Динамический баланс организма и гун

Три доши, будучи взаимосвязаны на глубинном уровне, неизменно дви­жутся вместе. Даже если вам кажется, что на некий раздражитель реагирует только одна – не сомневайтесь, другие тоже отвечают на этот сигнал. При этом, если вы съедаете пучок острого перца, то горячая доша, Питта, воз­растает, а две другие, холодные доши, соответственно, убывают. Стакан холодной воды понижает уровень Питты, но повышает Вату и Капху. Их можно понизить съедением небольшого количества семян фенхеля, что повысит вашу Питту, и т. д. Взаимное переливание дош – бесконечная игра, свойственная всему живому.

Вата на схеме 1 обозначена заглавными буквами, поскольку она реаги­рует первой и ведет две другие доши за собой. Это означает, что уравнове­шивание трех дош не имеет ничего общего с балансированием «весов спра­ведливости», требующим, чтобы «всего было поровну». Это больше похо­же на настройку телевизионной картинки с помощью соответствующих ручек, как было уже упомянуто. Перемены и постоянство ведут между собой бесконечную игру! Чтобы наш организм мог достигнуть своего идеального состояния баланса, Аюрведа предлагает нам осознать некоторые постоян­ные свойства (гуны), проявляющие себя в его природе. Они таковы:

динамический баланс организма и гун - student2.ru

динамический баланс организма и гун - student2.ru

Эти первоэлементы соответствуют «реальным» природным стихиям – Земле, Воде, Огню, Воздуху и Пространству, но они и в той же мере абст­рактны. Если бы Ведического мудреца спросили, что такое стихии, он не стал бы указывать на ветер или горящее полено в очаге, или на ручей. Пять стихий – это коды, или формы проявления интеллекта, образующего че­ловеческий ум и мир, который он воспринимает с помощью этого ума. Итак, составляя пары из этих пяти первоэлементов, мы получаем три доши: • Вата состоит из Воздуха и Пространства; • Питта состоит из Огня и Воды; • Капха состоит из Воды и Земли. Теперь взаимосвязь между дисбалансом Ваты и холодной, сырой пого­дой становится яснее, поскольку Вата – «воздушная» доша, и слишком много воздуха, в виде ветра, несет в себе ее переизбыток. Типичный чело­век Ваты зачастую жалуется на скопление газов в кишечнике, что показы­вает еще иную взаимосвязь Ваты и воздушной стихии. Воздух – столь же тонкая, проникновенная и легкая стихия, как и сама Вата-доша. Человеку типа Питта, как правило, всегда жарко; он проявляет свой огонь и воду, обильно потея. Стихия Огня столь же агрессивна, энергична и подвижна, как и сама Питта. Человек типа Капха обычно «приземлен» и склонен страдать от кашля, насморка и простуды, что напрямую связано с переизбытком стихии Воды. К тому же вместе Вода и Земля дают липкую грязь, полутвердую и полу­жидкую, в чем появляется сущность Капха-доши. ВАТА ПИТТА КАПХА
(ведет две другие доши)
сухая горячая тяжелая
холодная острая холодная
легкая легкая маслянистая
переменчивая влажная сладкая
тонкая слегка маслянистая спокойная
жесткая текучая медленная
быстрая имеющая кислый запах мягкая
Липкая
Инертная
Гладкая

ЯВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПИТТА-ДОША:

Тепло – имеет горячую кожу, румянец, жар и различные проявления чрезмерно активного обмена веществ – жар в желудке, печени, ки­шечнике и др. Люди типа Питта обычно предпочитают холодную пищу и напитки, умеряющие их внутренний жар.

Острота – острый ум и речь; однако, чрезмерная язвительность вызы­вает повышенную кислотность желудочного сока.

Влажность – избыточное потение и горячие, влажные ладони. Избы­точный собственый жар и влажность определяет трудную переноси­мость для Питты жаркой и влажной летней погоды.

Кислый запах – источник неприятного запаха тела и рта, а также мочи и фекалий.

ЯВНЫЕ ПРИЗНАКИ КАПХА-ДОША:

Тяжесть – любая тяжелая болезнь свидетельствует о серьезном дисба-ласе Капхи, будь то навязчивые идеи, трудности с пищеварением или тяжелая депрессия.

Склонность к сладкому – ведущая к набору веса и диабету в случае, если в теле скапливается чрезмерная сладость.

Стабильность – люди типа Капха неизменно поглощены собой. Теле­сные процессы у них не доходят до крайностей; стабильная природа Капхи не нуждается во внешней стимуляции, в противовес Вате и Питте. Они остаются спокойными, когда люди другого типа прихо­дят в дисбаланс.

Мягкость – проявляющаяся во множестве свойств, таких, как мягкая кожа и волосы, мягкость в поведении, нежный взгляд и нетребова­тельность в большинстве жизненных ситуаций.

Замедленность – выражающаяся в медленных, текучих движениях, мед­ленном мышлении и речи.

