Специфические особенности девиантного поведения личности
ЛЕКЦИИ
«ПЕДАГОГИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ(НОВЫЕ!!!)
1. Девиантное поведение. Основные положения
2. Специфические особенности девиантного поведения личности
3. Виды социальных норм
4. Классификация видов отклоняющегося поведения
5. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения.
6.Социальные факторы.
7.Биологические факторы.
8.Психологические факторы.
9.Психодинамические теории формирования девиантного поведения.
10. факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения
11. Агрессивное поведение. Основные положения.
12.Основные теории агрессии.
13.Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход). 14.Агрессия как проявление побуждения.
15.Агрессия как приобретенное социальное поведение (прямое и викарное научение насилию)
16. Становление агрессивного поведения.
17. Основные детерминанты агрессивного поведения.
18. Превентивные меры и управление агрессией.
19. Правонарушения: общие понятия, терминология, систематика, распространенность.
20.Особенности делинквентных форм поведения.
21. Зависимое (аддиктивное) поведение. Основные положения.
22.Общие признаки зависимого поведения.
23.Факторы, способствующие развитию зависимых форм отклоняющегося поведения.
24.Понятие со-зависимости.
25. Пьянство (алкоголизм): понятие, терминология, распространенность. Особенности пьянства у подростков.
26.Этиологические факторы, способствующие формированию алкогольной зависимости.
27. Наркотическая зависимость.
28.Социальные и медико-психологические последствия зависимых форм поведения.
29. Основные направления профилактики аддиктивных форм поведения.
30.Пьянство (алкоголизм): понятие, терминология, распространенность
32.Статистический анализ количества суицидов.
33.Мировой опыт исследования самоубийств.
34.Типология суицидов. Мотивы, причины, поводы суицидального поведения.
35.Концепции формирования суицидального поведения.
36. Мотивы, причины, поводы суицидального поведения.
37. Превентивные аспекты суицидального поведения.
38.Девиантная виктимизация. Основные положения.
39.Основные индикаторы девиантнойвиктимизации.
40.Основные направления и формы профилактики девиантного поведения.
Лекция 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ. КЛАССИфИКАцИя ВИДОВ ОтКЛОНяЮщЕГОСяПОВЕДЕНИя
1.1. Девиантное поведение. Основные положения
1.2. Специфические особенности девиантного поведения личности
1.3. Виды социальных норм
1.4. Классификация видов отклоняющегося поведения
Девиантное поведение.
Основные положения Определить понятие — значит раскрыть его содержание, т. е. выделить его существенные признаки. Прежде чем разобраться с понятием «девиантное (отклоняющееся) поведение», необходимо понять, что такое поведение вообще, т. к. девиантное поведение является формой поведения личности в целом. Научные представления о человеческом поведении получили особенно быстрое развитие в начале ХХ века, с того времени, когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешние наблюдаемые реакции (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция» в ответ на внешнее раздражение. Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. В целом поведение можно определить как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью»1. Внешняя активность — это внешние проявления поведения (движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реВнутренние проявления — это мотивация, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Основные признаки поведения: поведение социально по своей сути, т. е. оно формируется и реализуется в обществе, поведение имеет тесную связь с речевой регуляцией и целеполаганием. Частные признаки поведения: уровень активности, эмоциональная выразительность, динамичность, стабильность, произвольность, гибкость. Понятие «девиантное поведение» или отклоняющееся от нормы поведение сопряжено с понятием «норма поведения». В большинстве наук принято деление форм поведения на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле определение понятий «нормальное/аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. В целом нормальным считается поведение, которое соответствует принятым в конкретном обществе правилам. В науке выделяют следующие критерии нормы:
статистический — позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой данное явление встречается;
качественно-количественный — отражает степень выраженности и степень угрозы той или иной формы поведения для жизни человека;
психопатологический — используется в медицине. С точки зрения данного критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы — «нормальные» и «патологические» (аномальные);
социально-нормативный — поведение воспринимается нормальным и одобряется, если оно соответствует требованиям общества в данное время; индивидуально-психологический — связан с индивидуальными особенностями личности человека (внутренняя позиция по отношению к окружающему миру и себе; способность принимать решение и делать выбор; ответственность за собственное поведение). Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. В литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом «девиантное» (лат. deviatio — отклонение) поведение. Существует две точки зрения при рассмотрении понятия «девиантное поведение». Первая — с позиции медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Вторая — отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция». Более правильно учитывать обе точки зрения, поскольку понятие «отклоняющееся поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения психологии, медицины, педагогики, социологии.
