Классификация видов отклоняющегося поведения

Условно можно выделить четыре основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический, клинический и психологический. 1. Социально-правовой подход. В его рамках выделяют социо- логическое и правовое направления. Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления. Эти явления регулируются по нескольким основаниям:  в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения;  по значению последствий — негативные и позитивные;  по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);  по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;  по длительности — единовременные и длительные;  по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др. В праве под отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на:  преступления;  административные и гражданско-правовые нарушения; дисциплинарные проступки. 2. Педагогический подход. Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляется с понятием «дезадаптация». Основные педагогические задачи — воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации включаются:  неуспеваемость;  нарушение взаимоотношений со сверстниками; эмоциональные нарушения;  поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадаптацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др. Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится сталкиваться со следующими негативными поведенческими проявлениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение и др. 3. Психологический подход. В основу психологического подхода положены социально-психологические различия между различными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося поведения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуальностилевые характеристики поведения.По Ю.А. Клейбергу, все девиации поведения подразделяются на:  негативные (например, употребление наркотиков);  позитивные (например, социальное творчество);  социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц.П. Короленко, Т.А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций:  нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;  деструктивное поведение, которое подразделяется на внешнедеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально-этических, культурных) — аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения:  асоциальное (аморальное) поведение;  антисоциальное (делинквентное) поведение;  аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Указанная классификация является относительной, условной и оправдана в целях научного анализа. Реально формы девиантного поведения сочетаются и пересекаются. В каждом конкретном случае — оно неповторимо и индивидуально. 4. Медицинский подход. Некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины (пример: назначение наркотических веществ в медицинских целях приводит к злоупотреблению, т. е. психологической зависимости, перетекает в болезнь с признаками физической зависимости, т. е. наркоманию). Отклоняющееся поведение — междисциплинарное понятие, поэтому специалисты немедицинского профиля, занимающиеся проблемой девиаций, не должны выходить за рамки собственной компетенции. Однако они должны иметь представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.





Виды социальных норм

Социальные нормы имеют разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Однако чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Социальные нормы по сфере регулирования отношений подразделяются на следующие виды: Нравственные (духовные) нормы. Их носителями являются люди, социальные институты (семья, религиозные конфессии, общественные организации). Существуют они в различных формах — общечеловеческие ценности (мировые религии, художественная культура, научная мысль и др.), народные обычаи, традиции, международные конвенции и декларации. Морально-этические нормы. Представляют собой ожидания-предписания социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководство. Нормы данного вида обычно документально не закреплены. Правовые нормы. Закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой. Политические нормы. Сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). Организационно-профессиональные нормы. Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями. Социальные нормы характеризуются следующими основными свойствами: объективностью, историчностью, схематичностью,

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на двух критериях — психопатологическом и возрастном. МКБ-10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) выделяет следующие поведенческие расстройства: 1) у взрослых: F10—F19 — психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ: алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей, сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ; F50—F59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами: расстройства приема пищи, расстройства сна неорганической природы, сексуальные расстройства, необусловленные органическими нарушениями или болезнями, психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости; F60—F69 — расстройства личности и поведения в зрелом возрасте: расстройства привычек и влечений (азартные игры, пиромания и др.), расстройства половой идентификации (транссексуализм и др.), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм и др.). 2) у детей: F90—F99 — эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте: гиперкинетические расстройства, расстройства поведения (ограниченные рамками семьи, несоциализированные, вызывающие оппозиционные расстройства и др.), смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессивное расстройство и др.), расстройства социального функционирования (мутизм, расстройство привязанности и др.), другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (энурез, энкопрез, заикание, поедание несъедобного, речь «взахлеб» и др.). Любое поведенческое расстройство диагностируется при наличии нескольких характерных диагностических критериев, которые повторяются неоднократно и сохраняются не менее 6 месяцев.

Наши рекомендации