Школьные болезни» - понятие, краткая характеристика, профилактика
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:
— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— особенности функционирования основных физиологических систем организма.
Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.
В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:
— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;
— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;
— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;
— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем, они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.
Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.
Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:
— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);
— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);
— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).
К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.
К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.
К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.
Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одёргивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжёлым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц спины. При сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад, врачи могут диагностировать кифоз "горб", а при искривлении вбок -сколиоз.
Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить он его должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на неё. Школьная мебель должна соответствовать росту детей (за этим должна следить администрация школ).
В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:
· ходьба по комнате на носках, пятках, внутренней и внешней поверхностях стоп;
· приседания;
· наклоны вправо и влево;
· повороты вправо и влево;
· наклоны вперёд;
Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладётся небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.
Не стоит думать, что «школа - не работа», волноваться нечего. Учёба - это стресс, и психологи отмечают, что половина школьников страдают различными формами неврозов. Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряжённость и беспокойный сон.
Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание.
В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это требует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций позвоночника.
Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, выполняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и других движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3—5 см в зависимости от длины позвоночника.
От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.
Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.
Все виды осанки условно делят на 2 группы:
1-я — виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы равны между собой или различаются не более чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);
2-я — виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).
Нормальная— шейный и поясничный изгибы не превышают 3—5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.
Выпрямленная— все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.
Кифотическая— шейный и поясничный изгибы резко увеличены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.
Лордотическая— резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.
Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое развитие организма в целом.
Сутуловатая— увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему непривычны резко увеличившиеся тотальные размеры.
В младшем школьном возрасте начинает усиленно развиваться и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Антропометрические пробы
В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.
Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.
Антропометрические пробы. Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.
Вес (кг)_____
Рост (м) х Рост (м)
Критерии:
20-25 – норма;
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Весо-ростовой показатель:
Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.
Вес (г)_
Рост (см)
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.
Грудо-плечевой тест:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.
Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).
Критерии:
-Норма – 1 и более;
- 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
- 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
Индекс Эрисмана:
Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
- 35 - 24 – истощение;
- менее 37 – достаточная упитанность;
- более 40 – повышенная упитанность;
- 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.
Критерии индекса К:
- 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);
- менее 50 – узкогрудость (астеническая);
- более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье:
Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).
Критерии:
- 10 и менее – крепкое телосложение;
- 20 – хорошее;
- 20-25 – среднее;
- 25-35 – слабое;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).
Формула для определения степени развития мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
Критерии:
- 5 – сниженное развитие мускулатуры;
- 5-12 – норма;
- 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:
Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
Степ-тест.
Он предназначен для тех, кто в состоянии преодолеть свою неуверенность, справиться с ленью и нанести сокрушительный удар по лишним килограммам. Проверьте, насколько хороша ваша физическая форма.
Попробуйте в течение 3 минут подниматься на ступеньку и опускаться со ступеньки высотой 30 см. Обычно шаги выполняют в следующей последовательности: правая нога — на ступеньку, левая нога — на ступеньку, правая нога — вниз, левая нога — вниз.
Во время выполнения теста несколько раз смените ногу, с которой вы начинаете подъем. Туловище при этом выпрямите, а руками выполняйте такие же движения, как при обычной ходьбе.
Если во время выполнения теста у вас появляются неприятные ощущения, немедленно прекратите упражнение.
Выполнив тест, сядьте на скамейку и не позднее чем через 5 секунд начинайте считать пульс. Результаты подсчета оцените по следующим данным:
Частота сердечных сокращений (уд./мин):
Женщины (20—46 лет)
79-84 - Отлично
90-97 - Хорошо
106-109 - Выше среднего
118-119 – Посредственно
122-124 - Ниже среднего
129-134 – Плохо
137-145 - Очень плохо
Мужчины (20—46 лет)
81-90 – Отлично
99-102 – Хорошо
103-112 - Выше среднего
120-121 – Посредственно
123-125 - Ниже среднего
127-130 – Плохо
136-138 - Очень плохо