Сухость, жар и тяжесть – три важнейших показателя для трех дош. Когда что-либо проявляет сухость – значит, возрастает уровень Ваты, будь то сухой климат, иссушающий осенний ветер или сухая пища (поп­корн, крекеры или курага). Если ваша кожа или слизистые оболочки пересыхают, то наверняка ваша Вата усиливается и склонна выйти из равновесия.

Все, что горячо, усиливает Питту. Горячий июльский день, горячая ван­на или горячие эмоции, такие как гнев или страстное сексуальное жела­ние, имеют это качество. Любые жгучие ощущения в организме (в желуд­ке, кишечнике или прямой кишке), или когда ваши щеки начинают го­реть, означают усиление Питты. Эта энергия имеет не столь тонкое и прони­кающее качество, как у Ваты; она, скорее, более резкая и агрессивная.

Все, что тяжелеет, проявляет качество нарастающей Капхи. Набор веса, ощущение тяжести внутри или тяжелый, перенасыщенный день – причи­ны, по которым свойство Капхи готово проявиться. Если ваш сон становит­ся тяжелым и не освежает вас, причина этого – избыток Капхи. Изо всех трех дош Капха наиболее инертна и ближе всего к материальной форме.

С точки зрения Аюрведы, телесная система существует как проявление взаимодействия двадцати пяти гун. Все мы должны прокладывать свой путь в мире, где противоположные друг другу условия постоянно приво­дятся в равновесие: холод и тепло, тяжесть и легкость, жесткость и мяг­кость. Теплые воздушные массы теснят холодный арктический фронт; за­суха сменяется наводнением, высокие приливные волны перемежаются с низкими. Жизнь Природы – не что иное как игра противоборствующих сил. Аюрведа утверждает, что каждый человек являет собой сбалансиро­ванную внутреннюю экосистему, совершенным образом соответствующую той, которая находится вне его. Таким образом, вся наша жизнь проходит в движении между контрастирующими обстоятельствами, которые застав­ляют нас чувствовать легкость и тяжесть, жару и холод, спокойствие и беспокойство, гладкость или шероховатость.

Начиная исследовать гуны, проявляемые каждой дошей, мы видим, что их динамическое равновесие является достаточно сложным. Жизнь рас­крывает свою необычную сторону, и при этом задача удерживать свой баланс становится новым, увлекательным начинанием. Именно этим пу­тем Природа ведет нас к оттачиванию своих индивидуальных свойств и органов чувств. К примеру, Питта влажна в той же мере, как и горяча, поэтому люди этого типа переносят горячие и влажные погодные условия труднее, чем просто сухой жар. Обычно в пустыне они чувствуют себя гораздо лучше, чем в тропиках. Однако во всем этом есть и более глубин­ное значение.

Более двадцати тысяч лет назад доисторический человек пересек мост, соединяющий Аляску с Северной Азией, и потомки этих переселенцев заполнили собой Северную и Южную Америку, вплоть до Огненной Зем­ли, дойдя почти до Антарктиды. Тот же самый генетический аппарат поро­дил эскимосов (питающихся почти исключительно китовым и тюленьим мясом и рыбой), мексиканских индейцев (пища которых – кукуруза и бобы) и индейцев бассейна Амазонки (в рационе которых представлены мясо животных и плоды тропических джунглей). ДНК этих групп населе­ния Земли практически идентична; в их телах действуют те же клетки, гормоны и аминокислоты. Однако каждая из этих групп адаптирована к условиям своего пребывания, отличным от других – можно сказать, что их внутренняя экология совершенным образом соответствует внешней. От­метим, что эти люди обладают замечательным свойством – они практи­чески не подвержены сердечным болезням!

Таково чудо естественной адаптации к природной среде, поскольку ник­то из этих людей не занимался специальным подбором своей диеты – они ели то, что доступно для них, предоставляя своим телам поддерживать надлежащий баланс. До недавнего времени идея пита­ния китовым жиром вызвала бы у диетолога нервную дрожь по причине чрезвычайно высокого содержания в нем холестерина. Од­нако не так давно ученые открыли, что в нем содержатся также жирные кислоты омега-3, разжижающие кровь и предотвращающие опасность попадания ее сгустков в коронарную артерию.

Это, очевидно, объясняет тот факт, почему число эскимосов, страдаю­щих от сердечных приступов, не превышает 3% от числа континентальных американцев. Но в чем же действительно причина? Ведь другие коренные народы, не имеющие в своем рационе китового жира, точно также защи­щены от сердечных болезней! Очевидно, что все они обитают в мирах гармоничного взаимодействия с окружающей природой, в которые зат­руднен доступ «цивилизованному» человеку.

Можем ли мы гордиться такой же гармонизацимей с природой, внут­ренней и внешней? У нас нет никаких врожденных свойств, которые мы могли бы противопоставить эпидемии сердечных болезней, одолевающей США и другие «развитые» страны. Аюрведа дает здесь единственный со­вет: если мы хотим выжить как род и индивид, необходимо изменить свой внутренний мир таким образом, чтобы он пребывал в гармонии с тем миром, с той обстановкой, которые мы сами для себя создали.

