Взвешивайте ребенка методом тарированного взвешивания
Убедитесь, что весы стоят на ровной, твердой поверхности. Их нельзя ставить на неприкрепленный ковер или паласы, но можно ставить на ковровую настилку пола. Так как весы функционируют от солнечной энергии, нужно обеспечить достаточно света для эксплуатации весов.
· Чтобы включить весы, прикройте солнечную панель на секунду. Готовность весов обозначается появлением числа 0,0.
· Проверьте, сняла ли мать свою обувь. Вам или кому-то необходимо подержать раздетого ребенка, обернутого в одеяло.
· Попросите мать встать на середину весов, немного расставив ноги (на отпечатках ног, если они отмечены) и стоять без движения. Одежда матери не должна закрывать дисплей или солнечную панель. Напомните ей оставаться на весах даже после появления указателя ее веса, пока ребенок не взвешен на ее руках.
· Пока мать стоит на весах и указан ее вес, оттарируйте весы, прикрыв на секунду солнечную панель. Весы тарированы, когда на дисплее загорается знак матери с ребеном и число 0,0.
· С мягкостью передайте голого ребенка матери и попросите ее стоять без движения.
· На дисплее появится вес ребенка. Запишите ее вес в Карте записи ребенка. Тщательно снимайте показания весов в правильном порядке (смотрите с того угла, если бы вы стояли на весах, а не сверху вниз).
Примечание: если вес матери слишком велик (н-р, более 100 кг) и вес ребенка относительно мал (н-р, менее 2,5 кг), вес ребенка может не появиться на весах. В таких случаях, необходимо, чтобы человек с меньшим весом подержал ребенка на весах.
Пример
| |||
|
Отдельное взвешивание ребенка
Если ребенку уже 2 года или старше, и он может самостоятельно стоять без движения, взвешивайте ребенка отдельно. Попросите мать помочь ребенку снять обувь и верхнюю одежду. Поговорите с ребенком о необходимости стоять без движения. Общайтесь с ребенком мягко, чтобы не испугать.
· Чтобы включить весы, на секунду прикройте солнечную панель. При появлении цифры 0,0, весы готовы.
· Попросите ребенка встать на середину весов, слегка расставив ноги (на отпечатках ног, если они отмечены) и оставаться без движения пока их вес не появится на дисплее.
· Округлите вес ребенка до 0,1 кг.
Если ребенок подпрыгивает или не стоит без движения на весах, необходимо применить процедуру тарированного взвешивания.
Измерение длины или роста
В зависимости от возраста ребенка и способности стоять, измерьте длину или вес ребенка. Длина ребенка измеряется в лежащем положении. Рост измеряется стоя.
· Если ребенку еще не исполнился 2 года, измеряйте длину в лежащем положении.
· Если ребенку уже два года или более и он в состоянии стоять, измеряйте рост в стоящем положении.
В целом рост в стоящем положении на 0,7 см меньше, чем в лежащем положении.
Данная разница учитывалась при разработке норм физического развития ВОЗ, представленных на данном курсе ввиде графиков (кривых). Поэтому, важно корректировать измерения, если используется длина вместо роста и наоборот.
· Если ребенок до 2 лет не захочет лечь для измерения длины, измеряйте рост в стоящем положении, и добавьте 0,7 см, чтобы преобразовать его в длину.
· Если ребенок в возрасте 2 лет или старше не в состоянии стоять, измерьте длину в лежащем положении и вычтите 0,7 см, чтобы перевести данные в рост.
Оборудование, необходимое для измерения длины, называется измерительной доской или ростомер для младенца (инфантомер), которую необходимо положить на плоскую, твердую поверхность, например, на стол. Для измерения роста используйте ростомер, который устанавливается на ровной вертикальной поверхности под прямым углом (например, на полу к стенке).
Измерительная доска (ростомер для младенца)
Ростомер
Измерительный стол или ростомер хорошего качества должен быть сделан из гладкой непромокаемой лакированной или полированной доски. Горизонтальные и вертикальные части должны быть крепко скреплены под правильным углом. Движущаяся часть служит в качестве подножки при измерении длины или надголовника при измерении роста. Если не используется цифровой прибор, измерительную ленту необходимо приклеить вдоль доски, чтобы движущиеся части не не терлись о нее и не застирывались цифры. Эксплуатация инфантомеров и ростомеров описывается в разделе 5.0.
4.1 Подготовка к измерению длины или роста
Подготовтесь к измерению длины/роста немедленно после измерения, пока ребенок раздет. Убедитесь, что ребенок снял обувь, носки и украшения для волос. Расплетите косы, если они мешают измерению длины/роста.
Если ребенка взвешивать голым, можно применить сухие пеленки при измерении длины. Если в комнате прохладно и происходит задержка, держите ребенка в теплом одеяле до измерения длины/роста.
При проведении измерении длины или роста, матери следует помогать и успокаивать ребенка. Объясните матери причины для измерения и этапы процедуры. Ответьте на ее вопросы. Покажите и скажите ей, как она может вам помочь. Объясните, что важно сохранять спокойствие ребенка, чтобы провести измерение надлежащим образом.
Измерение длины
Прикройте измерительную доску тонкой материей или мягкой бумагой в целях гигиены и удобства.
Объясните матери, что ей необходимо положить ребенка на измерительную доску и придержать голову ребенка при измерении. Покажите ей, где стоять, прежде чем положить ребенка, т.е. напротив вас, на одной стороне измерительной доски подальше от ленты. Также покажите ей, куда ставить голову ребенка (на фиксированную доску для головы), чтобы она могла быстро и уверенно двигаться, не побеспокоив ребенка.
Когда мать понимает ваши инструкции и готова помогать:
· Попросите ее положить ребенка на спину, чтобы он упирался головой о надголовник, придавливая волосы.
· Голову быстро подвиньте так, чтобы воображаемая вертикальная линия от канала уха к нижней границе глазницы проходила перпендикулярно к доске. (Глаза ребенка должны быть направлены верх). Попросите мать встать у изголовья и держать головку ребенка в правильном положении.
Важно не задерживать процесс проведения измерения. Стойте с той стороны измерительной доски, откуда вам видна измерительная лента и подвиньте подножку:
· Убедитесь, что ребенок лежит ровно на доске и не меняет свое положение. Плечи должны касаться доски и спина не должна выгибаться. Попросите мать проинформировать вас, если ребенок прогибает спину или меняет свое положение.
· Придержите ноги ребенка одной рукой и подвиньте другой доску. Мягко надавите на колени, чтобы максимально выпрямить ноги, при этом, не причинив вреда. Примечание: невозможно выпрямить колени новорожденных в той же степени, что и у детей постарше. Их колени хрупкие и могут быть легко повреждены, поэтому минимизируйте давление.
· Если ребенок слишком капризничает и невозможно придержать обе ноги в одном положении, измеряйте с одной ногой в нужном положении.
· Держа за колени, потяните за подножку в упор ногам ребенкам. Ступни ребенка должны ровно лечь на подножке, и пальцы ног должны быть направлены вверх. Если ребенок прогибает пальцы ног и подножка не касается ступни, пощекочите ступни и быстренько подвиньте подножку, когда ребенок выпрямляет пальцы ног.
· Прочтите показания и запишите длину ребенка в сантиметрах в отношении последнего целого 0,1 см в Карте записи. Это и есть последняя видимая вам линия (0,1 см=1мм).
Помните: Если ребенку, чью длину вы только что измерили, 2 года или старше, вычтите 0,7 см от длины и напишите результат как рост в Карточке посещения.