.
Именно эту задачу решает парасимпатический отдел ВНС. Его доминирование реализуется в изменениях физиологических процессов, прямо обратных тем, которые сопровождают стресс. Условием проявления активности этого отдела является снижение уровня бодрствования, физическая и психическая пассивность, что и обеспечивается поначалу стиранием «мышечных рисунков» эмоции.
Таким образом, на занятии AT благодаря снижению уровня бодрствования и активизации деятельности парасимпатического отдела ВНС минимизируются энергозатраты, требуемые на поддержание мышечного тонуса; выключаются из работы участки мозга, отвечающие за осознанное отражение окружающего мира, планирование и контроль поведения; интенсивно протекают пищеварительные процессы, что в совокупности ведет к отдыху мышечной и нервной систем и составляет основу «эффекта восстановления». Реализация его обеспечивается более сложным набором физиологических процессов (по сравнению с «успокоением»), и поэтому данный эффект достаточно выражен у людей, уже обученных первым упражнениям AT Для достижения восстановления требуется соответственно и большее время пребывания в состоянии релаксации.
И наконец, еще одно обстоятельство. На фоне значительного ослабления бодрствования и перераспределения очагов активации в коре головного мозга при одновременном сохранении локального самоконтроля и контакта с окружающим в нервной системе человека могут формироваться так называемые фазовые состояния. Это те, при которых относительно слабый раздражитель (слово) приобретает большую психофизиологическую силу и оказывается способным вызывать необычно сильные психофизиологические ответные реакции. Только полностью сформировавшееся фазовое состояние создает предпосылки для превращения обычного словесного воздействия во внушение или самовнушение (а не является их результатом).
Таким образом, углубление расслабленности, снижение степени бодрствования при сохранении элементов самоконтроля и контакта с внешним миром благоприятствуют тому, что ослабляется осознанное критичное отношение к поступающей в мозг информации, и служат основанием для внушения и самовнушения, о чем и свидетельствует эффект «программируемости» По числу слагающих его механизмов он наиболее сложен и потому хрупок, ненадежен, обусловлен индивидуальными особенностями обучаемого и его психофизиологическим состоянием в момент релаксационного занятия.
Производственный вариант методики мышечной релаксации
Релаксационная процедура AT создавалась в связи с задачами терапии в условиях медицинского учреждения. Однако очень быстро стало ясно, что характер ее действия на организм и самочувствие человека может быть обозначен как общенормализующий. Приведение к норме физиологических функций, излишне заторможенных либо перенапряженных, действительно служит лечению ряда расстройств, но равным образом оно может оказаться полезным и в профилактическом плане, как средство помощи практически здоровым людям, находящимся по той или иной причине в напряженной и трудной жизненной ситуации.
К настоящему времени разработано большое число модификаций AT' «Психорегулирующая тренировка» по А. В. Алексееву и Л. Д. Гиссену, «Психомышечная тренировка» по А. В. Алексееву; «Активное самовнушение» по А. С. Ромену, «Эмоционально-волевая тренировка» по А. Т Филатову; «Сенсорно-репродуктивная тренировка» по М. М. Решетникову и ряд других. Модификации методики Шультца шли по двум основным направлениям, что было обусловлено спецификой того вида деятельности, под требования которой эта модификация создавалась.
Во-первых, стала очевидной содержательная ограниченность классической AT Однозначная ориентация всех ее упражнений на снижение напряженности, на итоговое состояние релаксации естественна для условий клиники, но не полностью отвечает повышению эффективности различных видов трудовой деятельности. В связи с этим в классическую методику AT постепенно были добавлены приемы мобилизации, повышения деятельного напряжения и настройки на активность непосредственно после сеанса релаксации.
