Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей. Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.

Тема 4. Искусственное вскармливание грудных детей после введения прикорма.

Тема практического занятия: Прикорм и коррекция питания при искусственном вскармливании. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при искусственном вскармливании.

Место: учебная комната в отделении для грудных детей.

Профессиональная ориентация студентов:

Рациональное питание в детском возрасте позволяет значительно улучшить показатели психомоторного и физического развития ребенка, снизить заболеваемость и смертность детей, добиться значительных успехов в воспитании здорового, гармонично развитого молодого поколения.

Вследствие нарушения вскармливания грудных детей снижается иммунологическая реактивность организма ребенка, которыя приводит к возникновению частых ОРВИ, развиваются рахит, анемия, возникают заболевания желудка и кишечника, поражаются сердечно-сосудистая и другие системы.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
1. Пропедевтика детских болезней Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей разного возраста. Особенности естественного вскармливания грудных детей.
2. Нормальная физиология Особенности питания человека в возрастном аспекте.
3. Патологическая физиология Обмен белков, жиров, углеводов и липидов. Водно-минеральный обмен и его нарушения.

План проведения занятия:

№ п/п Элементы практического занятия Время (минуты)
1. Проверка присутствующих.
2. Исходный контроль знаний и его анализ
3. Распределение младенцев для курации и их осмотр (сбор пищевого анамнеза и составление меню).
4. Оформление протоколов с составлением меню для младенца, который находится на искусственном вскармливании.
5. Разбор составленных меню. Подпись протоколов.
6. Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных задач.
7. Выводы и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Итого:

Перечень теоретических вопросов:

1.Прикорм при искусственном вскармливании:

• цель прикормов;

• задачи прикормов;

• правила введения прикормов;

• сроки введения;

• блюда прикормов.

2. Коррекция искусственного вскармливания, сроки ее назначения.

3. Методы расчетов суточного количества пищи:

а) энергетический метод;

б) объемный метод.

4. Потребность ребенка первого года жизни в пищевых ингредиентах:

а) в белках;

б) в жирах;

в) в углеводах;

г) в калориях

5. Режим кормления детей первого года жизни, которые находятся на искусственном вскармливании.

Методика проведения практического занятия:

После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.

2. Анализ выполненных тестов и рассмотрение предположенных ошибок.

3. В палате отделения преподаватель демонстрирует методику сбора пищевого анамнеза и оценку его эффективности.

4. Преподаватель демонстрирует правила составления меню для ребенка, который находится на искусственном вскармливании.

5. Преподаватель распределяет грудных детей для СРС, дает задание.

6. Студенты оформляют протоколы с составленным меню для грудного ребенка.

7. Преподаватель проводит разбор составленных меню. Подписывает протоколы.

8. Преподаватель проводит исходный контроль знаний по данной теме с использованием ситуационных клинических задач. Приложение №2 – набор ситуационных клинических задач.

9. Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задачи.

1. При вскармливании высокоадаптированными смесями прикорм вводится:

A. в те же сроки, которые и при грудном выкармливании

B. позднее чем этот срок

C. прежде этого срока

D. не вводится до оценки физического развития

E. вводится после адаптации к смеси

2. Суточная потребность в белках при грудном вскармливании после введения прикорма составляет:

A. 2-2,5 г/кг

B. 2,5-3,0 г/кг

C. 3,0-3,5 г/кг

D. 3,5-4,0 г/кг

E. 4,0-4,5 г/кг

3. Масса ребенка 3500 гр., на искусственном вскармливании. Возраст 2 мес. Какая потребность в углеводах?

A. 12-14 г/кг

B. 14-15 г/кг

C. 15-12 г/кг

D. 6-8 г/кг

E. 10-12 г/кг

4. В каком возрасте вводится первый возрастной прикорм ребенку на искусственном выкармливании высокоадаптированной смесью?

A. 3 мес

B. 4 мес

C. 5 мес

D. 6 мес

E. 7 мес

5. Ребенок на искусственном вскармливании адаптированной смесью. В каком возрасте в его рацион питания надо вводить фруктовый сок?

