Динамический баланс организма и гун
Три доши, будучи взаимосвязаны на глубинном уровне, неизменно движутся вместе. Даже если вам кажется, что на некий раздражитель реагирует только одна – не сомневайтесь, другие тоже отвечают на этот сигнал. При этом, если вы съедаете пучок острого перца, то горячая доша, Питта, возрастает, а две другие, холодные доши, соответственно, убывают. Стакан холодной воды понижает уровень Питты, но повышает Вату и Капху. Их можно понизить съедением небольшого количества семян фенхеля, что повысит вашу Питту, и т. д. Взаимное переливание дош – бесконечная игра, свойственная всему живому.
Вата на схеме 1 обозначена заглавными буквами, поскольку она реагирует первой и ведет две другие доши за собой. Это означает, что уравновешивание трех дош не имеет ничего общего с балансированием «весов справедливости», требующим, чтобы «всего было поровну». Это больше похоже на настройку телевизионной картинки с помощью соответствующих ручек, как было уже упомянуто. Перемены и постоянство ведут между собой бесконечную игру! Чтобы наш организм мог достигнуть своего идеального состояния баланса, Аюрведа предлагает нам осознать некоторые постоянные свойства (гуны), проявляющие себя в его природе. Они таковы:
Эти первоэлементы соответствуют «реальным» природным стихиям – Земле, Воде, Огню, Воздуху и Пространству, но они и в той же мере абстрактны. Если бы Ведического мудреца спросили, что такое стихии, он не стал бы указывать на ветер или горящее полено в очаге, или на ручей. Пять стихий – это коды, или формы проявления интеллекта, образующего человеческий ум и мир, который он воспринимает с помощью этого ума. Итак, составляя пары из этих пяти первоэлементов, мы получаем три доши: • Вата состоит из Воздуха и Пространства; • Питта состоит из Огня и Воды; • Капха состоит из Воды и Земли. Теперь взаимосвязь между дисбалансом Ваты и холодной, сырой погодой становится яснее, поскольку Вата – «воздушная» доша, и слишком много воздуха, в виде ветра, несет в себе ее переизбыток. Типичный человек Ваты зачастую жалуется на скопление газов в кишечнике, что показывает еще иную взаимосвязь Ваты и воздушной стихии. Воздух – столь же тонкая, проникновенная и легкая стихия, как и сама Вата-доша. Человеку типа Питта, как правило, всегда жарко; он проявляет свой огонь и воду, обильно потея. Стихия Огня столь же агрессивна, энергична и подвижна, как и сама Питта. Человек типа Капха обычно «приземлен» и склонен страдать от кашля, насморка и простуды, что напрямую связано с переизбытком стихии Воды. К тому же вместе Вода и Земля дают липкую грязь, полутвердую и полужидкую, в чем появляется сущность Капха-доши. ВАТА ПИТТА КАПХА |
(ведет две другие доши) |
сухая горячая тяжелая |
холодная острая холодная |
легкая легкая маслянистая |
переменчивая влажная сладкая |
тонкая слегка маслянистая спокойная |
жесткая текучая медленная |
быстрая имеющая кислый запах мягкая |
Липкая |
Инертная |
Гладкая |
ЯВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПИТТА-ДОША:
Тепло – имеет горячую кожу, румянец, жар и различные проявления чрезмерно активного обмена веществ – жар в желудке, печени, кишечнике и др. Люди типа Питта обычно предпочитают холодную пищу и напитки, умеряющие их внутренний жар.
Острота – острый ум и речь; однако, чрезмерная язвительность вызывает повышенную кислотность желудочного сока.
Влажность – избыточное потение и горячие, влажные ладони. Избыточный собственый жар и влажность определяет трудную переносимость для Питты жаркой и влажной летней погоды.
Кислый запах – источник неприятного запаха тела и рта, а также мочи и фекалий.
ЯВНЫЕ ПРИЗНАКИ КАПХА-ДОША:
Тяжесть – любая тяжелая болезнь свидетельствует о серьезном дисба-ласе Капхи, будь то навязчивые идеи, трудности с пищеварением или тяжелая депрессия.
Склонность к сладкому – ведущая к набору веса и диабету в случае, если в теле скапливается чрезмерная сладость.
Стабильность – люди типа Капха неизменно поглощены собой. Телесные процессы у них не доходят до крайностей; стабильная природа Капхи не нуждается во внешней стимуляции, в противовес Вате и Питте. Они остаются спокойными, когда люди другого типа приходят в дисбаланс.
Мягкость – проявляющаяся во множестве свойств, таких, как мягкая кожа и волосы, мягкость в поведении, нежный взгляд и нетребовательность в большинстве жизненных ситуаций.
Замедленность – выражающаяся в медленных, текучих движениях, медленном мышлении и речи.