Во-вторых, опыт работы с практически здоровыми людьми показал, что в своем большинстве они хотя объективно и нуждаются в использовании навыков саморасслабления, однако далеко не в той мере, чтобы полностью самостоятельно осваивать все упражнения AT Расчет на самостоятельность в обучении и использовании навыков релаксации (что представляло собой центральную идею при создании AT) в реальной жизни для массового пользователя себя не. вполне оправдывает. Это обусловило переработку методики AT в направлении увеличения роли и ответственности специалиста, который организует и обеспечивает обучение, — аутогенная форма занятий стала уступать гетерогенной (гетерогенный — происходящий под воздействием извне).
Предполагается, что на гетерогенном занятии эффект релаксации у обучаемых возникает преимущественно в результате определенных действий ведущего. На аутогенном сеансе он формируется в результате описанных выше психических действий самого обучаемого. Подобная модификация — это, безусловно, вынужденный шаг, ограничивающий потенциальные возможности AT Но при этом она все же несет в себе и дополнительные положительные стороны. При увеличении гетерогенного элемента в обучении релаксации имеет место следующее:
1. Уменьшается нагрузка на память и внимание обучаемых, поскольку весь ход расслабления организуется и направляется ведущим. Тем самым ускоряется достижение обучаемыми эффектов успокоения и восстановления.
2. Открывается возможность привлечь дополнительные методические средства, благоприятствующие релаксации: музыкально-шумовое сопровождение занятия, цветовую подсветку обучаемых, показ картин природы и т. д. При самостоятельном обучении эти средства затрудняют управление вниманием, а при гетерогенном служат эффективными дополнительными способами такого управления.
3. Обучение навыкам саморелаксации может проводиться не только индивидуально, но и достаточно большими группами, что резко снижает относительные затраты (финансовые и временные) на обучение одного человека.
4. Эффекты успокоения и восстановления возникают у членов групповых занятий быстрее, чем при самостоятельных тренировках, что подкрепляет мотивацию к устойчивому обучению навыкам релаксации.
5. Появляется возможность обеспечить наиболее благоприятные внешние условия для расслабления путем создания кабинета психологической разгрузки (Филимоненко, Тимофеев, 1991).
С учетом сказанного разработан специальный курс обучающих занятий по аутогенной тренировке. AT при этом использовалась как основа, второстепенные элементы которой адаптировались к специфике работы с практически здоровыми людьми в условиях их трудовой деятельности. Курс включает в себя 8 групповых занятий, средней продолжительностью 30-40 мин каждое. Такая длительность, конечно, представляет определенное неудобство (работники отвлекаются от процессов труда), но на этапе обучения расслаблению это необходимо. Перестройка физиологических процессов, обеспечивающих энерговосстановление, — дело очень нескорое, тем более у людей, которые не знают приемов произвольного воздействия на собственное состояние. Встречающиеся иногда в литературе no AT утверждения о возможности обучения релаксации в серии 10-15-минутных групповых занятий совершенно ошибочные и преследуют рекламные цели.
Обучаемым, имеющим умеренную мотивацию к обучению, следует с самых первых занятий дать субъективно прочувствовать их позитивные последствия (успокоение, затем восстановление). Реально достижимо это лишь при достаточно глубоком воздействии на физиологические, медленно изменяемые процессы, что и обусловливает указанную длительность гетерогенных занятий.
Их целесообразно проводить в те моменты времени дня и те дни,, когда у обучаемых наблюдается максимальное утомление или достаточно выраженная эмоциональная напряженность. Релаксационное состояние восстанавливает силы. И следовательно, ощутить его полезность для себя легче всего в том случае, когда уровень этих сил заметно снизился. Можно констатировать, что при нормальных психофизиологических состояниях справедливо следующее утверждение: в известной мере чем хуже актуальное самочувствие обучаемого, тем оно лучше для его успешного обучения навыкам релаксации.
