Наследование пола и признаков, сцепленных с полом
ЗАДАЧА № 1
Ангидрозная эктодермальная дисплазия у людей передается как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак. Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной эктодермальной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.
ЗАДАЧА № 2
У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой, рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявятся эти же аномалии одновременно?
ЗАДАЧА № 3
Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз доминантный по силе действии я и расположен в аутосомах, а ген цветовой слепоты рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой?
ЗАДАЧА № 4
В семье, где жена имеет I группу крови по системе АВ0, а муж IV, родился ребенок с III группой крови, страдающий дальтонизмом. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови. Дальтонизм наследуется как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак.
ЗАДАЧА № 5
Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза, а) определите вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза, б) определите вероятность рождения в этой семье детей без обеих аномалий, и какого они будут пола?
ЗАДАЧА № 6
Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть необязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Её муж нормален в отношении обеих признаков. Чего скорее можно ожидать у их детей: одновременного появления катаракты и полидактилии, отсутствия обоих признаков или наличие только одной аномалии – катаракты или полидактилии?
ЗАДАЧА № 7
Один из видов глухоты наследуется рецессивно, сцеплено с X-хромосомой. В семье, где муж болен и имеет II группу крови по системе АВ0 (известно, что у его матери была I группа крови), а жена здорова и имеет IV группу крови, родился глухой мальчик. Определите генотипы родителей и сына. Какая группа крови может быть у мальчика.
ЗАДАЧА № 8
Гены глазного альбинизма и нейросенсорной глухоты локализуются в X хромосоме, тесно сцеплены, наследуются рецессивно. Муж здоров, жена тоже здорова, но она унаследовала ген глазного альбинизма от отца, а ген нейросенсорной глухоты от матери. Каких детей и с какой вероятностью можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 9
Гены гемофилии (h) и дальтонизма (d) локализованы в X-хромосоме на расстоянии около 10 морганид. Здоровая женщина, унаследовавшая гемофилию от своей матери, а дальтонизм от отца, выходит замуж за здорового мужчину. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
ЗАДАЧА № 10
Гены цветовой слепоты (дальтонизм – d) и ночной слепоты (s) сцеплены с Х-хромосомой и находятся на расстоянии 50 морганид. Девушка с нормальным зрением, отец которой страдал двумя формами слепоты выходит замуж. Определите вероятность появления возможных фенотипов у детей в этой семье, если юноша здоров?
ЗАДАЧА № 11
Сколько типов гамет образует организм с генотипом «АаВв» при:
1. полном сцеплении генов?
2. неполном сцеплении генов?
ЗАДАЧА № 12
Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с X-хромосомой доминантный признак. У родителей, страдающих данным заболеванием родился сын с нормальными зубами. Какое потомство можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 13
Гипертрихоз передается через У-хромосому, а полидактилия, как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какое потомство можно ожидать в этой семье?
ЗАДАЧА № 14
Окуло-церебро-ренальный синдром наследуется Х-сцепленно рецессивно, характеризуется мышечной гипотонией, умственной отсталостью, катарактой. Могут ли родиться дети с этим синдромом в семье, где муж болен, а жена и все её родственники здоровы?
____.____.20____
ЗАНЯТИЕ № 11
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ
ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Цель: Приобрести и закрепить знания о ненаследственной изменчивости – свойстве живых организмов приобретать новое состояние фенотипа на разных этапах онтогенеза. Поскольку каждый организм обитает и развивается в определенных условиях внешней среды, испытывая воздействие различных факторов: температуры, влажности, освещенности, качестве и количестве пищи, лекарственных препаратов, и т.д., учитывая сложности и подвижности параметров морфологических изменений, становится понятна все возрастающая роль применения математических подходов к изучению биологических и медицинских проблем.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)
Основные понятия и положения темы:
При изучении ненаследственной изменчивости обратить внимание на классификацию и на механизмы, лежащие в основе каждого её вида.
1) Разбирая методы изучения ненаследственной изменчивости, необходимо ознакомиться с основными понятиями, формулами и возможностями их использования в медико-биологических исследованиях.
2) Уяснить различия генеральной и выборочной совокупности и особенности их изучения.
3) При анализе различных выборочных совокупностей, знать особенности применения методов обработки данных выборок с незначительной изменчивостью и выборок с большой вариабельностью.