Сухость, жар и тяжесть – три важнейших показателя для трех дош. Когда что-либо проявляет сухость – значит, возрастает уровень Ваты, будь то сухой климат, иссушающий осенний ветер или сухая пища (попкорн, крекеры или курага). Если ваша кожа или слизистые оболочки пересыхают, то наверняка ваша Вата усиливается и склонна выйти из равновесия.
Все, что горячо, усиливает Питту. Горячий июльский день, горячая ванна или горячие эмоции, такие как гнев или страстное сексуальное желание, имеют это качество. Любые жгучие ощущения в организме (в желудке, кишечнике или прямой кишке), или когда ваши щеки начинают гореть, означают усиление Питты. Эта энергия имеет не столь тонкое и проникающее качество, как у Ваты; она, скорее, более резкая и агрессивная.
Все, что тяжелеет, проявляет качество нарастающей Капхи. Набор веса, ощущение тяжести внутри или тяжелый, перенасыщенный день – причины, по которым свойство Капхи готово проявиться. Если ваш сон становится тяжелым и не освежает вас, причина этого – избыток Капхи. Изо всех трех дош Капха наиболее инертна и ближе всего к материальной форме.
С точки зрения Аюрведы, телесная система существует как проявление взаимодействия двадцати пяти гун. Все мы должны прокладывать свой путь в мире, где противоположные друг другу условия постоянно приводятся в равновесие: холод и тепло, тяжесть и легкость, жесткость и мягкость. Теплые воздушные массы теснят холодный арктический фронт; засуха сменяется наводнением, высокие приливные волны перемежаются с низкими. Жизнь Природы – не что иное как игра противоборствующих сил. Аюрведа утверждает, что каждый человек являет собой сбалансированную внутреннюю экосистему, совершенным образом соответствующую той, которая находится вне его. Таким образом, вся наша жизнь проходит в движении между контрастирующими обстоятельствами, которые заставляют нас чувствовать легкость и тяжесть, жару и холод, спокойствие и беспокойство, гладкость или шероховатость.
Начиная исследовать гуны, проявляемые каждой дошей, мы видим, что их динамическое равновесие является достаточно сложным. Жизнь раскрывает свою необычную сторону, и при этом задача удерживать свой баланс становится новым, увлекательным начинанием. Именно этим путем Природа ведет нас к оттачиванию своих индивидуальных свойств и органов чувств. К примеру, Питта влажна в той же мере, как и горяча, поэтому люди этого типа переносят горячие и влажные погодные условия труднее, чем просто сухой жар. Обычно в пустыне они чувствуют себя гораздо лучше, чем в тропиках. Однако во всем этом есть и более глубинное значение.
Более двадцати тысяч лет назад доисторический человек пересек мост, соединяющий Аляску с Северной Азией, и потомки этих переселенцев заполнили собой Северную и Южную Америку, вплоть до Огненной Земли, дойдя почти до Антарктиды. Тот же самый генетический аппарат породил эскимосов (питающихся почти исключительно китовым и тюленьим мясом и рыбой), мексиканских индейцев (пища которых – кукуруза и бобы) и индейцев бассейна Амазонки (в рационе которых представлены мясо животных и плоды тропических джунглей). ДНК этих групп населения Земли практически идентична; в их телах действуют те же клетки, гормоны и аминокислоты. Однако каждая из этих групп адаптирована к условиям своего пребывания, отличным от других – можно сказать, что их внутренняя экология совершенным образом соответствует внешней. Отметим, что эти люди обладают замечательным свойством – они практически не подвержены сердечным болезням!
Таково чудо естественной адаптации к природной среде, поскольку никто из этих людей не занимался специальным подбором своей диеты – они ели то, что доступно для них, предоставляя своим телам поддерживать надлежащий баланс. До недавнего времени идея питания китовым жиром вызвала бы у диетолога нервную дрожь по причине чрезвычайно высокого содержания в нем холестерина. Однако не так давно ученые открыли, что в нем содержатся также жирные кислоты омега-3, разжижающие кровь и предотвращающие опасность попадания ее сгустков в коронарную артерию.
Это, очевидно, объясняет тот факт, почему число эскимосов, страдающих от сердечных приступов, не превышает 3% от числа континентальных американцев. Но в чем же действительно причина? Ведь другие коренные народы, не имеющие в своем рационе китового жира, точно также защищены от сердечных болезней! Очевидно, что все они обитают в мирах гармоничного взаимодействия с окружающей природой, в которые затруднен доступ «цивилизованному» человеку.
Можем ли мы гордиться такой же гармонизацимей с природой, внутренней и внешней? У нас нет никаких врожденных свойств, которые мы могли бы противопоставить эпидемии сердечных болезней, одолевающей США и другие «развитые» страны. Аюрведа дает здесь единственный совет: если мы хотим выжить как род и индивид, необходимо изменить свой внутренний мир таким образом, чтобы он пребывал в гармонии с тем миром, с той обстановкой, которые мы сами для себя создали.
