Цикловая комиссия «Основы сестринского дела»
Цикловая комиссия «Основы сестринского дела»
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО на заседании цикловой комиссии «ОСД» председатель ________ Цетвинская О.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР __________ Замятина О.А |
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
по теме: «Общение в сестринском деле»
профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
МДК 01 «Теория и практика сестринского дела»
Cоставитель: Цетвинская Ольга Анатольевна
Челябинск
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методическое пояснение 2. Методические указания 3. Цель занятия 3. Связи темы 4. Карта самоподготовки студентов к занятию 5. Изложение нового материала (теоретическая часть) 6. Тест-контроль знаний 7. Творческие задания 8. Литература 9. Приложения | стр. 3 стр. 3-4 стр. 5 стр. 6 стр. 7-9 стр. 10-23 стр. 24-26 стр. 27-32 стр. 33 стр. 34-43 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медицинского работника и больного. Многим из вас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где вы общались с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медицинский работник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от назначенных лекарств и лечебных процедур. Но это не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное, это правильный настрой, который зависит от психического и эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медицинского персонала. И если пациент доволен, например, беседой с врачом или сестрой, которые его внимательно выслушали, в спокойной обстановке, дали ему соответствующие рекомендации, то это уже первый шаг к выздоровлению. Общение с пациентом это талант, но талант, которому можно и нужно учиться.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Уважаемые студенты! Для подготовки к семинарско-практическому занятию по теме «Общение в сестринском деле» предлагаем вам воспользоваться учебно-методическим пособием. В отличие от учебника, учебно-методическое пособие содержит:
- подробные рекомендации по усвоению теоретического материала;
- теоретический материал, соответствующий учебной программе и подобранный из различных источников;
- информацию, способствующую углубленной подготовке;
- контрольные задания для проверки знаний;
- творческие задания, стимулирующие интерес к теме и профессии;
- дополнительную информацию, для расширения кругозора.
Прежде чем приступить к изучению темы ознакомьтесь с целью занятия и межпредметными связями. Цель поможет определить те знания, умения, профессиональные и общие компетенции, которые вы приобретёте в результате освоения темы на семинарско-практическом занятии. В межпредметных связях указаны дисциплины, при изучении которых вы сможете использовать и совершенствовать свою компетентность по общению с пациентом.
Для подготовки к семинарско-практическому занятию» воспользуйтесь «Картой самоподготовки», которая включает установочные инструкции по работе с разделами методического пособия и вопросы самоконтроля. Точное выполнение установочных инструкций гарантирует качество подготовки к семинарско-практическому занятию.
Знаком *в учебно-методическом пособии отмечена информация, которая позволит подробнее изучить раздел темы.
При встрече с незнакомыми терминами, обратитесь к разделу «Термины» или воспользуйтесь поисковыми системами Интернета, запомните их значение.
После изучения темы выполните тест-контроль. Проверьте свои ответы по эталону и оцените результат. Вернитесь к изучению тех вопросов, на которые вы дали неверный ответ. Повторите контроль с оценкой результата.
В методическом пособии также представлены «Творческие задания». Для их выполнения Вам потребуется дополнительная литература, Интернет, имеющийся уже у вас опыт общения или личные наблюдения.
Дополнительную информацию по теме вы можете получить в разделе «Приложения».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Учебная цель: формирование способности общения с пациентом и его окружением c соблюдением принципов профессиональной этики.
Формируемые компетенции:
ПК(профессиональные компетенции):
- ПК4.1/5.1/7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
- ПК4.2/5.2/7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ОК(общие компетенции):
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем;
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен:
Знать:
- определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна»,
- морально – этические нормы профессионального сестринского поведения,
- понятие общения в сестринском деле, как средства сестринской помощи и социальной поддержки,
- функции общения,
- уровни общения,
- типы общения: вербальное и невербальное,
- виды общения: терапевтическое, не терапевтическое,
- каналы общения: устная речь, письменное общение (написанные слова, символы), неречевое общение (мимика, жесты),
- элементы эффективного общения (отправитель, сообщение, канал, получатель, подтверждение),
- факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению,
- стили общения,
- средства поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению,
- критерии эффективного общения.
Уметь:
- соблюдать принципы профессионального сестринского поведения,
- использовать вербальные и невербальные каналы общения,
- организовать терапевтическое общение с пациентом,
- использовать общение, как средство социальной поддержки.
