Средства мышечной релаксации

Общеизвестно, что напряжение умственное и физическое, а тем более перенапряжение (переутомление) нарушают умственную деятельность, затрудняют кровообращение. В результате возникают различные недомогания и даже заболевания.

В процессе любой деятельности после напряжения мышц должны отдохнуть, расслабится - в противном случае нарушается нормальный ход физиологических процессов, что может привести к самым серьезным последствиям.

Если вы хотите обладать хорошим здоровьем, необходимой работоспособностью и прожить долгую жизнь, учитесь релаксации. Овладев методами релаксации, вы сможете добиться желаемого результата в любом начинании, уметь сосредотачивать свои мысли и усилия на решение поставленной задачи.

Релаксация - метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою. Расслабления мышц.

Достижение релаксационного состояния. Это состояния достигается: специальными физическими упражнениями (релаксационная гимнастика), внушением, самовнушением, химиотерапевтическими средствами, но всегда сопровождается улучшением общего состояния и снижением эмоциональной возбудимости.

Для снятия повышенного нервно-психологического и физического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения используются специальные упражнения, так называемая релаксационная гимнастика, гимнастика расслабления.

Релаксационная гимнастика применяется как в спорте, так и в учебной и производной деятельности .

Начиная заниматься релаксационными упражнениями, следует освободиться от стесняющей одежды, снять часы, очки, контактные линзы. Помещения для занятий должно быть проветрено, без яркого освещения и шума.

Для занятий выбирается любое удобное время. В основном используются позы аутогенной тренировки - лежа, сидя, стоя.

Занятия по релаксации заключаются в напряжении в течение 5 - 7 с. каждой группы мышц и их последующего расслабления на протяжении 15 -20 с., пауза между упражнениями 30 -60 с. повторяется 2 -3 раза в зависимости от самочувствия (упражнения не должны вызывать болевых и неприятных ощущений).

Следует запомнить правило - в момент расслабления ни о чем не думать. Дыхание через нос, спокойное, без напряжения, вдох - во время напряжения, далее пауза - задержка дыхания, равная половине длительности вдоха, и выдоха (на расслаблении).

Перед выполнением упражнений необходимо установить равное и спокойное дыхание, закрыть глаза. Для установления дыхания рекомендуется следующее упражнение.

Дыхательное упражнение, успокаивающие упражнения.

Стоя (сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхания, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Так проделать 4 раза. После вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Эту процедуру повторить 3 раза. Затем, подобным образом, выдохнуть 2 раза в две параллельные линии. Всего нужно проделать 9 процедур, после чего наступит успокоение.

Между упражнениями выполнять паузу в течение 30 - 60 с., во время которой также необходим отдых и спокойное дыхание.

Полезно мысленно анализировать состояние всех мышечных групп, представляя каждую в отдельности, вспоминая ощущения, возникающие при выполнении вышеперечисленных упражнений. Рекомендуется начинать со лба и заканчивать кончиками пальцев ног. В конце оставаться в расслабленном состоянии 2-3 мин.

49.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени.

В военном деле, например, успешно используется целенаправленная физическая подготовка для развития тонкой двигательной координации операторов боевых машин пехоты. У водителей автомототранспорта после курса физических тренировок значительно снижается время сенсорной реакции, уменьшается утомляемость в пути, что способствует повышению безопасности движения.

Содержание и методика проведения ППФП определяются на основе результатов инженерно-технологического анализа профессиональной деятельности. В процессе этого анализа трудовая деятельность человека на рабочем месте расчленяется на отдельные элементы – действия, операции, а затем определяются психофизиологические критерии, обеспечивающие качественное выполнение каждого из элементов.

Существует несколько видов инженерно-психологического анализа профессиональной деятельности. Наиболее простыми из них являются хронометрия и хроноциклография. В основу хронометрии положен анализ рабочих операций по времени, хроноциклография изучает характер рабочих движений. Профессиография, т.е. психологическое описание профессии, является наиболее сложным вариантом анализа профессиональной деятельности. В процессе профессиографирования изучаются: общие данные исследуемой специальности, схема расположения рабочего места, гигиенические условия работы, основные рабочие операции, нагрузка на анализаторы, соотношение интеллектуального и физического труда и т.д.

После получения этих данных анализируются наиболее слабые звенья трудового процесса и выявляются вызывающие их появление причины: то ли это недостатки в организации труда, то ли это слабое развитие тех или иных психофизиологических качеств и прикладных навыков человека.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

Наши рекомендации