Своеобразие речевого развития дошкольников (4-6 лет) с легкими периферическими нарушениями слуха.

Неполноценные условия речеобразования приводят к недораз­витию речи различной степени выраженности. Чем раньше возник­ло минимальное снижение слуха, тем отчетливее проявляется ре­чевая патология.

У детей, имеющих легкие периферические нарушения слуха, общее звучание peчи характеризуется монотонностью и невырази­тельностью, отсутствием восходящих и нисходящих мелодических интервалов в ситуациях вопроса или побуждения, бедностью голо­совых оттенков.

Голос этих детей различается по силе и звонкости. У большин­ства дошкольников с минимальным снижением слуха отмечается тихий, глухой, в некоторых случаях - хриплый голос. Общаются с помощью громкого голоса 1/3 детей. Звонкий голос средней гром­кости отмечен лишь у 14% детей этой группы, имеющих односто­роннее нарушение слуховой функции. У многих дошкольников за­метен назальный оттенок голоса.

Темп речи большинства детей с незначительным нарушением слуха характеризуется нормальной скоростью, хотя у них в два раза чаще, чем у детей с нормальным слухом, наблюдается ускоренный темп речи, часто сопровождающийся запинками.

Фонетические нарушения у них проявляются в специфических ошибках:

1) искаженное произношение простых по артикуляции звуков (например, переднеязычного «д,) );

2) множественные неустойчивые замены и смешения звуков, в т.ч. не встречающиеся у детей с нормальным слухом:

- замены внутри группы гласных звуков (яйцо - «эсой», обувь - «обив», мостов - «мэстов»);

- согласных - гласными: «л» ~ «а», «в» ~ «у» (лебедь ­«аебеть», овца - «оуса», треугольник - «туугойдик » );

- носовых -ротовыми «б», «д» (машина - «басина», ночь­ «дось» );

- свистящих звуков - фрикативным «х.) (зима -«хима.), ли­сонька - «лихинька.) и т.д.);

- свистящих, шипящих, сонорных (л, р, j) звуков - «м.), «н», «п», «дж» (жук - «нук», шуба - «джуба», лак - «пак»), кабан - «каман» и т.д.);

- заднеязычного «к» - переднеязычным «т» (носик - «но­сит», кот - «тот.»;

- свистящих и шипящих - аффрикатами (рельсы - «лель­цы», темно - «чемно»);

- раздельное произнесение звуков, составляющих аффрика­ты («тсыпленок», «тьсапля.»);

- неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях (ботинки - « патиньки » , мед - «меть», обезьяна - «апесана.), крякает - «крака­ить» );

- оглушение звонких звуков и озвончение глухих, независи­мо от позиции в слове (блюдце - « пьюсе », гнездо - « хнес­то», иголка - «ихолка.), привезли - «привесли.), занавес­ки - «занавесги», пингвин - «бинхвин», хозяйка - «го­сяйка» );

3) нарушение слоговой структуры слов (в большей мере искажа­ются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты):

- неумение невербально передать слогоритмический рисунок слов, «отстучать», «отхлопать» слово;

- упрощение слоговой структуры при отраженном и самосто­ятельном воспроизведении (коза - «га», ручеек - «уток», голова - «го», вылупился - «вылупся» т.д.);

- пропуск звуков и слогов в начале и конце слов (сапоги­ «фапо», всех - «сех», лоток - «лото», чашка с чаем­- «таска с тае.»;

- вставка лишних звуков (боец - «порес» , мяч - «мнясь»);

- добавление звуков к слову (лото - «лоток», овца - «овсан» , «овтап», яйцо - «эсой.»;

-множественные литеральные парафазии (перестановки): (са­пожник - «пасозик», залезла - «залевза», деревянный ­«девелянный» т.д.);

- неверное использование ударения в простых знакомых сло­вах (рука, нога, голова, волосы. шкафы, косы т.д.), непони­мание смыслоразличительной функции словесного ударения (кружки - кружки, мешки - мишки).

У детей с недоразвитием речи и нормальным слухом искаже­ния и пропуски звуков отмечаются чаще, чем замены и смешения. Замены, в основном, характеризуются стойкостью и стереотипностью, т.е. если ребенок заменяет свистящие звуки фрикативными «в», «ф», то и шипящие, аффрикаты, как правило, он произносит идентично.

У детей с минимальным снижением слуха множественные замены часто носят скользящий характер (например, свистящие звуки и заменялись на «х.), шипящие - «ф»; свистящие и шипящие - «т.), аффрикаты- «с» и т.д.).