Периоды максимальной усталости возможно установить путем психофизиологического обследования работников в течение рабочего дня либо с помощью социологического опроса. Некоторые авторы указывают на закономерные колебания работоспособности в течение суток, обусловленные, видимо, динамикой биоритмов (Никифоров и др., 1976). В этом плане наиболее неблагоприятными периодами для психофизиологического состояния обучаемых и соответственно благоприятными для проведения групповых сеансов релаксации являются интервалы с 2 до 4 и с 14 до 16 ч.
Занятия целесообразно проводить 1-2 раза в неделю. Перерыв между ними нужен, чтобы обучаемые при желании могли бы повторить процедуру самостоятельно, привыкнуть к ее содержанию.
Всем занятиям обучающего курса придана единая структура, состоящая из однородных по направленности блоков формул. В каждом занятии выделяются вспомогательная и основная части.
Вспомогательная — информирование обучаемых о характере их действий на данном занятии, объяснение физиологических механизмов и последствий выполнения соответствующих упражнений, постановка целей на это занятие. Кроме того, для перехода к собственно расслаблению необходимо дать обучаемым время, чтобы выбрать наиболее удобное для расслабление положение тела и настроиться на занятие. По окончании сеанса следует провести короткий опрос обучаемых об их самочувствии, ответить на возможные вопросы.
Основная часть занятия посвящается собственно расслаблению, отдыху, выходу из состояния релаксации и состоит из следующих этапов:
1. Учебная часть занятия. Блоки формул, постепенно вызывающие состояния релаксации. По длительности этот этап основной на занятиях обучающего курса.
2. Программа. 2-3 формулы внушающего содержания. Программа вводится, когда, как можно предполагать, достаточно высока вероятность формирования у значительной части участников фазовых состояний в коре головного мозга. Фактически она служит созданию установки на эмоциональную уравновешенность и высокую работоспособность, а также на ускорение и усиление ощущений расслабленности от занятия к занятию. В ходе курса содержание программы видоизменяется: вначале утверждаются благоприятные изменения в самочувствии и настроении непосредственно после занятия, затем — изменения устойчивых характеристик состояния и, наконец, преобразование ставших устойчивыми изменений состояния в новые благоприятные личностные качества.
3. Пауза. Несколько минут, предназначенных только для отдыха. На первых занятиях пауза оставляется «пустой», чтобы не отвлекать пока еще не устойчивое внимание обучаемых от релаксационных ощущений. Затем она заполняется музыкальным сопровождением релаксации или звуковыми (шумовыми) картинами.
4- Выход. Блок формул, утверждающих, что у членов группы нарастают признаки симпатической мобилизации, повышается степень бодрствования и активности. Для начинающего ведущего занятий важно понимать, что надежды на массовую «сверхмобилизованность» обучаемых после выхода из расслабления не имеют под собой никаких оснований. Надо помнить, что психофизиологическое состояние зависит не только от успешности процедуры, но и от того, насколько утомленными или напряженными при-1 шли обучаемые на занятие и в какой степени они объективно заинтересованы пережить такую мобилизованность в своей обыденной профессиональной деятельности. Встречающиеся данные о том, как после сеанса обучаемые испытывают безудержный радостный подъем, прирост физической силы, умственное прояснение и непобедимое стремление немедленно приступить к работе, не отражают реальной практики обучения. Соответственно выход обучаемых из релаксации должен быть постепенным, плавным и без эмоциональной экзальтации.
Учебная часть занятия содержательно и по длительности изменяется в ходе курса и включает все основные упражнения AT. Тем не -менее основное внимание уделяется упражнениям на расслабление двигательных мышц и мышц кровеносных сосудов конечностей. Перечислим названия блоков, входящих в каждое занятие:
Занятие 1. расслабление мышц лица («маска релаксации»).
Занятие 2: маска релаксации; расслабление мышц рук («тяжесть рук»).
Занятие 3: маска релаксации; тяжесть рук; расслабление кровеносных сосудов рук («тепло рук»).
Занятие 4: маска релаксации; тяжесть и тепло рук; нормализация ритма и структуры дыхания («дыхание»).
