Конструктивное использование всех энергетических ресурсов

Ассаджиоли указывает на два основных энергетических ис­точника:

1) энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, то есть «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов;

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

Но энергию бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли,трансмутировать (перевести в иное качество).

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд назы­вал сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный за­щитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью те­рапевта) процесс на пути кидеальной модели личности.

Третья ступень

Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности

Анализ модельных компонентов идеального Я позволяет обна­ружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно разви­ты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некото­рые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации лич­ности на пути к идеальному Я.

Для этого одновременно используются внутренний и внеш­ний пути.

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые эле­менты идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужно­го уровня. Самовнушение может использоваться и для устране­ния или уменьшения влияния на личность нежелательных эле­ментов.

Внешний путь - это действенное формирование и совершенство­вание необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тре­нинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенси­билизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация структуры личности

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закре­пление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психо­синтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармонич­ного соединения отдельных нот, которые существовали и до это­го, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко рас­пространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

ПРАКТИКУМ

Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

Рабочая тетрадь

Одним из простых и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необхо­димо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенство­вания был более четким и эффективным. Многие интересные са­монаблюдения и идеи без записей забываются.

Записи приучают четче формулировать мысли, а значит, и лучше анализировать свои состояния. Анализ записей позволяет выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих ре­акций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помога­ют отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

Ведение и периодический анализ рабочей тетради позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим собой, а значит, и быстрее выявить истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

Добавлю, что регулярное ведение аналитических записей уже са­мо по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его ма­люют» нам наши эмоции и фантазии).

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рацио­нально) естественно комбинируется с бихевиористскими приема­ми систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контро­лируемого) рассмотрения со стороны.

Ваши возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положитель­ных и отрицательных переживаний.

Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь мак­симально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, ста­раясь как можно ярче представлять различные проявления силь­ных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные стра­дания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

Затем - по контрасту с испытанными переживаниями - поста­райтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, ра­зум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше вооб­ражение переключилось с отрицательных эмоций на положитель­ные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ва­ших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

Кто я?

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза со­ставляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

Суть данного упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша начинаете отвечать себе на во­прос «Кто я?»

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулиров­ками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ва­ших противоречивых взглядов на него.

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осан­ку, одежду, движения как бы со стороны.

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истин­ную сущность человека.

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших записей.

Мы дополняем это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков са­мого себя или, вернее, выражения своих определенных черт харак­тера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

Для объективизации представления о себе мы добавляем так­же упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

Имея некоторую фантазию, вполне доступно представить себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные и негативные оценки вашего характера и поведения и постараться с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и начать рас­сматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам их судите их».

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтвер­ждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с посло­вицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет воз­можности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к лю­дям (а также их отношение к вам).

Разотождествление

Исходное положение то же самое - нужно найти тихое уеди­ненное место, удобно сесть, расслабиться, постараться отвлечься от посторонних чувств и мыслей и настроиться на данную работу.

Дальше в полной душевной тишине вы четко произносите про себя:

«У меня есть тело, но я не тело.

Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».

Теперь закройте глаза и четко несколько раз подведите итог вашим рассуждениям одной краткой фразой:

«У меня есть тело, но я -не тело».

После определенной паузы, во время которой вы как бы вновь освобождаетесь от всех эмоций и мыслей, приступаете к прочувствованию следующей фразы:

«У меня есть чувства, но я - не чувства.

Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.

Чувства приходят и уходят, а мое Я - остается».

Закройте глаза и резюмируйте итог этого этапа, внушая себе мысль:

«У меня есть чувства, но я-не чувства».

То же самое проделайте по отношению восприятия своего ин­теллекта, подчеркивая разными фразами, что ваш интеллект мо­жет совершенствоваться, изменяться, направляться на разные объекты, тогда как ваша сущность остается неизменной.

Резюмируйте построение фразы самовнушения:

«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».

При постоянном повторении этого упражнения ассоциативные связи закрепляются, и их промежуточные звенья смогут быть опущены, как при аутотренинге.

Вы научитесь достигать нужного вам разотождествления, упот­ребляя лишь резюмирующие фразы:

«У меня есть тело, но я -не тело.

У меня есть чувства, но я -не чувства.

У меня есть интеллект, но я - не интеллект».

Исходя из наших практических наблюдений, мы стали приме­нять несколько другой перевод этих завершающих фраз, которые рекомендуем произносить (про себя или вслух ) с пафосом:

«Я хозяин, а не раб своего тела.

Я хозяин, а не раб своих чувств.

Я хозяин, а не раб своего интеллекта».