Виды социальных норм
Социальные нормы имеют разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Однако чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Социальные нормы по сфере регулирования отношений подразделяются на следующие виды: Нравственные (духовные) нормы. Их носителями являются люди, социальные институты (семья, религиозные конфессии, общественные организации). Существуют они в различных формах — общечеловеческие ценности (мировые религии, художественная культура, научная мысль и др.), народные обычаи, традиции, международные конвенции и декларации. Морально-этические нормы. Представляют собой ожидания-предписания социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководство. Нормы данного вида обычно документально не закреплены. Правовые нормы. Закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой. Политические нормы. Сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). Организационно-профессиональные нормы. Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями. Социальные нормы характеризуются следующими основными свойствами: объективностью, историчностью, схематичностью,
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на двух критериях — психопатологическом и возрастном. МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) выделяет следующие поведенческие расстройства: 1) у взрослых: F10—F19 — психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ: алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ; F50—F59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами: расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуальные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости; F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте: расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой идентификации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм и др.). 2) у детей: F90—F99 — эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте: гиперкинетические расстройства, расстройства поведения (ограниченные рамками семьи, несоциализированные, вызывающие оппозиционные расстройства и др.), смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное расстройство и др.), расстройства социального функционирования (мутизм, расстройство привязанности и др.), другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (энурез, энкопрез, заикание, поедание несъедобного, речь «взахлеб» и др.). Любое поведенческое расстройство диагностируется при наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.
Социальные факторы
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он считал, что основной причиной девиации является аномия (фр. anomie — отсутствие закона), т. е. «отсутствие регуляции», «безнормие». Аномия — это состояние дезорганизации общества (ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми). Это приводит к нарушению стабильности, неустойчивости, неоднородности социальных связей, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей. Результат — появление различного рода девиаций. Э. Дюркгейм считал девиацию столь же естественной, как и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало: девиация вызывает реакцию общества, социальных групп, что влечет уточнение границ социальных норм, укрепление и обеспечение социального единства, это приводит к социальным изменениям, и как следствие — совершенствованию социальных норм. Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиаций он считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он предложил типы поведения, которые, с его точки зрения, являются типами приспособления к обществу:конформность — соответствие и культурным целям, и средствам; инновация — предполагает согласие с целями, но отрицает социально одобряемые средства их достижения (результат — рэкет, спекуляция, шантаж и пр.); ритуализм — отрицание целей, но принятие одобряемых обществом средств их достижения (бюрократизм — полная абсолютизация формальных процедур); ретретизм — отрицание и целей, и средств (для лиц, оказавшихся вне общества — бродяги, наркоманы, пьяницы и др.); бунт — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств. Социальный антрополог Р. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности: нормативная личность — личность, черты которой лучше выражают данную культуру (идеал данной культуры). модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликта между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы (субкультуры), нормы которых не соответствуют нормам остального общества (бандитские группировки, скинхеды, хиппи, панки, металлисты и пр.). Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Концепции стигматизации, т. е. наклеивания ярлыков (Э. Лемерт, П. Беккер) объясняют развитие девиантного поведения способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференциальных ассоциаций. Согласно данной теории, девиантное поведение — сложная и дифференцированная форма поведения, оно формируется в процессе взаимодействия с другими. Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания девиантного поведения и техник его реализации. Таким образом, краткий обзор социальных теорий свидетельствует о том, что девиантное поведение — результат социальныхпроцессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения (социальная дезорганизация, социальное неравенство), а с другой стороны — индивидуальные особенности человека в процессе социализации его личности.
Биологические факторы
Важным фактором, влияющим на поведение личности, являются внутренние, биологические условия. Биологические факторы включают: наследственно-генетические особенности; врожденные свойства индивида; импринтинг (запечатлевание на ранних этапах онтогенеза). Биологические теории, объясняющие развитие девиантного поведения, появились одними из первых. В конце ХIХ в. итальянский врач-психиатр ЧезареЛомброзо сформулировал теорию, согласно которой существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по 37 характерным антропометрическим чертам (выступающая нижняя челюсть, редкая борода, пониженная чувствительность к боли, сплющенный нос, приросшие мочки ушей и др.). Теория Ломброзо получила в свое время широкое распространение, но в последующем была признана научно необоснованной (невозможно достоверно установить связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей). Известный американский врач и психолог Уильям Х. Шелдон (1940) подчеркивал зависимость между типами темперамента (и поведения) и типами соматического строения человека. Он считал, что у людей определенного строения тела (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) присутствуют характерные личностные черты.