Занятие 5: маска релаксации; тяжесть и тепло рук; тяжесть и тепло ног; дыхание; активизация работы органов брюшной полости («солнечное сплетение»).
Занятие 6: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечное сплетение; нормализация работы сердца («сердце»).
Занятие 7: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечное сплетение; сердце; расширение кровеносных сосудов мозга («прохлада лба»).
Занятие 8: маска релаксации; тяжесть и тепло тела; дыхание; солнечнное сплетение; сердце; прохлада лба.
Таким образом, на каждом занятии рассматриваемого курса повторяются упражнения всех предыдущих занятий и вводится одно новое. Благодаря постепенному сокращению числа формул и объединению блоков (например, для ощущения тяжести и тепла) объем текста в основной части процедуры не изменяется на первых пяти занятиях, а затем сокращается. По мере овладения упражнениями словесные формулы становятся излишними.
Восьмое упражнение по содержанию полностью идентично седьмому, но его текстовая часть значительно сокращена. Оно может рассматриваться в качестве переходного от обучающих сеансов к собственно разгрузочным, более коротким и насыщенным музыкой.
По окончании обучения сеансы AT приобретают характер разгрузки. Достаточно кратковременные, насыщенные музыкой, предполагающие показ слайдов, они призваны содействовать снятию эмоциональной напряженности и восстановлению сил при том обязательном условии, что члены группы уже имеют навыки расслабления. Общий смысл содержания разгрузочного занятия заключается в следующих нововведениях:
1. Минимизация учебной и вообще текстовой части занятия. Процедура расслабления может вообще не «озвучиваться» в программе либо обозначаться только основными, опорными словесными формулами.
2. Усиление эмоциональной выразительности музыкального и/или шумового сопровождения сеанса.
3. Стимуляция речью ведущего образных представлений у обучаемых. Целесообразно включение в разгрузочные занятия коротких стихотворных произведений, сначала ситуативного плана (описание природы, отношение к природе), а позднее и надситуативного (высокохудожественное утверждение гуманистических ценностей, осмысление жизненного пути человека, его места в жизни и т. д.). Человек, пребывающий в состоянии релаксации, воспринимает окружение (на слух) более непосредственно и сильно, чем в состоянии бодрствования. Поэтому музыка или стихи многими обучаемыми будут переживаться как особо проникновенные, глубокие, западающие в самую душу, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
Из классического репертуара для включения в успокаивающую часть занятий AT рекомендуются:
• Бах. Прелюдия до-мажор, Прелюдия ми-минор.
• Моцарт. «Ночная серенада» (ч. 2); Симфония № 40 (ч. 2); Скрипичный концерт соль-мажор (ч. 2); Симфония ля-мажор (ч. 2).
• Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль-мажор; Романс для скрипки с оркестром фа-мажор.
Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации 255
• Шуберт. «Неоконченная симфония» (ч. 2).
• Шуман. «Фантастические пьесы», «Вечером» (Метельницкая, 1979; Schwabe, 1979).
Преимущественно активирующее действие оказывают такие музыкальные произведения:
• Бетховен. Пасторальная симфония № 6 (ч. 1); Трио-концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до-мажор (ч. 1).
• Брамс. Фортепианный концерт № 2 си-бемоль мажор (ч. 1).
• Дворжак. Восьмая симфония (ч. 1).
На занятиях по обучению саморегуляции можно использовать и стихотворные произведения, такие как «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других...» (Беляев, 1968).
Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации
Обучение навыкам саморегуляции может проводиться в различных условиях, наилучшее из которых — специально оборудованный и оформленный «кабинет психологической разгрузки» (Филимонен-ко, Тимофеев, 1991).