Множественные неустойчивые произносительные замены и смешения звуков, нарушение звуконаполнения слов, наряду с фонетическим дефектом, свидетельствуют о фонематических расстрой­ствах у детей с незначительным снижением слуха, которые заключаются в:

- нарушении дифференциации оппозиций звуков (гласных ­согласных, носовых - ротовых согласных, твердых - мяг­ких, звонких - глухих; внутри группы гласных: «у - о.), «у-ы.), «а - э.), «а - и.), «и - ы.); в группах согласных: свистящих - шипящих - аффрикат, сонорных, фрикативных («с – х», «с – ф», «ш - ф.) И т.д.), взрывных и фрикативных «т - с», «д - з.), «к - х» и т.д.), сонорных и взрывных «л-п», «р-п.», «j -к.»);

- неумении определять наличие звука в слове и выделять его из начала и конца слов;

- затруднении ориентации на звук при выборе картинок и при­думывании слов.

Неправильные артикуляция и слуховая дифференциация мно­гих звуков негативно влияют на формирование словесных образов, т.е. лексики.

Лексическая система языка включает пассивный и активный словарный запас, представленный различными частями речи (су­ществительными, глаголами, прилагательными, наречиями, мес­тоимениями, числительными).

Лексический запас детей с ОНР, имеющих как нормальный слух, так и минимально сниженный, во многом сходен и харак­теризуется:

1) семантической диффузностью конкретных слов в результате:

- внешнего сходства предметов «кружка» - чашка, стакан, рюмка; «стул» - кресло, табуретка; «желтый» - оранже­вый, коричневый, рыжий;

- функционального сходства ( «лампа» - люстра, фонари, фо­нарик; «кровать» - диван, софа и т.п.);

- ситуационной связи друг с другом («миска» - кастрюля, «платье» - рубашка, «носик чайника» - труба);

- сужения смыслового содержания «машины» - автомобиль, поезд, самолет; «дом» - избушка, замок, магазин; «делает» - готовит, варит, поливает, кладет, шьет и т.д.; «маленький» - низкий, узкий, короткий; врач - лечит зубы или делает укол и т.д.);

- замены названия предикатом или объяснением ситуации «<чашка.) - пить; «холодильник.) - надо еду ложить; «пы­лесос» - чтоб чисто было и др.);

2) непониманием значений и отсутствием в речи многих слов:

- малочастотных (аквариум, экскаватор, эскалатор, экскур­сия и др.);

- обозначающих части предметов (дно, манжеты, подбородок, веки, локти и т.д.);

- профессий «почтальон» - делает телевизолы, поет; «по­вар» - убилает пол, копаить, хвостиком махат; «учитель­ница» - делает нисо, гуляет, уситя - учится; «врач» - ­лесися);

- названий детенышей многих животных (мышонок, поросе­нок, ягненок, жеребенок, теленок и т.д.), птиц, их «доми­ков»;

- обобщающих понятий (овощи, фрукты, транспорт, обувь ­- относят к одежде, мебели);

- омонимов, синонимов;

- антонимов (противоположность значения либо не объясня­ется, либо достигается добавлением отрицательной частицы «не» к первоначальному слову: «небольной», «несухой» т.п.).

Активный словарь представлен, в основном, именами существи­тельными и глаголами, в меньшей степени - прилагательными, личными и указательными местоимениями; редко встречаются на­речия и числительные.

Специфическими лексическими ошибками детей с минимальным нарушением слуховой функции являются:

- уподобление и смешение значений акустически похожих слов («цех - цирк; «пахуч» - похож; «Два гриба несу я белых для моих соседок белых» - «белок» и т.д.);

- контаминации («с восходом» - сосхода, «подогрела чайка чайник...» - потоела тяйката);

- раздельное произнесение слова («Строители построили дом». - Стоите ли постоили до.);

- упрощение наречий (Мальчик бросает мяч перед.), указа­тельных и притяжательных местоимений («этот» - тот, «столько» - только, «свой» - твой).

Лексическая система тесно связана с грамматической системой языка, охватывающей словообразование, словоизменение, синтаксическое конструирование. У детей с минимальным снижением слyха отмечается выраженное недоразвитие грамматической системы языка.

Часть этих дошкольников не понимают и не используют в своих высказываниях практически все грамматические категории и связи, у них отсутствует фразовая речь. Их общение происходит с по­мощью аморфных слов и паралингвистических средств (жестов, иногда - мимики).

Остальные дети в своих высказываниях используют, в основном простые предложения из 2-3 слов. Они могут коротко рассказать о своей семье, составить небольшой рассказ по картинке и серии кар­тинок. Однако в их речи выраженно проявляется аграмматизм ­неправильное понимание и употребление числа и рода существи­тельных и прилагательных, числа глаголов и рода в прошедшем времени; смешение падежных форм существительных; отсутствие согласования существительных с глаголами, прилагательными, числительными; нарушение предложно-падежного управления; непонимание и ошибочное использование многих словообразова­тельных операций, логико-грамматических конструкций.