Опираясь на исследования поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиациям мезоморфы, хотя они не всегда становились преступниками. Предпринимались попытки установления связи между девиантным (делинквентным) поведением и наследственностью. Так, результаты генетических исследований, проведенные У. Пирсом в 60-е гг. ХХ в., позволили ему сделать вывод, что наличие лишней Υ-хромосомы у мужчин (кариотип — ХYY) определяет их предрасположенность к криминальному поведению. Среди заключенных такая аномалия встречается в 15 раз чаще, чем обычно. Дальнейшие исследования позволили предположить, что данная хромосомная аномалия вносит неспецифический вклад в развитие девиантого поведения через генетическую дезорганизацию и нарушения развития личности. Другие биологические факторы — уровень гормонов (тестостерона, в частности), повреждения головного мозга, органические заболевания мозга, особенности нервной системы — также рассматриваются в качестве детерминант отклоняющегося поведения личности. Делались попытки отыскать корреляты отклоняющегося поведения путем регистрации активности коры головного мозга и автономной нервной системы, проведения биохимических исследований, определить электродермальные (кожно-гальваническая активность) и кардиоваскулярные (ЧСС) корреляты у лиц, совершивших преступления или демонстрирующих психопатические черты и недостаточный уровень социализации.
Психологические факторы
Ограниченность теорий, приписывающих социальным и культурным процессам роль важнейших детерминант девиантного поведения, заключается в том, что на самом деле люди, живущие в одинаковых условиях, не развиваются единообразно. Поэтому просто невозможно не признать то обстоятельство, что индивидуальные различия, появляющиеся на раннем этапе развития, опосредуют влияние социального окружения.
2.2. Психодинамические теории формирования девиантного поведения.
По мнению З. Фрейда, люди по существу антисоциальны. В силу своей биологии они наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, к разрушению. Эти влечения вступают в конфликт с требованиями социальной среды. Чтобы обеспечить выживание в обществе, люди сами должны контролировать или перенаправлять в другое русло свои влечения. В психодинамических теориях девиантное (криминальное) поведение объясняется преимущественно недостаточным формированием или функционированием Суперэго на той или иной стадии психосексуального развития. Например, конфликты на «анальной» стадии могут привести к формированию оппозиционных и садистских наклонностей в ситуациях подчинения. По А. Адлеру, жизненная цель — основной фактор, определяющий развитие индивидуальности. В содержание жизненной цели А. Адлер вкладывал ряд понятий: стремление к власти, богатству, силе, известности, образованности и др. В норме существует гармония между направленностью на достижение цели с направленностью на сотрудничество с другими людьми. При нарушении этой гармонии в человеке возникает внутренний конфликт (чувство неполноценности). Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни прибегают к адекватным способам — успеху, власти, объединению в группы. Другие пытаются подавлять других или используют насилие. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности — нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, которые и определяют поведение личности и ее жизненный путь в целом. Экзистенциально-гуманистический подход. В понимании австрийского психолога и психиатра В. Франкла, специфическими человеческими характеристиками являются, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом указанных качеств. Фундаментальной мотивацией, по мнению В. Франкла, является стремление к смыслу. Тогда, когда стремление к смыслу чем-либо блокировано (фрустрировано), возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Она характеризуется апатией и скукой. В случае, если человек не рассматривает себя ответственным за самоопределение в ценностях, активным участником собственной жизни, он позволяет различным факторам (социальным, биологическим, психологическим) определять свой жизненный путь. Человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности. Состояние этой внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум становятся причиной агрессивности человека. В соответствии с воззрениями В. Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, «уходят от ответственности за поиск смысла». Поведенческие теории. Бихевиоризм — это теория, описывающая на основе экспериментов законы или принципы человеческого поведения. Основоположниками данного направления являются Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк. В соответствии с теорией Дж. Уотсона, и человек, и животное приспосабливаются к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и привычек. Стимул или предмет, который вызывает реакцию, исходит от объектов, находящихся во внешней или внутренней среде. Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется. Наблюдение за детьми показывает, что все, обычно называемое инстинктом, в значительной степени является результатом научения или обусловливания. Б. Скиннер внес особый вклад в развитие поведенческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия (механизм оперантногообусловливания). В результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устраняет неприятности (конкретная форма поведения самоподкрепляется). Аналогичным образом может подкрепляться и отклоняющаяся форма поведения. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры, врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, т. к. за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения. По теории социального научения, основными механизмами формирования поведения, в том числе девиантного, являются: научение через наблюдение (викарное научение); научение в действии (научение через опыт, влияние поведения на последствия). Теория криминальности Айзенка. Данная теория появилась в 1964 г. Главный акцент в теории сделан на «активно асоциальном, психопатическом преступнике», который являет собой пример крайней степени несоциализированности. В теории предпринята попытка объяснить, почему некоторые люди не могут подчиняться социальным нормам и правилам. Айзенк установил связь вариаций темперамента с тремя независимыми измерениями — нейротизмом, психотизмом и экстраверсией/интроверсией; и представил доказательства влияния на них генетических факторов (реактивность лимбической и автономной систем, уровень кортикального возбуждения, порог возбуждения, уровень циркуляции андрогенов). Кроме того, подобно З. Фрейду, Айзенк считал людей по природе гедонистическими существами, социализация которых состоит в приобретении ограничений в форме «совести» или «Суперэго». Так как экстраверты менее подвержены страху наказания, медленнее формируют условные реакции, можно предположить, что при прочих равных условиях они будут труднее поддаваться социализации, чем интроверты и, следовательно, они более склонны к формированию девиантных форм поведения.