В соответствии с данными, приводимыми в научной литературе советского времени, кабинеты психологической разгрузки (КПР) были снабжены нужным оборудованием и успешно работали, например, на одесском заводе «Стройгидравлика», в структуре психофизиологической лаборатории Люберецкого коврового комбината, на Владимирском тракторном заводе, в Самборском районном объединении «Сельхозтехника», на Херсонском судостроительном заводе и в ряде других мест (Сочнева, 1985). Делались также попытки рассчитать экономический эффект от внедрения КПР (Марголин, Чукович, 1983).
Обобщение такого опыта показывает, что оборудование и оформление КПР только как места, где проводятся занятия AT нецелесообразно. Кабинет должен быть таким, чтобы там оказалось удобно вести разнообразную психологическую работу: психодиагностику W консультирование, сеансы мышечной релаксации, занятия социально-психологического тренинга, деловые игры и т. д.
Если говорить только о задаче обучения и использования навыков мышечного расслабления, то весьма желательно иметь в КПР хорошую звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, диапроекторы, систему плавного включения и выключения света. Непосредственно для использования в сеансах релаксации разрабатывались специальные технические устройства.
Так, например, описан прибор и метод для нервно-психической релаксации, предполагающий плавное и незаметное для обучаемого изменение вибрации звука и света, под которые тот должен подстраивать свое дыхание (Мельников, Еникеев, 1978). Первоначально задаваемый ритм вибрации соответствует учащенному дыханию, затем нормальному и, наконец, дыханию спокойно спящего человека. Была даже изложена схема светозвукового релаксатора (Мельников, 1980). Этот прибор воздействует на обучаемого трояко: ритмичной пульсацией световой панели, шумом морского прибоя, звуком метронома (72 удара в минуту). Сообщалось о создании программатора «Оптимист-1» (Алиев, 1984), который делает возможным систему теплового, аудиосветового и электрического воздействия на обучаемого, сопряженную с помощью микроЭВМ с системой магнитной записи. Нетрудно заметить, что во всех этих перечисленных устройствах моделируются монотонные воздействия на различные органы чувств, как это принято в классической методике вызывания гипнотического сна.
Чтобы групповое обучение проходило эффективно, сам ведущий (специалист кабинета психологической разгрузки) должен владеть навыками саморасслабления на уровне достижения эффектов «успокоения» и «восстановления». Подготовка к ведению обучающих занятий может осуществляться самостоятельно, а также с помощью магнитофонных записей обучающих занятий AT Ведущему целесообразно использовать записи для развития и закрепления своих собственных навыков релаксации. Прослушивая их, можно познакомиться с вариантами дикторского исполнения и музыкально-шумового сопровождения занятия.
Однако формы работы других специалистов не следует абсолютизировать: в конечном итоге ведущий должен выбрать такой стиль ведения, который будет максимально соответствовать его опыту, темпераменту и личности как руководителя обучения. Здесь по аналогии с гипнозом можно выделить три типа демонстрируемого отношения ведущего занятия к обучаемым:
1. «Отцовское» отношение: разноплановое подчеркивание своей профессиональной компетентности, уверенность в своей способно-) сти вызвать у обучаемых релаксацию, научить навыкам саморегуляции. При таком типе отношения важно не столько то, чтобы ведущий был таковым, сколько то, чтобы обучаемый его так воспринимал.
2. Партнерское отношение: настойчивое утверждение внутренних, а не гетерогенных источников тех изменений в самоощущениях, которые происходят по ходу релаксации; подробное разъяснение психофизиологических механизмов релаксации; акцент на убеждении и совместном с обучаемыми поиске ответов на встающие при выполнении упражнений вопросы.
3. «Материнское» отношение: демонстрация сочувствия, стремление помочь обучаемым, чуткое реагирование на поведение и со стояние обучаемых.
Все типы отношений в равной мере эффективны при обучен: релаксации. Ведущему важно сначала выбрать тот из них, который наиболее соответствует его возможностям и склонностям, а затем с временем научиться работать и в иных «ролях».
Оптимальным оказывается положение, при котором ведущий посредственно ведет занятия AT, т. е. сам проговаривает с<