Возможно, ортодоксы психосинтеза осудят нас за такой воль­ный перевод, но мы исходили из демократического выбора самих клиентов. Некоторые из них длительное время держались за классический перевод, но потом все же предпочли наши форму­лы. Мы понимаем, что наш перевод вносит и другой психологиче­ский настрой, и поэтому не претендуем на то, что это то самое упражнение, которое Ассаджиоли называл «Кто я?», а наша твор­ческая модификация, показавшая свою практическую эффектив­ность.

Субличности

Выделите поочередно ваши основные субличности: Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специали­ста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.).

Не спеша постарайтесь вжиться в образ и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами на мир, на людей, на себя, на другие субличности.

Постарайтесь критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает.

В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.

Например, две субличности, любящие одновременно и свою мать, и своего мужа (которые не симпатизируют друг другу), могут поспорить друг с другом. При грамотном психотерапевтическом ру­ководстве такой спор позволит каждой из субличностей объектив­ней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущест­во каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь прими­рить субличности под руководством лучшей из них.

Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете суб­личность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она на­слаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду.

В обоих случая вы стараетесь создать для своей субличности светлый, эстетически высокий настрой, способствующий макси­мальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется (по мнению французского психолога Дизоля) «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему.

Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных услови­ях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, поста­райтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам поможет ваш постоянный самый доверенный собе­седник - рабочая тетрадь.

Я не роль

Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, на­правлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.

Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувство­вать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состоя­ний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.

Следует постоянно помнить, что не надо лечить то, что не бо­лит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.

Терапевт показывает клиенту, что неудовлетворяющие, трав­мирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыг­рать и по-другому.

Так с помощью психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более приемлемая. Клиент начинает сознательно играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.

Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:

«То, что мне сейчас во мне не нравится,

не является моей неизменной сущностью.

Это лишь одна из ролей,

которую я могу сыграть по-другому

или отказаться играть вообще.

Я хозяин своих ролей, а не раб их».

Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и оши­бок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкре­плением.

Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях психосин­теза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психо­терапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных ме­ханизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).

Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с прак­тической точки зрения в них больше общего, чем различного.

Отождествление с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного выполне­ния предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.

Осознав такое разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.

Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво на­блюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направ­ляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подгото­вительные стадии.

Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позво­ляя взглянуть на нее более холодно, со стороны.

Формирование нужного качества

Обычно это упражнение используется для формирования спо­койствия, однако может применяться и для развития других ка­честв, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть ком­фортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто ов­ладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной само­регуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максималь­но спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», поста­райтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться макси­мально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспо­коящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепен­ное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилиза­ции - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание

Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на фор­мирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабо­чей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

Формирование идеальной личности

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны предста­вить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувст­вовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного ге­роя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. По­старайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пре­делах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вжи­ваться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражне­ние ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы просну­лись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным само­внушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от склады­вающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причи­ны временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в на­стоящее время широко используются как самостоятельный психо­терапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только поло­жительным, но и отрицательным) Однако психофизический меха­низм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоя­тельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать ра­боту по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сенти­ментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненавис­ти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражне­ний - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две по­ловины.

На одной половине символически изображаете одно из противо­положных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной ко­манде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зре­ния, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мир­ных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите запи­си всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющие­ся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная идея психосинтеза?

2. «Взаимоотношения» психоанализа и психосинтеза.

3. Какие идеи и методы Фрейда, Юнга и Адлера нашли свое отражение в психосинтезе Р. Ассаджиоли?

4. Структура личности по Ассаджиоли и ее принципиальное отличие от структуры личности по Фрейду.

5. В чем заключается метод контроля над элементами?

6. В чем заключается метод работы над субличностями?

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы практической реализации техники психосинтеза.

САМОАНАЛИЗ К. ХОРНИ

Не умаляя значения других представителей психоаналитиче­ских трудов и школ, мы, учитывая нашу задачу немедицинской ориентации, остановимся на анализе еще одного метода, который стихийно применяется каждым человеком, а как научный метод введен и обоснован Карен Хорни.

О Карен Хорни написано много: и о ее теории «базальной тре­вожности», и о «невротической личности», и о «женской психоло­гии», и о вкладе в феминистское движение.

Зигмунд Фрейд считал, что психоаналитический самоанализ не может дать достоверных результатов и потому (именно с пози­ции классического психоанализа) невозможен. Хотя, справедли­вости ради, стоит отметить, что многие идеи и технические приемы психоанализа Фрейд разработал именно в результате самоанализа. Но он считал это лишь ранней исследовательской стадией форми­рования психоанализа, а не методом, который может быть пред­ложен и доступен другим именно с целью психотерапии.

Карен Хорни (1895-1952), представительница неофрейдизма, считает, что самоанализ вполне может эффективно применяться при обязательном соблюдении следующих требований:

1. У клиента должен быть сильный и устойчивый мотив для самопознания. Этот мотив должен не ослабевать на протяжении длительного и трудного процесса самопознания.