СВЯЗИ ТЕМЫ
КАРТА САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «Общение в сестринском деле»
Раздел тем | Литература | Установочная инструкция | Вопросы для самоконтроля |
Т Е О Р Е Т И Ч Е С К А Я П О Д Г О Т О В К А | |||
1. Биоэтика | Методическое пособие стр. 10-11 | - Прочитайте раздел. - Запомните современное определение биоэтики. - Сравните современное значение биоэтики с более ранними, найдите отличия. - Обратите внимание на проблемы биоэтики и объясните актуальность появления биоэтики в конце ХХ века. - Ознакомьтесь с основополагающими принципами биоэтики, объясните своими словами сущность принципов «уважения моральной автономии личности» и «справедливости» в медицине. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - Временное изменение понятия «биоэтика». - Отличия современной биоэтики от традиционной медицинской этики. - Ваше понимание принципа «уважения моральной автономии личности». - Ваше понимание принципа «справедливости» в медицине. |
2. Морально-этические нормы профессионального сестринского поведения. | Методическое пособие стр. 11-12 | - Прочитайте раздел. - Запомните морально-этические нормы профессионального сестринского поведения. - Объясните понятия «гуманность», «рациональность», «личность». - Обратите особое внимание на этические принципы «не причинения вреда» и «сохранения тайны». Объясните своими словами сущность принципов. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - Понятие «гуманности». - Понятие «рациональности и научной обоснованности» при выполнении назначений врача. - Понятие этического принципа «Не вреди!». - Ваше понимание выражения «относиться к пациенту, как к личности». - Понятие честности и добросовестности выполнения сестринской работы. - Понятие этического принципа сохранения тайны. - Ситуации, допускающие передачу конфиденциальной информации о больном без его согласия. |
3. Определение общения в сестринском деле. | Методическое пособие стр. 12-13 | - Прочитайте раздел. - Запомните определение общения в сестринском деле. - Обратите внимание на функции, которые выполняет общение в сестринском деле. Поясните функции на примерах. - Обратите внимание на уровни общения медицинской сестры. Поясните уровни на примерах. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - Определение общения в сестринском деле. - Функции общения (примеры). - Уровни общения (примеры). |
4. Типы общения | Методическое пособие стр. 13 | - Прочитайте раздел. - Ознакомьтесь с типами общения. - Научитесь давать определение вербальному и невербальному общению. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - Определение вербального общения. - Определение невербального общения. |
5. Виды общения | Методическое пособие стр. 13-14 | - Прочитайте раздел. - Запомните определение терапевтического общения. - Обратите внимание на цели терапевтического общения. Научитесь объяснять значение терапевтического общения. - Обратите внимание на способы терапевтического общения. Научитесь объяснять способы терапевтического общения. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - Отличия терапевтического общения от нетерапевтического. - Фундамент терапевтического общения. - Главная цель терапевтического общения. - Необходимость и виды социальной поддержки пациента. |
6. Техника общения. | Методическое пособие стр. 14-21 | - Прочитайте раздел. - Запомните элементы эффективного общения. - Ознакомьтесь с условиями эффективности всех типов общения. - Обратите внимание на средства невербального общения. Научитесь объяснять их значение в коммуникативном процессе. - Ознакомьтесь со стилями поведения человека в общении. Постарайтесь представить характерное поведение человека в каждом стиле. - Ознакомьтесь с факторами, способствующими организации общения, сопоставьте им факторы, мешающие общению. - Запомните критерии эффективности общения. Объясните своими словами сущность критериев. - Ответьте на вопросы самоконтроля. | - 5 элементов эффективного общения. - Условия эффективности вербального общения. - Способы общения с пациентом, потерявшим речь. - Условия эффективности письменного общения. - Средства невербального общения. - Понятие «личная зона комфорта». - Стили поведения в общении. Изобразите медицинских сестёр различных стилей поведения в общении (поза, манера общения, интонация голоса и т.п.) и сообщите пациенту, о предстоящем заборе крови на исследование. - Факторы, способствующие организации общения. - Критерии эффективности общения. |
Тест-контроль знаний | |||
Т В О Р Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я | |||
1. Вопросы | Методическое пособие. Дополнительная литература, интернет-ресурсы | Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них. Обоснуйте свои ответы. Вы можете получить оценку, если выполните задание в тетради и покажите преподавателю. | |
2. Ситуационные задачи | Методическое пособие | Используя, полученные в процессе самоподготовки, знания определите типы, виды или способы общения в ситуациях, представленных вашему вниманию в пособии. Обоснуйте свои ответы. Вы можете получить оценку, если выполните задание в тетради и покажите преподавателю. | |
3. Составление вопросов для общения с пациентом | Дополнительная литература, интернет-ресурсы | Составьте вопросы, в зависимости от возникшей проблемы в общении и запишите в таблицу. Вы можете получить оценку, если выполните задание в тетради и покажите преподавателю. | |