Дайте определение следующим понятиям:
БИОМЕТРИЯ – | ||||
МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ – | ||||
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ – | ||||
НОРМА РЕАКЦИИ – | ||||
ПЕНЕТРАНТНОСТЬ – | ||||||||||||
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ – | ||||||||||||
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – | ||||||||||||
ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД – | ||||||||||||
СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ – | ||||||||||||
МОДА – | ||||||||||||
МЕДИАНА – | ||||||||||||
РЕДНЕЕ КВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ – | ||||||||||||
ДИСПЕРСИЯ – | ||||||||||||
КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ – | ||||||||||||
КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТОВЕРНОСТИ – | ||||||||||||
ОШИБКА СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ – | ||||||||||||
СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ – | ||||||||||||
КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ – | ||||||||||||
Ответьте на вопросы:
1.
|
2. Что такое совокупность и какие существуют виды совокупности?
3. Что такое выборка? Чем выборочная совокупность отличается от генеральной?
1. | |
2. | |
3. | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА № 1
При определении числа лейкоцитов (в тысячах в 1 мм2 крови) у 50 человек получены следующие результаты:
1. Построить вариационный ряд,вариационную кривую и гистограмму.
2. Определить моду (Мо), медиану (Ме).
3. Вычислить среднюю арифметическую ( ),среднее квадратическое отклонение (σ), коэффициент вариации – CV.
РЕШЕНИЕ
Для построения вариационного ряда и определения всех его характеристик вводим вспомогательную таблицу, в которой определяем все необходимые элементы формул. Для этого определяем минимальную и максимальную величину и строим таблицу, а выборку распределяем по классам
№ класса | Варианты признак Х | Частоты вариант (m) | Произведение mХ | Хi - | (<xi>- )2m |
4 тыс. | -3,2 | 10,24 | |||
5 тыс. | - 2,2 | 14,52 | |||
6 тыс. | -1,2 | 15,84 | |||
7 тыс. | 0,2 | 0,32 | |||
8тыс. | 0,8 | 7,68 | |||
9тыс. | 1,8 | 12,96 | |||
10тыс. | 2,8 | 15,68 | |||
11тыс. | 3,8 | 14,44 | |||
n = 50 | Σ=360 | Σ= 91,68 |
Результаты анализа (приложение):
1) Мо = 7 тысяч Ме = тыс.
2) Среднее арифметическое: = лейкоцитов в1 мл крови
3) = = 1,35
4) по формулам, предложенным выше, определить ошибки: s , sδ,
=
5) =
6)используя данные таблицы, строим вариационную кривую, учитывая то, что вариационный ряд имеет небольшую изменчивость и интервал между классами = 1, строим полигон.
Полигон
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧА № 1
Изучено распределение студентов 1 курса по возрасту. Полученные значения распределили по 5 классам с интервалом Dxi =3. Заполнить таблицу иопределить тип вариационного ряда.
Классы | |||||
Варианты Середина класса | 15 – 18 (16,5) | 18 – 21 (19,5) | 21 – 24 (22,5) | 24 – 27 (25,5) | 27 – 30 (28,5) |
частота |
1) Найти: моду (Мо); медиану (Ме);
2) Вычислить среднюю арифметическую ; среднее квадратическое отклонение – σ;
3) Графически изобразить вариационный ряд.
ЗАДАЧА № 2
При измерении частоты сердечных сокращений у 100 студентов 1-го курса получены следующие величины, (которые занесены в таблицу):
1. Провести статистическую обработку полученных результатов.
2. Определить: моду (Мо), медиану (Ме).
3. Вычислить чему равны средняя арифметическая ( ), среднее квадратическое отклонение.
Интервал | <xi> | частота | Произведение mХ | <xi>- | (<xi>- )2m |
[44; 50) | |||||
[50; 56) | |||||
[56; 62) | |||||
[62; 68) | |||||
[68; 74) | |||||
[74; 80) | |||||
[80; 86) | |||||
[86; 92) |
ЗАДАЧА № 3
В двух параллельных восьмых классах измерили рост 77 учащихся. При группировке данных получился следующий вариационный ряд.
Интервалы | <xi> | m | <xi>m | <xi> - | (<xi> - )2m |
145 – 149 | |||||
150 – 154 | |||||
155 – 159 | |||||
160 – 164 | |||||
165 – 169 | |||||
170 – 174 | |||||
175 – 180 | |||||
å = |
1. Определить среднюю арифметическую, дисперсию и среднее квадратическое отклонение.
2. Построить гистограмму.
ЗАДАЧА № 3
Определить статистические показатели следующего вариационного ряда:
классы | ||||||||
варианты | ||||||||
частота |
ПРИЛОЖЕНИЕ