Кроме вышеперечисленных недостатков, встречающихся также и у детей с ОНР и нормальной остротой слуха, у детей с легкими расстройствами слуха отмечаются специфические ошибки:

- употребление в родительном и дательном падежах существи­тельных множественного числа

окончания «-ах,) (белках, пальцах, столах и т.п.);

- смешение типов склонения существительных (Коля идет с Петем.);

- замены совершенного вида глагола несовершенным («Вова слил воду» - Вова лил воду.);

- использование личных и временных окончаний глаголов (Миша шьен. Кресло стоял у окна.);

- упрощение, смешение аффиксов («январский день,) - январкий день; «завязала» - звизала;

«Мальчик перешел дорогу». - Мальчик пришел дорогу.);

- добавление лишних звуков и слогов к префиксам (подхлопочет, подниметала);

- пропуски знакомых предлогов: на, в, к;

- упрощение предлогов («под» - по, «из» - и, «из-под,) – и по, «над» - на);

- замены предлогов («над лужайкой» - по люзаuкой и т.д.);

- значительное затруднение понимания сложных логико­-грамматических конструкций

(«братья отца» и др.);

- неумение передать логику последовательности событий, скрытый смысл при пересказе, составлении рассказа по се­рии сюжетных картинок.

Например, дошкольники с двусторонним незначительным сни­жением слуха, прослушав дважды рассказ «Страшный сон» (Кош­ке приснилась огромная мышь, которая нападает на нее. Испуга­лась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошки, и бросилась на мышь. Мышка сразу стала маленькой... И кошка проснулась.), передают его содержание следующим образом:

Кирилл И. (б,5 лет): Кот спал и виде польшу мышь. И она напры­ганa на ево. И он уснал, шо мышка маленький.

Павел Б. (б лет): Коту снився сласны сон. Мыка как напала на кота. И он запоявся и спьятася. Нет, и он отклыв гваза. Нет, он спомнив, сё мыфы паяса котах. И он откыв гваза, и мыс была маенька. Нет, насяле мыф быя маленька, а потом кот откыв гваза.

У детей с незначительным снижением слуха страдают не только собственно речевые процессы, но и невербальные функции, тесно связанные с речью, в частности - общие, тонкие и артикуляцион­ные движения, слуховое внимание и слуховая память.

Например, большинство таких детей не могут постоять на носоч­ках, попрыгать на одной ноге, пройти по линеечке, зашнуровать бо­тинок, застегнуть пуговицы, завязать шапку и т.д., т. е. обнаружива­ют недостаточность общих и тонких движений. Эти дети также не могут правильно выполнить комплекс артикуляционных движений (надуть щеки, поднять вверх язык, удержать язык в заданном поло­жении и т.д.), что позволяет говорить о нарушении орального прак­сиса - объема, точности, переключаемости движений.

Объем слухового внимания, определяемый количеством прослу­шанных и воспринятых ребенком сигналов, явно недостаточен. Например, у б-летних детей он в среднем составляет 270 знаков, что почти в 2 раза меньше, чем в норме (480 знаков). Слуховая память развита также недостаточно. Ее показатели варьируют от 2-3 слов, запомненных в четырехлетнем возрасте, до 4-б слов в шестилетнем возрасте. Дети затрудняются воспроизвести некоторые из предъявляемых слов даже после их неоднократного повторения логопедом. Это свидетельствует о недостаточном слуховом внимании и слабос­ти акустических следов. Такие дети быстрее истощаются при выполнении задания и чаще отказываются его выполнять, чем дети с речевыми нарушениями и нормальным слухом.

Прослеживается зависимость речевого развития дошкольников от возраста, в котором выявлено минимальное снижение слуха.

Так, при воспалительных заболеваниях в носоглотке и yшax, повлекших легкую двустороннюю тугоухость, в возрасте 4 лет, отмечается несформированность всех языковых кодов: от почти полного отсутствия словесных средств общения (используются аморфные слова-корни или звукоподражания, сопровождаемые жестами: ки, ма, ав, ля, няв и т.д.) до примитивной бытовой коммуникации. Словарь резко ограничен и состоит из обиходных слов, представленных, в основном, структурно искаженными существительными глаголами, качественными прилагательными (гази - магазин; маекать - мяукает; зёти - желтый; квасень - красный т.п.) и Применяемых в широком спектре значений (питать - покупать, убирать; тяй - чайник, любой напиток; мааки - маленький, низкий, узкий, короткий и т.д.).

Многие грамматические категории не понимаются детьми и не используются в их собственных высказываниях (согласование гла­голов и прилагательных с существительными, аффиксные формы слов, предложно-падежные конструкции и т.п.). Простые фразы аграмматичны и включают 2-3 слова.