4. Интерпретация жестов. | Методическое пособие, дополнительная литература, интернет- ресурсы | Внимательно рассмотрите картинки и определите, что выражают жесты людей на картинках. Вы можете получить оценку, если выполните задание в тетради и покажите преподавателю. | |
5. Интерпретация жестов и поз. | Методическое пособие, дополнительная литература, интернет-ресурсы | Внимательно рассмотрите картинку и определите по жестам и позам отношение людей друг к другу. Вы можете получить оценку, если выполните задание в тетради и покажите преподавателю. | |
ВЫ ГОТОВЫ К ЗАНЯТИЮ |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Термины
Медицинская этика Деонтология Биоэтика Общение Техника общения Приёмы общения Визуальный Гуманность Рациональность Мораль (морально-этические ценности) Морально-этические нормы поведения Моральная автономия личности | – наука о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к пациенту, как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека. – наука о профессиональном долге медицинских работников. Сестринская деонтология рассматривает, как с точки зрения этики, должна поступать медсестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе ее профессиональной деятельности. – наука, изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защита прав человека в современной медицине. – серия динамических событий, заключающихся в передаче информации от отправителя к получателю; – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми с целью осуществления совместной деятельности. – совокупность приёмов общения. – предпочитаемые средства общения: вербальные и невербальные. – зрительный. – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. – наиболее разумное использование чего-либо. – традиции, негласные правила, принятые в обществе. – это нормы поведения, ориентированные на морально-этические ценности. – способность личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. |
План:
1. Биоэтика
2. Морально – этические нормы профессионального сестринского поведения.
3. Определение общения в сестринском деле.
4. Типы общения.
5. Виды общения.
6. Техника общения.
"Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова- не лечат больного!"
Ю.Мориц
БИОЭТИКА
Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 году американским биохимиком В.Р.Поттером (1911 – 2001), который обозначил биоэтику, как область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества жизни. Примерно в то же время американский врач А.Хеллегерс (1926 – 1979) дал другую трактовку биоэтике. Он представил её как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высокотехнологичная медицина. Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биологической и медицинской науках, политике и СМИ. Именно его понимание биоэтики стало со временем преобладающим. В конце 1960-х – 1970-х гг. возникли первые центры, занимающиеся проблемами биоэтики: Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада) и т.д.
Сегодня биоэтика – это наука, изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защита прав человека в современной медицине.
Биоэтику можно понимать как продолжение традиций медицинской (или врачебной) этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным является врач. Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент. Во многих случаях во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включаются третья сторона – этическая комиссия (комитет).
Ключевые вопросы биоэтики (проблемы):
· трансплантация органов
· аборт
· клонирование
· искусственное оплодотворение
· стерилизация человека
· новое определение смерти человека (смерть мозга),
· эвтаназия
· проведение клинических испытаний
· суррогатное материнство и др.
Основополагающими принципами биоэтики являются:
· принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности
· принцип уважения моральной автономии личности
· принцип благодеяния
· принцип справедливости
ТИПЫ ОБЩЕНИЯ
(каналы общения, способы коммуникации)
Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.
Бессловесный (невербальный) – неречевое сообщение (мимика, жесты, позы, действия, прикосновения).
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Различают 2 вида общения:
- терапевтическое, эффективное;
- нетерапевтическое, не эффективное.
Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!
Цели терапевтического общения:
· Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом,главная цель общения в сестринском деле- помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Терапевтические средства общения:
· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).
· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).
· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).
В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):
· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.
· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.
Нетерапевтические средства общения:
· избирательное или невнимательное выслушивание,
· констатированное заключение,
· безличное отношение,
· неоправданное доверие,
· стойкое и испуганное молчание,
· фальшивое успокаивание,
· морализирование,
· критика, насмешка, угроза.
ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.
2. Сообщение – информация, посланная этим человеком.
3. Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.
4. Получатель – человек, которому посылается сообщение.
5. Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Устное общение может быть эффективным, если:
- привлечь внимание получателя сообщением;
- говорить медленно, чётко произносить слова;
- грамотно излагать свои мысли, но не злоупотреблять медицинскими терминами;
- говорить простыми, короткими фразами;
- правильно выбирать время для общения (учитывать интерес пациента к беседе);
- не начинать беседу с неприятного;
- следить за интонацией голоса (интонация должна соответствовать содержанию);
- выбирать нужную громкость;
- использовать корректный юмор;
- правильно формулировать вопросы и по возможности задавать открытые вопросы.
* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.
Вопросы бывают следующих видов:
Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.
Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.
Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.
ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Письменное общение может быть эффективным, если:
· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);
· включать в записку всю необходимую информацию;
· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);
· выбирать простые и понятные слова;
· точно указывать время;
· обязательно подписывать сообщение;
· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.
Если пациент не слышит, не может прочитать сообщение, не понимает язык общения, не может ответить, можно общаться:
• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
Различают 5 стилей:
1. конфронтация (давление),
2. сотрудничество,
3. избегание,
4. уступка,
5. компромисс.
Определённый стиль поведения в общении присущ каждому из нас. Обычно человек на протяжении своей жизни вырабатывает для себя какой-то один стиль, но он может меняться в зависимости от ситуации, внешних факторов, которым подвержен человек. Стиль поведения в общении в подавляющем большинстве случаев вырабатывается под действием характера человека.
*
· Конфронтация. Этот стиль поведения направлен на то, чтобы самостоятельно, без учета интересов другой стороны, добиться осуществления собственных интересов. При этом стиле поведения не приемлемы совместные действия, идет навязывание своего решения проблемы, волевой напор, вплоть до шантажа, запугивания.
· Сотрудничество. Этот стиль поведения так же, как и конфронтация, нацелен на максимальную реализацию собственных интересов. Но он предполагает совместные усилия в поиске решений возникающих проблем. Сотрудничество предполагает готовность всех сторон к совместным действиям.
· Избегание. Для этого стиля характерно отсутствие всякого желания сотрудничать с кем-либо и прилагать какие-либо активные действия для достижения собственных интересов, отсутствие желания пойти навстречу оппонентам, полное отсутствие желания уйти от конфликта.
· Приспособление. Это стиль пассивного поведения, он отличается желанием смягчить конфликтную ситуацию. В отличие от стиля избегания, этот стиль больше учитывает интересы оппонента и не уходит от сотрудничества с ним.
· Компромисс. Этот стиль поведения предполагает желание участников общения урегулировать возникший конфликт. Он приостанавливает усиление напряженности, частично удовлетворяет потребности каждой из сторон.*
Особенности личности медицинского работника также играют роль в процессе общения. Венгерский психолог И. Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
* Типы медицинских сестёр.
Медицинская сестра робот. Большинство медицинских сестер относятся к этому типу. Характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они выполняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие медицинские сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату, воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию. Их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.
Медицинская сестра, играющая заученную роль. Поведение такой медицинской сестры отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая медицинская сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая медицинская сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.
«Нервная» медицинская сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице медицинскую сестру среди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессионального поведения. Это свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» медицинская сестра - это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.
Медицинская сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую медицинскую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях медицинская сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития медицинская сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.
Медицинская сестра материнского типа. Такая медицинская сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких медицинских сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах является жизненным призванием. Часто личная жизнь таких медицинских сестер пронизана заботой о других, любовью к людям. Они сострадательны, но чрезвычайно опекают пациентов, часто навязывают им свое мнение, «сюсюкаются».
Медицинская сестра-специалист. Такие медицинские сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда такие медицинские сестры - фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся. *
Факторы, способствующие организации общения:
· тишина,
· конфиденциальность,
· адекватное освещение, отопление и вентиляция,
· удобная поза,
- уверенная манера общения.
Эффективность общения определяется двумя критериями:
- деловой (достижение целей и задач каждого в общении);
- межличностный, т.е. эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
ТЕСТ - КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ по теме «Общение в сестринском деле»
Выберите один правильный ответ.