2. Приступая к самоанализу, клиент должен быть вооружен необходимым минимумом знаний о бессознательном и его влия­нии на психические состояния и поведение человека, а также об основных методах техники психоанализа. Для этого надо прой­ти соответствующую подготовку под руководством опытного психоаналитика. Клиент должен быть убежден в необходимости безжалостно откровенного взгляда на себя, свои проблемы и их истинные причины.

Настоящую пользу психоанализ, проводимый опытным психо­аналитиком, может принести в сочетании с выполнением индиви­дом домашних заданий.

И все же, как показывает практика, механизмы самозащиты (неосознанного самообмана) при проведении самоанализа меша­ют проникновению в подсознание и нередко искажают представ­ление об истинных причинах проблемы, что мешает ее решению.

Однако мы считаем, что применительно к нашим задачам психолого-педагогической психотерапии самоанализ может быть достаточно эффективным инструментом самокоррекции и самосовершенствования при непременной корректировке своей самооценки, при сопоставлении ее с более объективными пока­зателями (мнением других, анализом конкретного поведения и деятельности).

Мы не будем здесь углубляться в теорию и практику самоана­лиза К. Хорни, так как он представляет собой главным образом теорию и практику психоанализа (с которыми вы уже кратко оз­накомились) применительно к самому себе. Поэтому пусть это и будет ваше задание для самоподготовки.

Задание для самоподготовки

1. Составьте программу психоанализа самого себя. Для этого творчески используйте полученные знания о психоанализе З.Фрейда и требования К. Хорни к самоанализу.

2. Начните осуществлять и постоянно совершенствовать на практике вашу программу самоанализа.

3. В рабочей тетради должен найти отражение процесс этой работы, включающий анализ ошибок, сомнения, предположения и совершенствование этого процесса.

4. Проявите творческую смелость и подключите к этой работе элементы психоаналитической терапии по К. Юнгу, А.Адлеру, психосинтеза Р.Ассаджиоли, ваши собственные идеи.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (БИХЕВИОРИСТСКАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ

Проводя условно знак равенства между понятиями «поведен­ческая» и «бихевириальная поведенческая» психология и психоте­рапия, мы исходим, во-первых, из дословного перевода (английское слово behavior переводится на русский язык как поведение), а во-вторых, цель нашей работы - ознакомление с общими основами главных направлений и возможностями применения (пусть весьма ограниченного, но несомненно важного) этих знаний и некоторых технических приемов в психолого-педагогической практике, а не теоретические попытки обосновать собственные направления.

Целью бихевиористской, или, как иногда пишут, бихевириальной психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к мо­дели поведения или отдельным поведенческим умениям и навы­кам, способным вывести человека из фрустрационного тупика.

Клиент с помощью психотерапевта находит эти модели пове­дения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех си­туациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.

Многие из этих знаний и навыков могут быть успешно примене­ны не только по отношению к другим, но и к себе самому, так как практически каждый человек страдает если не выраженными невро­зами, то по крайней мере какими-то психологическими проблема­ми, с которыми может справиться и самостоятельно, но более ус­пешно это происходит при наличии специальных знаний и уже дос­таточно проверенных в психотерапевтической практике приемов.

Хотя основателем бихевиоризма как психологического направ­ления по праву считается Джон Уотсон, многие, и в первую очередь американские бихевиористы, считают, что не меньшее влияние на развитие бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория и «поведенческие» эксперименты над животными И.П.Павлова.

Влияние Павлова на развитие бихевиоризма не отрицают и сами американские родоначальники бихевиоризма и зародив­шейся на его основе бихевириальной (поведенческой) терапии Б.Ф.Скиннера.

Идеи и экспериментальные работы Б.Ф.Скиннера внесли мно­го нового не только в классический бихевиоризм как в психоло­гическое направление, но и в психотерапию, распространяющую­ся на лиц, страдающих неврозами, и просто на людей, желающих изменить, устранить или, напротив, приобрести определенные навыки, умения и поведенческие реакции в быту и для конкретных видов профессиональной деятельности.

Б.Ф.Скиннера по праву считают родоначальником бихевиори­стски ориентированного обучения (в процессе которого удельный вес теоретических знаний и формирования практических навыков резко изменился в сторону практики).

В отличие от психоанализа, занимающегося психическими состояниями, бихевиоризм и особенно радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера акцентирует свое внимание на поведенческих ре­акциях и их экспериментальном изменении до нахождения и за­крепления нужных моделей (в основном приспособительных на­выков и умений).