Огромная важность знания о воздействии двадцати пяти гун – в том, что человеческое существо не заканчивается на уровне материального тела, оно позволяет сознанию выйти за собственные пределы. Человеческое существо, рассматриваемое как скопление клеток, в физическом смысле ограничено собственной кожей; рассматриваемое как содружество гун, оно не имеет пределов, сливаясь с Природой.

К примеру, поскольку свойства Капхи – холод и влага, то в холодный и влажный декабрьский день она имеет реальную возможность прийти в дисбаланс. Люди ощущают подавленность в такие дни, и действительно, ученые определили особый синдром (SAD), «сезонный поведенческий дис­баланс», мучительный для многих людей в холодный сезон.

С точки зрения западной науки, такие проявления сезонных депрес­сий – в недостаточном попадании солнечного света на шишковидную железу, что вызывает избыточную выработку гормона мелатонина. Как шишковидная железа решает, что наступила зима, остается для нас загад­кой, поскольку, находясь глубоко внутри черепа, она не имеет никакого контакта с солнечным светом. Аюрведа применила бы более логичное объяснение для этого факта: когда Капха возрастает вовне, она возрастает и внутри. Люди, особо чувствительные к дисбалансу Капхи, при этом склон-

ны к болезням и депрессии. Конечно, в той или иной мере это чувствует любой человек, поскольку Капха-доша также находится в каждом из нас. Для Аюрведы не существует никаких тайн: гибкая шкала причин и след­ствий имеет отношение ко всем, больным и здоровым. Задача – не в том, чтобы любой ценой победить зимнюю депрессию; следует уметь пребы­вать в гармонии с сезонными изменениями. Природа бросила нам этот вызов, но также дала возможность с честью ответить на него. Каждый день она спрашивает нас: «твоя экология сегодня в порядке?» – и каждый день нам надо дать точный ответ на этот вопрос. В конечном счете, наше здоро­вье или болезнь зависит от вердикта Природы на наш ответ – на нашу способность оставаться в равновесии в вечно-переменчивом мире, сплета­емом игрой гун. Равновесие – гибкость перед лицом перемен; совершен­ное равновесие – абсолютная гибкость перед лицом постоянных перемен.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕТОВ (СТИХИЙ)

Как же мудрецы Аюрведы узнали, что Вата – сухая, Питта – горячая, а Капха – тяжелая? Ответ звучит завораживающе, поскольку он позволяет проникнуть в глубинные тайны Природы. Вата, Питта и Капха – фунда­ментальные принципы человеческого тела, и, в этом качестве, они абст­рактны; однако, когда они воплощаются в форму крови, костей, тканей, сердечных пульсаций и вдохов – и в этом смысле они вполне материальны.

Сама идея того, что все видимое нами в Природе – звезды, деревья, львы и розы – по сути, трансцедентны, поначалу кажется чуждой нашему уму. Однако, когда Эйнштейн открыл формулу Е = МС2, установив, что материя – всего лишь одна из форм энергии, идея «нематериальности» Природы постепенно стала достоянием умов. Таким же образом, самые абстрактные концепции физики, как выяснилось, склонны принимать материальную форму. К примеру, сила гравитации, которая на языке Аюр­веды определяет понятие «тяжелое», обсуждается физиками как концеп­ция «гравитонов», которые можно складывать, как кирпичи (по крайней мере, в теории).

Западные ученые рассматривают Природу как состоящую из двух абст­рактных понятий – энергии и материи. При этом энергия более абстрактна, чем материя, и более способна перемещаться, возрастать и убывать, а также накапливаться (к примеру, в электрических батареях). Аюрведа согласна с этими двумя уровнями абстрактности, поскольку они согласуются с данны­ми органов чувств, но видит их немного под иным углом. Первый уровень она рассматривает как взаимодействие трех дош; второй – как незыблемый набор принципов, именуемых пятью первоэлементами (стихиями).

Пять первоэлементов соединяют в себе свойства энергии и материи. Расположенные в порядке от более тонкого к более грубому.

Первоэлемент Пространства, кажущийся чуждым в этой компании зем­ных стихий, играет особую роль в Аюрведической системе, поскольку спо­собствует проявлению звука (нуждающегося в нем, чтобы распространять­ся). Звук – первооснова всех существующих вещей; согласно Аюрведе, источник всего – не проявленный звук (подобно грому, и более тонкие многочисленные вибрации. (Этот предмет мы обсудим немного позже).

Освоившись с этим новым языком, вы обнаружите, что он предоставля­ет гораздо более естественные способы выражения. Каждую из двадцати пяти гун можно исследовать с помощью всех пяти органов чувств – зрени­ем, вкусом, обонянием, слухом и осязанием. Это никак нельзя отнести к способу мировосприятия, предлагаемому западной наукой: можете ли вы ощутить на вкус или увидеть все эти аминокислоты, гормоны, нервные окончания и другие краеугольные камни, исследуемые Западной медици­ной? Кто из ваших знакомых может разъяснить, к примеру, основные свойства инсулина? Но вы за час можете изучить свойства и проявления Капхи-доши, ответственной за выработку инсулина в нашем организме.

Наши рекомендации