Тема 4. Период грудного возраста. Вскармливание детей до года.
Содержание самостоятельной работы:
1. ИЗУЧИТЬ АФО органов пищеварения у детей.
2. Изучить виды вскармливания детей до года по учебнику, конспекту лекций и дополнительной литературе.
3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
- АФО органов пищеварения;
- преимущества естественного вскармливания;
- сроки и правила введения прикормов и блюд витаминной коррекции;
- правила искусственно вскармливания;
- смешанное вскармливание, правила введения докорма;
- роль медсестры в организации питания детей до года.
4.ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
1. Молозиво вырабатывается:
1. в первые 2 дня после родов;
2. на 2-3 неделе после родов;
3. в течение всего периода кормления грудью;
4. при гипогалактии.
2. В рацион питания кормящей женщины включают:
1. молочные продукты;
2. цитрусовые;
3. лук и чеснок для профилактики заболеваний;
4. наваристые бульоны.
3. Новорожденного кормят:
1. 7 раз в сутки;
2. 5 раз в сутки;
3. 4 раза в сутки;
4. без режима.
4. Смесь из бутылочки должна вытекать:
1. струйкой;
2. каплями;
3. не имеет значения.
5. К витаминной коррекции относятся:
1. фруктовые соки
2. творог
3. яичный желток
4. все вышеперечисленное
6. К блюдам 1 прикорма относятся:
1. 5% манная каша
2. кефир или цельное коровье молоко
3. мясной бульон
4. яблочное пюре
7. Прикорм вводят:
1. постепенно, малыми порциями, за 1-2 недели;
2. до кормления грудью;
3. хорошо протертым;
4. все выше перечисленное.
8. Докорм вводят:
1. после кормления грудью;
2. до кормления грудью;
3. с 5-6 месяцев;
4. все выше перечисленное.
9. Найдите соответствие:
1. овощное пюре
А. ПРИКОРМ 2. творог
3. молочная смесь
4. молочная каша
5.фруктовый сок
Б. ДОКОРМ 6.кефир
7.коровье молоко
10. Разовый объем питания у ребенка 5 месяцев составляет
(масса тела -6300,0):
1. 160мл;
2. 190мл;
3. 180мл;
4. 120мл.
Задача 1. Ребенку 3 месяца, масса при рождении 3300г, настоящая масса тела 4200г. Мама кормит ребенка грудным молоком 5 раз в день. При контрольном взвешивании определили, что за 1 кормление ребенок высасывает 100 мл молока.
1. Оценить физическое развитие ребенка.
2. Определите проблемы пациента.
3. Дайте рекомендации маме ребенка.
4. Покажите технику проведения контрольного взвешивания.
Задача 2. Ребенку 2 месяца. Ребенок беспокоен, часто плачет, просыпается ночью. Мама кормит ребенка 6 раз в сутки, строго по часам,
с 6-часовым ночным перерывом. За 2 месяца ребенок прибавил в массе 900г.
1. Выявите действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Составьте план сестринского вмешательства (по схеме).
3. Проведите беседу с мамой о правилах кормления детей до 1 года.
4. Покажите технику обработки бутылочек и сосок.
Проблемы ребенка | Цели сестринского вмешательства | План сестринского вмешательства |
1.Настоящие: - - - 2.Потенциальные: - - - | Независимые действия: - - - - Зависимые действия: - - - |
Задача 3. Вы участковая медсестра. На приеме мать 2-месячного ребенка, жалуется на беспокойство ребенка после кормления, уменьшение количества молока.
1. Провести необходимое сестринское обследование (для выявления причин).
2. Выявить действительные и потенциальные проблемы пациента.
3. Ваша тактика по реализации этих проблем, составьте план беседы с матерью по профилактике и лечению гиполактаии.
Задача 4. У ребенка 2-х месяцев, находящегося на естественном вскармливании, отмечается незначительное срыгивание сразу после кормления. Со слов мамы, общее состояние не нарушено, стул 3-4 раза в сутки, живот мягкий, безболезненный.
1. Выявить действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Выясните причину, возможно получив дополнительную информацию от мамы (какие вопросы будете задавать).
3. Ваши рекомендации по устранению выявленной причины.
Задача 5. У ребенка 4 месяцев, находящегося на естественном
вскармливании, отмечается беспокойство, плохой сон. Фактическая масса составляет 5600,0 (при рождении 3000,0)
1. Чем объяснить такое состояние ребенка?
2. Ваши действия?
3. Ваши рекомендации.
Задача 6. В результате кормления грудью у женщины в области соска отмечаются трещины, болезненность при кормлении.
1. Выявить действительные и потенциальные проблемы пациента.
2. Ваша тактика по реализации этих проблем.
Проблемы пациента | Цели сестринского вмешательства | План сестринского вмешательства |
1.Настоящие: - - - 2.Потенциальные: - - - | Независимые действия: - - - - Зависимые действия: - - - |
3. Составьте план беседы с мамой о правилах кормления грудью.
Задача 7. Составить меню ребенку 6 месяцев на естественном вскармливании, если масса тела при рождении 3200,0.
Дать советы маме о правилах введения прикорма.
Задача 8. Составить меню ребенку 3 месяцев, находящегося на естественном вскармливании, с массой тела 4900,0. За одно кормление ребенок высасывает 85 мл грудного молока.
Дать советы маме о правилах введения докорма. Отличие докорма от прикорма.
Задание 9. Составьте и заполните таблицу «Отличие прикорма от докорма»
Признаки | Прикорм | Докорм |
Продукты | ||
Сроки введения | ||
Объем, в мл | ||
Правила введения | ||
и т. д. | ||
5.СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ.
Кроссворд(образец)
к | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
д | о | к | о | р | м | ||||||||||||||||||||||||||||||
н | р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
т | е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
п | р | з | |||||||||||||||||||||||||||||||||
р | о | и | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | и | п | о | г | а | л | а | к | т | и | я | с | |||||||||||||||||||||||
к | ь | с | т | ||||||||||||||||||||||||||||||||
о | н | к | е | ||||||||||||||||||||||||||||||||
р | о | у | н | ||||||||||||||||||||||||||||||||
м | е | с | т | ||||||||||||||||||||||||||||||||
с | н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
т | в | о | р | о | г | ||||||||||||||||||||||||||||||
в | с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
е | т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | е | д | о | н | о | ш | е | н | н | о | с | т | ь | ||||||||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | м | м | у | н | и | т | е | т | |||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
м | е | к | о | н | и | й | |||||||||||||||||||||||||||||
з | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
г | л | о | т | а | т | е | л | ь | н | ы | й | ||||||||||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
к | е | ф | и | р | |||||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: 2 – вводят при смешанном вскармливании; 5 – уменьшение лактации; 7 – блюдо витаминной коррекции; 8 – противопоказание кормления грудью со стороны ребенка; 9 – защита организма; 11 – первородный кал;
12 – при отсутствии….. рефлекса ребенка кормят через зонд; 14 – блюдо прикорма.
По вертикали: 1 – для определения высосанного молока проводят …… взвешивание; 3 – сопротивляемость организма; 4 – блюдо, заменяющее грудное молоко; 6 – один из видов вскармливания; 10 – молоко, вырабатываемое в первые дни после родов; 13 – суточный объем до года не должен превышать …
6. ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ.
§ Профилактика гипогалактии у матери.
§ Рациональное вскармливание детей первого года жизни.
§ Преимущество естественного вскармливания.
§ Особенности питания и режима дня кормящей женщины.
§ Виды молочных смесей. Правила искусственного вскармливания.