1. Общение:
А) социальная коммуникация
Б) обмен информацией
В) обмен эмоциями
Г) всё перечисленное верно
2. Общение в сестринском деле – обмен информацией и/или эмоциями между:
А) сестрой и пациентом
Б) сестрой и врачом
В) сёстрами
Г) всё перечисленное верно
3. Паралингвистические эффекты:
А) манера общения
Б) грамотная речь
В) тон, звучность, тембр голоса
Г) правильный размер и цвет букв
4. Основа терапевтического общения в сестринском деле:
А) речевая культура
Б) доброжелательное отношение
В) артистические способности
Г) суггестия (внушение без гипноза)
5. Интимная зона комфорта:
А) менее 40 см
Б) 40см – 2 м
В) 2 – 4м
Г) более 4м
6. Основная цель общения в сестринском деле:
А) предоставление информации
Б) преодоление тревоги
В) вселение надежды на улучшение самочувствия
Г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью
7. Непосредственное эмоционально-волевое воздействие на психику пациента относится к стилю общения:
А) компромисса
Б) уступки
В) давления
Г) сотрудничества
8. Доброжелательное общение на равных, принимая во внимание нужды и желания другой стороны, относится к стилю общения:
А) компромисса
Б) уступки
В) давления
Г) сотрудничества
Выберите несколько правильных ответов.
9. К невербальному типу общения относятся:
А) выражение лица
Б) речь
В) манеры
Г) зона комфорта
10. Факторы, способствующие организации общения:
А) тишина
Б) конфиденциальность
В) громкий голос сестры
Г) уверенная манера общения
Дополните фразу.
11. Функции общения: информационная, экспрессивная, __________.
12. Уровни общения: внутриличностное, __________, общественное.
13. Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», называются __________.
14. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется __________.
15. Стили общения: давления, уступки, избегания, компромисса и __________.
16. Психологические расстояния (зоны комфорта): интимное, __________, социальное, общественное.
17. Благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента, носит название __________ общения.
18. Виды общения: терапевтическое и __________.
19. Вопросы, на которые предполагается получить полный ответ, называются __________.
20. Эффективность определяется двумя критериями: деловым (профессиональным) и __________.
21. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, терапевтическое прикосновение и __________.
22. Безличное отношение относится к __________ виду общения.
23. Положительное высказывание в адрес пациента – это __________ социальная поддержка.
Установите соответствие.
24.
Характеристика типа
А) Выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам
Б) Часто хмурая, с обидой на лице
Тип медсестры
1. медсестра - робот
2. медсестра материнского типа
3. нервная медсестра
4. медсестра - специалист
25.
Характеристика стиля общения
А) Отсутствие всякого желания сотрудничать
Б) Готовность к совместным действиям
Стиль общения
1. сотрудничества
2. компромисса
3. уступки
4. избегания
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
1. Г
2. А
3. В
4. Б
5. А
6. Г
7. В
8. Г
9. А,В,Г
10. А,Б,Г
11. Регулятивная
12. Межличностное
13. Закрытые
14. «Эффект ореола»
15. Сотрудничество
16. Личное
17. Терапевтическое
18. Нетерапевтическое
19. Открытые
20. Межличностный
21. Контакт глаз
22. Нетерапевтическое
23. Вербальная
24. А2, Б3
25. А4, Б1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«отлично» - 25-24 правильных ответов
«хорошо» - 23-20
«удовлетворительно» - 19-17
менее 17 правильных ответов – «неудовлетворительно»
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
I. Ответьте на вопросы
Ø Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время. Что должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства с ней было у пациента благоприятным?
Ø Ваше понимание выражения «Вербальный интеллект».
Ø Какие жесты можно употреблять при общении с пациентом? Поясните свой ответ.
Ø Каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
Ø Как установить контакт глаз с пациентом?
Ø Какой стиль (или комбинацию стилей) Вы считаете наиболее приемлемым для общения медсестры с пациентом и почему?
Ø Вы познакомились с типами медицинских сестёр по И.Харди. Каждый из них имеет свои недостатки. Представьте «идеальный» тип медицинской сестры, так называемую «золотую середину».
Ø От чего зависит мастерство общения медицинской сестры?
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела : учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. 2-е изд.,испр. и доп. - М. : ГЭОТАР- 2008.
2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум: учебное пособие / Т.П. Обуховец. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2003.
Дополнительная:
1. Вебер, В.Р. Основы сестринского дела : учебное пособие для учащихся ме