Огромная важность знания о воздействии двадцати пяти гун – в том, что человеческое существо не заканчивается на уровне материального тела, оно позволяет сознанию выйти за собственные пределы. Человеческое существо, рассматриваемое как скопление клеток, в физическом смысле ограничено собственной кожей; рассматриваемое как содружество гун, оно не имеет пределов, сливаясь с Природой.
К примеру, поскольку свойства Капхи – холод и влага, то в холодный и влажный декабрьский день она имеет реальную возможность прийти в дисбаланс. Люди ощущают подавленность в такие дни, и действительно, ученые определили особый синдром (SAD), «сезонный поведенческий дисбаланс», мучительный для многих людей в холодный сезон.
С точки зрения западной науки, такие проявления сезонных депрессий – в недостаточном попадании солнечного света на шишковидную железу, что вызывает избыточную выработку гормона мелатонина. Как шишковидная железа решает, что наступила зима, остается для нас загадкой, поскольку, находясь глубоко внутри черепа, она не имеет никакого контакта с солнечным светом. Аюрведа применила бы более логичное объяснение для этого факта: когда Капха возрастает вовне, она возрастает и внутри. Люди, особо чувствительные к дисбалансу Капхи, при этом склон-
ны к болезням и депрессии. Конечно, в той или иной мере это чувствует любой человек, поскольку Капха-доша также находится в каждом из нас. Для Аюрведы не существует никаких тайн: гибкая шкала причин и следствий имеет отношение ко всем, больным и здоровым. Задача – не в том, чтобы любой ценой победить зимнюю депрессию; следует уметь пребывать в гармонии с сезонными изменениями. Природа бросила нам этот вызов, но также дала возможность с честью ответить на него. Каждый день она спрашивает нас: «твоя экология сегодня в порядке?» – и каждый день нам надо дать точный ответ на этот вопрос. В конечном счете, наше здоровье или болезнь зависит от вердикта Природы на наш ответ – на нашу способность оставаться в равновесии в вечно-переменчивом мире, сплетаемом игрой гун. Равновесие – гибкость перед лицом перемен; совершенное равновесие – абсолютная гибкость перед лицом постоянных перемен.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕТОВ (СТИХИЙ)
Как же мудрецы Аюрведы узнали, что Вата – сухая, Питта – горячая, а Капха – тяжелая? Ответ звучит завораживающе, поскольку он позволяет проникнуть в глубинные тайны Природы. Вата, Питта и Капха – фундаментальные принципы человеческого тела, и, в этом качестве, они абстрактны; однако, когда они воплощаются в форму крови, костей, тканей, сердечных пульсаций и вдохов – и в этом смысле они вполне материальны.
Сама идея того, что все видимое нами в Природе – звезды, деревья, львы и розы – по сути, трансцедентны, поначалу кажется чуждой нашему уму. Однако, когда Эйнштейн открыл формулу Е = МС2, установив, что материя – всего лишь одна из форм энергии, идея «нематериальности» Природы постепенно стала достоянием умов. Таким же образом, самые абстрактные концепции физики, как выяснилось, склонны принимать материальную форму. К примеру, сила гравитации, которая на языке Аюрведы определяет понятие «тяжелое», обсуждается физиками как концепция «гравитонов», которые можно складывать, как кирпичи (по крайней мере, в теории).
Западные ученые рассматривают Природу как состоящую из двух абстрактных понятий – энергии и материи. При этом энергия более абстрактна, чем материя, и более способна перемещаться, возрастать и убывать, а также накапливаться (к примеру, в электрических батареях). Аюрведа согласна с этими двумя уровнями абстрактности, поскольку они согласуются с данными органов чувств, но видит их немного под иным углом. Первый уровень она рассматривает как взаимодействие трех дош; второй – как незыблемый набор принципов, именуемых пятью первоэлементами (стихиями).
Пять первоэлементов соединяют в себе свойства энергии и материи. Расположенные в порядке от более тонкого к более грубому.
Первоэлемент Пространства, кажущийся чуждым в этой компании земных стихий, играет особую роль в Аюрведической системе, поскольку способствует проявлению звука (нуждающегося в нем, чтобы распространяться). Звук – первооснова всех существующих вещей; согласно Аюрведе, источник всего – не проявленный звук (подобно грому, и более тонкие многочисленные вибрации. (Этот предмет мы обсудим немного позже).
Освоившись с этим новым языком, вы обнаружите, что он предоставляет гораздо более естественные способы выражения. Каждую из двадцати пяти гун можно исследовать с помощью всех пяти органов чувств – зрением, вкусом, обонянием, слухом и осязанием. Это никак нельзя отнести к способу мировосприятия, предлагаемому западной наукой: можете ли вы ощутить на вкус или увидеть все эти аминокислоты, гормоны, нервные окончания и другие краеугольные камни, исследуемые Западной медициной? Кто из ваших знакомых может разъяснить, к примеру, основные свойства инсулина? Но вы за час можете изучить свойства и проявления Капхи-доши, ответственной за выработку инсулина в нашем организме.