Агрессивное поведение.
Основные положения Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков названа деструктивность — разрушительность. Деструктивность тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: а) направленность на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность); б) формы проявления (явные: конфликтность, злословие, давление, принуждение и латентные: уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо); в) интенсивность.Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничение изучения подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом1. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: 1) физическая — вербальная; 2) активная — пассивная; 3) прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий
3.2. Основные теории агрессии
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, сомнения не вызывает. Тем не менее вопрос о том, почему они это делают, долго был предметом серьезной дискуссии. При разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех категорий: 1) агрессия — это врожденные побуждения или задатки; 2) агрессия — это потребность, активируемая внешними стимулами; 3) агрессия относится к познавательным и эмоциональным процессам; 4) агрессия связана с актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением.
3.2.1. Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход) Психоаналитический подход.
В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса (либидо), инстинкта жизни. Энергия эроса направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Позже Фрейд1 предложил наличие второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти. Энергия танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат для направления энергии танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других (рис. 1.) Рис. 1. В психоаналитической теории Фрейда агрессия, направленная на других, объясняется как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением2 Этологический подход. Имеет сходство с теорией З. Фрейда. По мнению автора данного подхода — Лоренца3, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует и у людей. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы), по Лоренцу, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Социобиологический подход. Основной аргумент социобиологов заключается в следующем: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешную репродукцию, благодаря чему гарантируется их сохранность в будущих поколениях. Согласно социобиологам, индивидуумы будут, скорее всего, содействовать тем, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование и будут проявлять агрессивность по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов. Социобиологи убеждают нас в том, что агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.
Зависимое поведение.
Основные положения Зависимые формы отклоняющегося поведения (ОП) — достаточно распространенный вид девиаций. В той или иной степени они затрагивают любую семью. Зависимое поведение личности представляет серьезную социальную проблему. В выраженной форме оно может иметь ряд негативных последствий: утрата трудоспособности, конфликты с окружающими, распад семьи, совершение преступлений и пр. Различные формы зависимого поведения нередко называют вредными или пагубными привычками. Понятие «зависимость» заимствовано из медицины. В широком смысле под зависимостью понимается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации»1. Условно можно выделить нормальную и чрезмерную зависимость. Нормальная зависимость — это зависимость от жизненно важных объектов (воздух, вода, еда, привязанность к родителям, супругам, друзьям). Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение. В специальной литературе для обозначения зависимого поведения применяется термин «аддиктивное поведение» (англ. addiction — склонность, пагубная привычка), а человек, находящийся в зависимости от чего-либо или кого-либо, называется аддиктом. Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности имеет большое число подвидов, которые дифференцируются по объекту аддикции (зависимости). Можно выделить следующие формы зависимого поведения в соответствии с объектом зависимости: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркомания, алкогольная зависимость, другая лекарственная зависимость); нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия); гэмблинг (игровая зависимость — компьютерные, азартные игры); сексуальные аддикции; религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту). Смена эпох приводит к изменению и появлению новых форм зависимого поведения. В настоящее время быстро распространяется, например, компьютерная зависимость, чрезмерное увлечение кофе с достаточно серьезными последствиями как в социальном, так и в психологическом и медицинском планах. Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическим действием на организм человека. Например, популярность алкоголя во многом определяется его широким спектром действия на организм — возбуждающее, расслабляющее, согревающее, для лечения простудных заболеваний, повышения уверенности, раскованности. Нередко различные формы зависимого поведения сочетаются или переходят друг в друга.