Нередко можно встретить утверждения, что Скиннер, как и би­хевиористы, считает сферы сознания и бессознательного не за­служивающими внимания. Это ошибочное, поверхностное сужде­ние, вызванное нескрываемым критическим отношением бихевиористов к научной достоверности психоаналитических толко­ваний, а также тем, что бихевиористы часто переносили на объяс­нение механизмов поведения человека закономерности, выявлен­ные на опытах с животными.

Напротив, Скиннер, как и другие классики бихевиоризма, счита­ет, что эти проблемы сознания и бессознательного настолько серьез­ны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с их внешними проявлениями в виде поведенческих реакций, изучать эти реакции и в тех случаях, когда они оказываются неэффек­тивными для решения проблем клиента или даже их усугубляющими.

Итак, признав научно недостоверными существовавшие мето­ды анализа и объяснения психических состояний человека, бихе­виористы сделали своим «знаменем» формулу «S - R», где S обо­значаетстимул (определенный положительный или отрицатель­ный раздражитель), а R обозначает поведенческуюреакцию чело­века или животного на данный раздражитель.

При этом важность сознания, бессознательного и субъектив­ные понятия не отрицаются (как ошибочно считают даже многие психологи), они просто не рассматриваются как не имеющие (в отличие от поведения) объективного измерения. Поведение же считается объективно наблюдаемым феноменом и, каким бы сложным или странным оно ни казалось, может иметь объектив­ные критерии и методы наблюдения, исследования и коррекции.

Скиннер не игнорирует такое понятие, как личность, но опреде­ляет его с точки зрения бихевиоризма, то есть как «сумму паттер­нов» (определенных типов, «целостных совокупностей поведенче­ских реакций») поведения, а не как «изолированную самость».

В соответствии с вышеприведенной формулой бихевиоризма (S - R) различные ситуации вызывают различные паттерны реак­ций. При этом различия в поведенческих реакциях на одни и те стимулы определяются индивидуальными генетическими разли­чиями в предыдущем опыте и в генетической истории. То есть, еще раз предостерегая от вульгарного упрощения бихевиоризма, подчеркиваем, что даже самый радикальный его представитель Б.Ф. Скиннер не упрощал толкования поведенческих реакций и считал их зависящими от многих скрытых факторов, в том числе от генетических особенностей, но не считал их проблемой, по­сильной для объективного научного исследования (по крайней мере на современном уровне состояния науки). Однако он и его последователи предпринимали попытки определенного толкова­ния генетической истории по паттернам поведенческих реакций.

О глубине подходов Скиннера говорит то, что, относясь с глу­боким уважением к идеям И.П.Павлова и особенно к организа­ции его экспериментов, он утверждал, что нельзя упрощенно объ­яснять поведение не только человека, но и животных лишь с по­зиции условно-рефлекторной теории.

Если И.П.Павлов открыл механизм образования условных ре­акций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым услов­ным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемогооперантного обусловливания.Можно сказать, что принцип оперантного обусловливания (кстати, по аналогии с принципом психического детерминизма, только по отношению не к психическим состояниям, а к поведению) подразу­мевает, что никакое поведение, в том числе то, которое на первый взгляд не вписывается в схему ожидаемого ответа на стимул, не является случайным или необъяснимым. Просто эти причины могут не лежать на поверхности, однако их надо искать как в предыдущем опыте клиента, так и в его генетической истории, комбинация ко­торых оперантно (действенно) обусловила данное поведение.

Остальное близко к схеме выработки условного рефлекса в экспериментах И.П.Павлова. То есть правильные или желатель­ные (по условиям эксперимента) поведенческие реакции поощря­ются (получают определенный вид положительного подкрепле­ния), а неправильные или ошибочные порицаются (испытуемый получает определенный вид «наказания»).

Как было установлено Павловым и подтверждено многочис­ленными экспериментами бихевиористов, положительные санк­ции закрепляли требуемую модель поведения, а отрицательные снижали вероятность поведенческих реакций (ответов), за которые следовало «наказание» (отрицательный подкрепляющий стимул).

Однако повторяем, что Скиннер считал необходимым при ана­лизе такого поведения рассматривать не просто схему S - R (стимул - реакция), а предусматривать то, что данная реакция еще и оперантно обусловлена предыдущим опытом и генетической историей испытуемого.

Первичными положительными и отрицательными «подкрепителями» правильных или ошибочных ответов считаются физиче­ские вознаграждения от которых животное, ребенок, а иногда и взрослый человек получает физическое удовольствие и физиче­ское наказание (неприятные физические ощущения различного рода интенсивности).

Некоторые исследователи к отрицательным «подкреплениям» относят фрустрацию от неполучения ожидаемого положительно­го подкрепления. Эту схему, кстати, использовал выдающийся дрессировщик Филатов, постоянн

Наши рекомендации