Грубо страдает фонетическая сторона речи: группы свистящих и шипящих звуков часто заменяются звуками [т]', [ф], реже - [н'], [х], [х'] либо искажаются (боковой, межзубный сигматизм); сонор­ные звуки [л], [л'], [р], [р'], [j] смешиваются между собой в различ­ных комбинациях или пропускаются, замены характеризуются не­устойчивостью; смешиваются твердые - мягкие, звонкие – глухие звуки; в большинстве случаев отсутствуют гласные звуки [ы], [э]. Общее звучание речи - монотонное, смягченное; голос - глухой, часто с назализованным оттенком.

У детей этой возрастной категории диагностируется общее недо­развитие речи (в основном, I и 2 уровень). Лишь у некоторых из них выявляется более высокая степень овладения лексико-грамма­тическим строем, соответствующая их уровню. Одностороннее сни­жение слуха на 15-25 дБ кондуктивного характера менее заметно сказывается на коммуникативной способности в этом возрасте (II- III уровень ОНР).

При бинауральной (двусторонней) недостаточности, появившей­ся в 5-летнем возрасте, дети, в основном, уже владеют ситуативной речью как средством общения - изъясняются простыми фразами, но, наряду с грубыми фонетико-фонематическими нарушениями, для них характерны ограниченность словарного запаса с тенденцией к медленному его увеличению, аграмматизм, непонимание многих слов и грамматических категорий. Состояние их речи, в основном соотносится со II-III уровнями ОНР по педагогической клас­сификации. Нарушение произношения звуков и фонематических процессов как основных в структуре речевого дефекта диагности­руются крайне редко. При моноауральном (одностороннем) незна­чительном снижении слуха речевая патология чаще характеризуется как ОНР III уровня и реже - как ФФН.

Речь большинства б-летних детей, имеющих незначительное снижение остроты слуха, характеризуется достаточной разверну­тостью. Однако при этом отмечаются:

- ограниченность словарного запаса, неточное знание и упот­ребление многих обиходных слов;

- большое количество ошибок в использовании грамматических форм при построении синтаксических конструкций;

- неумение пользоваться способами словообразования;

- непонимание оттенков значений однокоренных слов, выра­жений, отражающих причинно-следственные, простран­ственные, временные связи;

- грубое нарушение просодики, звукопроизношения и фоне­матического восприятия (часто встречаются смешения ис­каженно про из носимых звуков, например при боковом сви­стящем и шипящем сигматизме; замены свистящих и ши­пящих звуков звуками [т], [т'], [х], [х'], [ф]; замены, не об­наруживаемые у детей с нормальным слухом: [л] - [н], [п], [т] - [н], [д] - [х], [j] - [х'], [д'] - [дж], при призубном сигма­тизме - [т'] = [j]; оглушение звонких и озвончение глухих звуков; замены внутри базисных гласных фонем: [ы] = [и], [о] = [у]; смягченное произношение гласного [э]). Указанная симптоматика дифференцируется как ОНР (3 уровень). В этой же возрастной категории выявлена часть детей (при­мерно 30%), у которых на фоне небольшого количества лек­сико-грамматических ошибок в собственных высказывани­ях более существенно страдают фонематические процессы (ФФН).

В структуре речевого дефекта значительной части дошкольни­ков (74%), имеющих минимальное нарушение слуховой функции, наблюдается симптоматика дизартрий: парезы различных групп оральных мышц, саливация, девиация, фибриллярные подергива­ния, гиперкинезы языка. Сочетание небольшого снижения слуха с расстройствами общего и орального праксиса у этих детей обусловливает недостаточность акустических и кинестетических афферен­таций и значительно усугубляет процесс формирования импрессивной и экспрессивнои речи.

Таким образом, у дошкольников речевое нарушение, в большинстве случаев комбинированное (например, общее недоразвитие речи при дизартрии; фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дизартрии), осложняется минимальным снижением физического слуха.

К сожалению, незначительное снижение остроты слуха у детей часто остается незамеченным, т.к. речь хоть медленно, патологично, но все же развивается и коммуникативная способность форми­руется. При этом дети часто не реагируют на тихие звуки, не сразу находят источник звучания, плохо понимают шепотную или не­громкую речь, особенно вне ситуации. Недоразвитие речи у этих детей врачи и логопеды традиционно объясняют заболеваниями нервной системы, педагогической запущенностью, возрастными, индивидуальными особенностями и т.д. Это при водит к тому, что при длительной дисфункции периферического отдела слухового анализатора «формирующиеся кинестетические речевые образы не только не получают постоянного подкрепления при восприятии речи окружающих, но даже оказываются в противоречии со слухо­вым восприятием». В таких случаях логопедические занятия по общепринятой методике не являются достаточно эффективными.

Наши рекомендации