Статистический и динамический баланс

Статистический баланс
Динамический баланс
Позволяет в денежной оценке и на определённый момент времени показать состояние имущества (активов) организации и источники их формирования.
Позволяет в денежной оценке и за определённый период времени показать кругооборот капитала, вложенного в организацию, и его финансовый результат.
Представлен формой «Отчёт о прибылях и убытках».
Представлен формой « Бухгалтерский баланс».

Рисунок 3.14 – Статистический и динамический балансы – отчётные формы

Отчёт о прибылях и убытках – динамическая бухгалтерская модель

Расположение в форме доходов и расходов
Параллельное
Последовательное
Шахматное (матричное)
Слева (справа) доходы, справа (слева) доходы.
Сверху (снизу) доходы, снизу (сверху) расходы.
Строки (столбцы) отражают расходы, столбцы (строки) доходы.

Рисунок 3.15 – Варианты строения отчётной формы

«Отчёт о прибылях и убытках»

Таблица 3.5 – Существенные отличительные особенности Бухгалтерского баланса от Отчёта о прибылях и убытках

Бухгалтерский баланс Отчёт о прибылях и убытках
Составляется НА определённый момент времени Составляется ЗА определённый период времени
Важные остатки Важные остатки
Это сальдо всех счетов Это сальдо всех счетов
Отражает ресурсы организации Отражает ресурсы организации

ТЕМА 5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЁТА,

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Вопросы лекции:

5.1 Первичные учётные документы и их содержание

5.2 Классификация первичных учётных документов

5.3 Основные правила и требования к составлению, приёмке и обработке документов

5.4 Документирование хозяйственных операций и документооборот

5.5 Хранение документов бухгалтерского баланса

5.1 Первичные учётные документы и их содержание

Реквизит – показатель (элемент) документа.
Никогда или очень редко изменяются: наименование и адрес организации, номер расчётного счета, ИНН, табельные номера работников и т. д.
Документ(лат. documentum) буквально означает образец, свидетельство, доказательство.
Первичный учётный документ – это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни или о разрешении на его совершении, придающее ему юридическую силу.
Реквизиты постоянные
Реквизиты переменные
Меняется с каждым фактом хозяйственной жизни: количество отпущенных в производство материалов, количество сданной на склад готовой продукции и т.д.
Реквизиты обязательные [4, п. 2 ст. 9].
1) Наименование документа. 2) Дата составления документа. 3) Наименование экономического субъекта, составившего документ. 4) Содержание факта хозяйственной жизни. 5) Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. 6) Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события. 7) Подписи лиц, предусмотренных пунктом 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным документом [4, п. 1 ст. 9].

Рисунок 5.1 – Характеристика первичных учётных документов

Обязательные реквизиты первичного учётного документа  
1) Наименование документа
2) Дата составления документа
3) Наименование экономического субъекта, составившего документ
4) Содержание факта хозяйственной жизни
5) Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения
6) Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события  
7) Подписи лиц, предусмотренных пунктом 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц
Придаёт доказательную силу факту хозяйственной жизни, а также указывает на его характер (расходный, приходный кассовый ордер, акт и т. д.).
Помогает разграничить документы во времени, не позволяет повторно использовать документ по повторяющимся фактам хозяйственной жизни.
В первичном учётном документе указывается ёмко, понятно. При этом необходимо использовать деловой бухгалтерский язык.
Факты хозяйственной жизни учитываются как в денежном выражении, так и в натуральном. Натуральные измерители зачастую являются не менее важными (а для учёта имущества можно полагать и более важными) чем денежные измерители (как элемент контроля, инвентаризации).
Своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившее и подписавшие эти документы. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов, утверждает руководитель организации.
Рисунок 5.3
Данный реквизит должен содержать сокращённое или полное наименование экономического субъекта, от имени которого составлен документ.

Рисунок 5.2 – Описание обязательных реквизитов первичного учётного

документа

УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации (подпись) (расшифровка подписи)


Наименование документа Должность лица, имеющего право подписи
   

Составил (подпись) (расшифровка подписи)  

Рисунок 5.3 – Образец оформления перечня лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов

ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которые возложено ведение бухгалтерского учёта [4, п. 4 ст. 9].
Должностное лицо может предложить к утверждению разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или самостоятельно (иным путём) первичные учётные документы. Примечание: Исключение составляют документы по учёту банковских операций — разрабатываются Центральным банком Российской Федерации.

Рисунок 5.4 – Требования к формам первичных учётных документов

ПЕРВИЧНАЯ УЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Учёт труда и его оплаты [8, 10].
Учёт торговых операций [12].
Учёт сельскохозяйственной продукции и сырья [15].
Учёт кассовых операций [13].
Банковские расчётные документы [3].
Учёт продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения [11].
Учёт материалов [10].
Учёт результатов инвентаризации [7, 13].
Учёт работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ [9, 10].
Учёт нематериальных активов [10].
Учёт основных средств [14].
Учёт работы строительных машин и механизмов [16].
Учёт работ в автомобильном транспорте [16].

Рисунок 5.5 – Формы первичных учётных документов, разработанные

Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и

Центральным банком Российской Федерации

Наши рекомендации