Дороги: от заплаток к новой «одежде»
Состояние дорог – боль нашей республики.
Десятилетиями дорожная отрасль недофинансировалась. В 2008 и 2015 годах дорожных ремонтов не проводилось вовсе. В результате 98,7% дорог республики находятся в ненормативном состоянии. До многих населенных пунктов можно проехать только по обочинам. Такая ситуация недопустима! Нам необходимо кардинально поменять подход.
Во-первых, существенно увеличить расходы на дорожное строительство и ремонт. И они должны быть защищены от использования на другие нужды.
Во-вторых, мы будем активно передавать федеральным структурам дороги межрегионального значения.
В-третьих, сначала делать самые загруженные участки дорог, наиболее нужные людям. Определять их мы будем с помощью объективных замеров и мониторинга общественного мнения.
В-четвертых, Дорожный фонд должен расходоваться как на региональные магистрали, так и на дороги внутри населенных пунктов.
В-пятых, к 699 населенным пунктам в нашей республикеведуттолько грунтовые дороги. Наша задача – начать делать к ним дороги с твердым покрытием, первоначально в щебеночном исполнении.
В-шестых, необходимо поднимать на новую высоту качество работ. Мы не настолько богаты, чтобы делать, а потом переделывать. Наша задача – добиться от подрядных организаций неукоснительного соблюдения технологий производства работ, использования качественной современной техники и материалов.
На решение всех дорожных проблем республики требуется более 50 миллиардов рублей. Поэтому наша задача – выйтихотя бы на объемы дорожных работ советского периода – строить и ремонтировать не менее 100 километров дорог в год. Это тот минимум, который позволит нам за 5 лет снять наибольшую остроту дорожной проблемы.
Считаем необходимым:
1. Увеличить доходную часть Дорожного фонда за счет дополнительных налоговых и неналоговых поступлений. Например, от весогабаритного контроля. Для этого необходимо организовать шесть подобных пунктов на основных магистралях республики: Йошкар-Ола – Уржум; Елеево – Мари-Турек – Лопово; Звенигово – Шелангер – Морки; Кокшайск – Красногорский; Йошкар-Ола – Козьмодемьянск; Козьмодемьянск – Большой Сундырь.
2. Разделить объекты дорожного строительства и ремонта на несколько категорий, в зависимости от нужности людям. В первую очередь будем делать самые загруженные направления. Остальные – пока только исходя из соображений безопасности. Нашими приоритетами являются дороги с интенсивностью движения более 4 000 автомобилей в сутки. Это участки: Йошкар-Ола – Козьмодемьянск, Йошкар-Ола – Уржум, Йошкар-Ола – Санчурск, Кокшайск – Красногорский, Звенигово – Шелангер – Морки. Постепенно приведем в порядок и остальные участки опорной сети дорог республики.
3. Привлечь к обсуждению планов ремонта городских дорожных объектов общественность. Также с ее помощью вести мониторинг качества проведения дорожных работ. Дороги – общая проблема.Ирешать ее нужно сообща!
4. Передать часть автомобильных дорог регионального значения на обслуживание федеральным органам. На примере автодорог Йошкар-Ола – Чебоксары и Йошкар-Ола – Зеленодольск мы видим, насколько это эффективно. Теперь мы работаем над передачей Федеральному дорожному агентству дороги Йошкар-Ола – Нижний Новгород.
5. Проводить ежегодный ремонт не менее трех мостов и восьми дренажных труб.
6. Продолжить строительство автомобильных дорог для освоения земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства.
7. Начать ремонтировать дороги к садоводческим и дачным массивам. Одна из первых задач – закрепление балансодержателей дорог. Зачастую ремонт не проводился годами потому, что дорога никому не принадлежит.
8. Повысить эффективность деятельности Минпромтранса РМЭ и муниципалитетов в дорожной области:
8.1. Создать единый информационный дорожный ресурс о планах и точках ремонта, проводимых работах с картой гарантийных дорог и форумом для обсуждения текущих и стратегических вопросов.
8.2. Добиваться неукоснительного выполнения подрядчиками гарантийных обязательств.
8.3. Приобрести для Минпромдортранса РМЭ современную лабораторию контроля качества дорожных работ с системой неразрушающего контроля типа «Георадар».
8.4. Уделить особое внимание при строительстве и ремонте дорог эффективному водоотводу.
8.5. Контролировать совместно с ГИБДД восстановление застройщиками и промышленными предприятиями проезжей части, поврежденной их тяжеловесными транспортными средствами.
8.6. Размещать информационные щиты на ремонтируемых трассах с указанием контактов подрядчика и гарантийного срока.
8.7. Повысить безопасность пешеходных переходов путём нанесения более яркой разметки (бело-желтой), обустройства ограждений, дополнительного освещения.
9. Постоянно улучшать технологии производства дорожных работ. В частности:
9.1. Использовать по возможности щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), как более долговечную дорожную композицию.
9.2. Использовать термотенты на грузовиках, перевозящих асфальтобетон.
9.3. Использовать кромкообразователи для долговременного сохранения продольных соединений ремонтируемых полос.
9.4. Установить видеофиксаторы на асфальтоукладчиках.
9.5. Использовать холодный ресайклинг на дорогах без бордюрного камня.
9.6. Подготавливать ямы для ремонта: очищать от пыли, нагревать края газовыми горелками или инфракрасными лампами для выравнивания температур соединяемых материалов.
9.7. Вести контроль долговечности дорожной разметки.
9.8. Проливать трещины на дорогах мастиками перед зимой и сразу после схода снега. Это позволяет малыми силами и средствами продлить жизнь дорог, недопустить попадания в трещины воды, которая после замерзания рвет асфальт изнутри.
При должном внимании и настойчивости со стороны власти и общества за пять следующих лет остроту дорожной проблемы мы, в целом, снимем.