Понятие со-зависимости
Семья играет роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения (проблема со-зависимости). Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы и они сами могут провоцировать срыв человека с зависимым поведением. В случае длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у его родственников могут появиться серьезные проблемы и развиться состояние созависимости. Состояние со-зависимости — это изменение в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого- либо из членов семьи. Под этими изменениями подразумеваются выраженные травматические изменения психологического состояния кого-либо из родственников (родители, муж/жена). Данные изменения препятствуют не только эффективному разрешению конфликтной ситуации в семье. Они препятствуют и самому процессу преодоления зависимости. В итоге, со-зависимость поддерживает зависимость — формируется порочный замкнутый круг семейных психологических проблем. Рассмотрим следующий пример. Муж имеет алкогольную зависимость. Вся жизнь семьи, ее интересы замкнуты вокруг цикла приема алкоголя мужем: вследствие его постоянных обещаний бросить пить создаются определенные иллюзии, мифы. Муж после очередного срыва искренне раскаивается, чтобы загладить свою вину, обещает быть умеренным в употреблении алкоголя, заверяет, что любит жену, детей. Жена и дети в очередной раз готовы обманывать себя, что самое страшное уже позади (ведь обещал же!). Создается своеобразное ощущение близости с «беспомощным» мужем и необходимостью ему помочь («Я его спасу, чего бы это мне ни стоило!..»).не выдерживает — провоцирует конфликт. Результат этого конфликта — очередной срыв… И опять оправдания и упреки… Все повторяется. Весьма парадоксальным является то, что зависимое поведение одного из членов семьи сплачивает эту семью в борьбе с объектом зависимости и создает иллюзию близости. Однако в таких семьях нарушается распределение ролей и ответственности. Сам человек, страдающий зависимостью, очень редко берет на себя ответственность за свои поступки. Чаще всего пытается свалить вину за происходящее на других. Очень часто родственники в конце концов принимают ответственность на себя, а аддикт остается со своей аддикцией. Бывает, что в рамках со-зависимости возникает ситуация негласного «взаимного договора». Жена говорит: «Я закрываю глаза на твое употребление алкоголя, а ты мне взамен то-то и то-то…». Муж дарит жене подарки, отдает деньги… Итог: алкогольнозависимое поведение мужа поддерживается женой. Возможно и отношение по типу «параллельного существования». Члены семьи и аддикт делают вид, что каждый живет своей жизнью. В проблемы друг друга не вмешиваются. Члены семьи живут как в общежитии (это может быть в автономно проживающих семьях — дети отдельно от родителей). Общей для них является задача — «не выносить сор из избы». Назовем основные постулаты со-зависимости: 1. Со-зависимость возникает в результате зависимости. 2. Со-зависимость поддерживает зависимость. 3. В результате формирования со-зависимости происходит выработка различных защитных механизмов. 4. Нарушение ролей и распределение ответственности в борьбе с зависимостью. Результатом сформировавшейся со-зависимости в семье является неизбежное ухудшение здоровья членов такой семьи: - идет потеря собственного «Я» и фиксация внимания на поведении зависимого члена семьи; - поведение аддикта фактически полностью определяет эмоциональное состояние других членов семьи; - резко падает самооценка и самоуважение («мы плохие», «мы виноваты» и т. д.); - появляются и усиливаются так называемые «лжероли» (роль жертвы, роль спасателя); - наступление изоляции, распад семьи, проблемы с поведением детей и т. д.; - на фоне хронического стресса неуклонно ухудшается здоровье (обостряются соматические болезни — психосоматика,развивается депрессия, появляются суицидальные мысли и учащаются случаи суицида).
Мировой опыт исследования
Мировой опыт исследования самоубийств позволяет выделить следующие основные закономерности суицидального поведения: 1) суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран и сегодня существует тенденция к увеличению их числа; 2) самоубийства чаще совершаются в возрасте после 55 и до 20 лет; сегодня, к сожалению, нередки случаи, когда самоубийства совершают даже 10–12-летние дети; 3) мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах (наиболее высокий уровень в городах с числом жителей от 500 до 1 млн. В городах-миллионерах уровень ниже среднего, т. к. социальная обстановка в мегаполисах лучше, чем просто в больших городах за счет более высокого уровня социального и экономического развития); 4) в сельской местности низкий уровень самоубийств можно объяс нить относительно более устойчивым и привычным укладом жизни, более тесными межличностными отношениями, национально-религиозными традициями, относительно большим числом детей в семье; 5) на крайних полюсах общественной иерархии; 6) суицидная активность имеет определенные временные циклы — весенне-летний пик и осенне-зимний спад; 60 % всех самоубийств приходится на весну и лето. По мнению психологов, это происходит потому, что именно в данный период особенно заметен контраст между ярким расцветом природы и тусклостью внутреннего состояния. Суицидальное поведение — это глобальная общественная проблема в настоящее время. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Вандализм. Граффити
Одной из форм проявления девиации и разрушительного поведения человека является вандализм — бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Происхождение слова связано с названием в<