A. 1-2 мес

B. 1,5-2,5 мес

C. 2,0-3,0 мес

D. 2,5-3,5 мес

E. 3-4 мес

6. В каком возрасте ребенку, который находится на искусственном вскармливании адаптированной смесью, вводят в рацион питание мясное пюре?

A. 4-5 мес

B. 5-6 мес

C. 6-7 мес

D. 7-8 мес

E. 8-9 мес

7. В каком возрасте ребенку, который находится на искусственном вскармливании адаптированной смесью, вводят 2 годичный прикорм?

A. 4-5 мес

B. 5-6 мес

C. 6-7 мес

D. 7-8 мес

E. 8-9 мес

8. С какого возраста ребенку на искусственном выкармливании адаптированной смесью вводят сыр?

A. 4 мес

B. 5 мес

C. 6 мес

D. 7 мес

E. 8 мес

9. Ребенку 11мес. находится на искусственном вскармливании. Какое количество фруктового сока он должна получать в сутки:

A. 50-30 мл

B. 80-60 мл

C. 100-80 мл

D. 150-100 мл

E. 200-150 мл

10. Ребенку 8мес,находится на искусственном вскармливании. Какое максимальное количество сыра он должна получать в сутки:

A. 20,0

B. 50,0

C. 80,0

D. 100,0

E. 150,0

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
А В А С Е В В С С В

Ситуационные задачи.

Задача 1

Ребенку 5 міс, находится на искусственном выкармливании смесью „Віталакт”. Какое количество фруктового сока и пюре должна получать ребенок через сутки?

Задача 2

Ребенку 4 мес, находится на искусственном вскармливании адаптированной смесью. Физическое и психо-моторное развитие возрастное. Родители интересуются, когда необходимо вводить первый прикорм и в виде чего?

Задача 3

Ребенок находится на искусственном выкармливании адаптированной смесью. Из которого возраста рекомендуем вводить сыр?

Эталоны ответов:

Задача 1

30-50 мл фруктового сока и 20-30 мл фрукту пюре.

Задача 2

Первый вековой прикорм можно ввести в 4-5 мыс, в виде овощного пюре, или молочной безглютенової інстантної каши.

Задача 3

С 6- месячного возраста.

Технические средства и материальное обеспечение занятия:

1.Таблицы: «Продукты прикорма при искусственном выкармливании”;

2.Набор тестовых задач для входного контроля (10 экземпляров).

3. Набор ситуационных задач (10 экземпляров).

4. Методические разработки.

Источника информации.

Основные:

1.Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - К., 1999г. - С. 497-518.

2.Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми /за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - Киев: “Знание Украины”, 2002. - С. 248-257.

3.Актуальные вопросы педиатрии / за ред.В.В.Бережного. - Киев, 2006.- С.28-37.

Приложению:

4.Мазурин А.В., Воронцов І.М. Пропедевтика детских болезней. - Санки-Петербург „Фолиант”, 2001г.- С.874-884.

5.Основы рационального вопрос детей /К.С.Ладодо, В.Д.Отт и др. – К.: “Здоровье”, 1987. - С. 256.

• Смиян І.С. В рациональном питании детей к году – здоровье наций. - Тернополь, 1998. - 109с.

• Смиян І.С., Слободчан Л.М. Питание и развитие ребенка. - К.: “Здоровье”, 1992. - 252с.

• Диетэтика детского возраста / за ред. І.Л.Бабия, М.Л.Аряєва. - Одесса, 2002. - С.132-148.

Программа самоподготовки студентов к теме:

1.Подготовить таблицы на тему „Продукты прикорма при искусственном выкармливании”, в которых был бы отображен состав основных продуктов прикорма; потребность грудного ребенка в белках, жирах, углеводах, энергетическую ценность диеты при искусственном выкармливании.

2.Составить несколько схем современного выкармливания грудных детей разного возраста, которые находятся на искусственном выкармливании.

Наши рекомендации