Занятие 6. Оценка физической работоспособности с помощью 6-моментной функциональной пробы

Д. Н. Давиденко

Вводные замечания.Теоретическим обоснованием данной пробы является закон экономизации функций по мере повышения уровня тренированности, а также прямая зависимость между интенсивно­стью физической нагрузки и частотой сердечных сокращений. И ха­рактеристики физического развития, и определение физических состояния и работоспособности, безусловно, несут косвенную инфор­мацию о состоянии здоровья. Однако следует помнить, что рекомен­дуемые тесты позволяют увидеть границы приспособительных реак­ций, диапазон которых и характеризует состояние здоровья. Поэтому более адекватными могут быть методики балльной и процентной оценки последнего, учитывающие в комплексе как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Цель занятия.Овладеть методикой оценки физической работоспо­собности с помощью 6-моментной функциональной пробы.

Оснащение.Секундомер.

Порядок работы.Методически эта проба выполняется, следующим образом:

1. Подсчитывается частота сердечных сокращений в состоянии по­коя (в положении лежа) за минуту.

2. Испытуемый встает, и у него подсчитывают частоту сердечных сокращений за вторую минуту пребывания в вертикальном поло­жении.

3. Разность между величинами ударов пульса в состоянии стоя и ле­жа умножают на 10.

4. Испытуемый делает 20 глубоких приседаний в течение 40 с (во время приседания руки энергично вытягиваются вперед, при вста­вании — опускаются). Подсчитывается ЧСС за первую минуту восстановления.

5. Подсчитывается ЧСС за вторую минуту восстановления.

6. Подсчитывается ЧСС за третью минуту восстановления.

Итоговая оценка получается благодаря суммированию результа­тов всех 6 описанных выше пунктов. При сумме, равной 500 и более, уровень физической работоспособности оценивается как низкий; при 450-500 — ниже среднего; при 400-450 — средний; при 350-400 — выше среднего; при сумме, меньшей 350, — высокий.

Контрольный вопрос

• В чем сущность метода определения физической работоспособ­ности с помощью 6-момснтной функциональной пробы?

Задание 7. Определение адаптационного потенциала

Д. Н. Давиденко

Вводные замечания.По определению И. И. Брехмана, здоровье представляет собой способность человека сохранять соответствую­щую возрасту устойчивость в условиях резких изменений триедино­го потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Иными словами, здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных (приспособительных) реакций, обусловленных раз­витием функциональных резервов организма. Р. М. Баевским пред­ложена методика оценки так называемого адаптационного потенциа­ла (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Если и результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможно­сти, то адаптационный механизм нарушается и появляются устойчи­вые патологические изменения.

Цель занятия.Овладеть методикой оценки адаптационного потен­циала, отражающего физическое здоровье человека.

Оснащение.Секундомер, тонометр для определения уровня артери­ального давления.

Порядок работы. Для оценки адаптационного потенциала измеряют­ся уровень артериального давления и частота сердечных сокраще­ний. По формуле определяется численное значение показателя:

АП = 0,011 × ЧСС+ 0,014 × АД сист + 0,008 × АД диаст + 0,014 × В + 0,009 × т - 0,009 × h - 0,27,

где ЧСС — частота сердечных сокращений (уд/мин; АД сист и АДдиаст — систолическое и диастолическое артериальное давление соответствен­но, В — возраст (годы), т — масса тела (кг), h — рост (см).

Полученные результаты интерпретируются согласно данным, при­веденным в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Характеристика значения адаптационного потенциала

Адаптационный потенциал (баллы) Характер адаптации Характеристика уровня функционального состояния
Менее 2,1 Удовлетворительная адаптация Высокие или достаточ­ные функциональные возможности организма
2,11-3,2 Напряжение механиз­мов адаптации Достаточные функцио­нальные возможности обеспечиваются за счет функциональных ре­зервов
3,21-4,3 Неудовлетворительная адаптация   Снижение функцио­нальных возможностей организма
Больше 4,3 Срыв адаптации Резкое снижение функ­циональных возможно­стей организма

Контрольный вопрос

• Каким образом определяется адаптационный потенциал организ­ма человека и что он характеризует в зависимости от своего зна­чения?

Наши рекомендации