Подготовительные этапы развития активной речи
Подражая взрослому, повторяет за ним отдельные слоги, которых нет в его лепете.
Методика выявления - сидя перед ребёнком, чётко произносят 2-3 новых для него слога.
Поведение ребёнка - слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1-2 минуты, подражая, произносит повторно 2-3 слога.
Навыки и умения в процессах
Закрепляются умения, приобретённые в 9 месяцев.
Месяцев
Эмоции и социальное поведение
Радуется приходу детей.
Методика выявления - наблюдают за ребёнком во время приёма детей, начала и окончания режимного процесса. Состав детей постоянный.
Поведение ребёнка - радуется появлению детей, смотрит, ждет, устремляется к ним, лепечет.
Избирательное отношение к детям.
Методика выявления - см. выше.
Поведение ребёнка - радуется появлению определённого ребёнка, подходит, заигрывает, недоволен, когда его забирают.
Активная речь
Произносит первые слова-обозначения, например, "aв-ав ","кис-кис".
Материал - игрушки, знакомые ребёнку и часто называемые взрослыми.
Методика выявления - если ребёнок не говорит сам, его вызывают на подражание: "Скажи - дай". Можно спросить: "Кто это?"
Поведение ребёнка - сам или, подражая взрослому, произносит 2-3 слова.
Месяцев
Зрительные ориентировочные реакции
Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого).
Материал - одинаково окрашенные деревянные кубики (5х5х5см) и кирпичик (2х5х6 см).
Методика выявления - кубик и кирпичик кладут перед ребёнком, спрашивают: "Где кубик, кирпичик?", "Дай мне кирпичик".
Поведение ребёнка – смотрит или показывает рукой на кубик или кирпичик, даёт их взрослому.
Узнаёт на фотографии знакомого взрослого.
Материал - фотография (3x5 см) матери или близкого человека.
Методика выявления - ребёнку показывают фотографию и спрашивают: " Кто это?" Если не говорит, просят: "Покажи, где мама?" (повторяют 2-3 раза).
Поведение ребёнка - узнав, называет, а если не говорит, то показывает, радуется.
Эмоции и социальное поведение
Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.
Материал - игрушка, находящаяся в пользовании ребёнка.
Методика поведения - наблюдают 20-30 минут за детьми, играющими рядом.
Поведение ребёнка - протягивает игрушку ребёнку, стоящему рядом, и смеется, говорит: "На".
Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
Материал и методика выявления - см. выше.
Поведение ребёнка - ищет игрушку, спрятанную другим за спину или под косынку, смотрит вопросительно, говорит "дай", смеётся.
Действия с предметами
Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
Материал - игрушки, находящиеся в пользовании ребёнка.
Методика выявления - наблюдают 30 минут. Если ребёнок не выполняет требуемых действий, то привлекают его внимание, раскладывают игрушки и создают подсказывающую ситуацию (кукла с чашкой, мяч на горке).
Поведение ребёнка - воспроизводит разученные действия (кормит куклу, скатывает мяч) повторно или однократно.
Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и т.д.).
Материал - машина, тележка, кукла, собака.
Методика выявления - наблюдают 30 минут. Если ребенок не выполняет требуемых действий, его внимание привлекают к расставленным игрушкам, подсказывают: "Покорми мишку, уложи спать".
Поведение ребёнка - кормит, водит, баюкает куклу, мишку, собаку и т.д. (может быть одно действие).
Движения общие
Ходит самостоятельно (без опоры).
Материал - яркая игрушка.
Методика выявления - наблюдают за ребёнком или зовут его, привлекая жестом, игрушкой.
Поведение ребёнка - идёт чередующимся шагом, поворачивается, меняет направление, останавливается, проходит до 3 м.
Понимание речи
Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди","принеси", "отдай тёте", "положи на место" и пр.).
Материал - игрушки, названия которых ребенок знает.
Методика выявления - просят дать игрушки, положить на место, найти взрослых, детей, дать им игрушки ("Дай мяч Олe").
Поведение ребёнка - даёт игрушки, закрывает дверцу, смотрит на названных взрослых и детей и пр.
Понимает слово "нельзя" (прекращает действие).
Методика выявления - при нежелательных действиях ребенку говорят: "Нельзя". Можно повторить. Не разрешается называть действия и предметы ("Не трогай чашку"), прекращать действия рукой.
Поведение ребёнка - сразу или после 2-3 повторений прекращает действие.
Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщённый характер.
Методика выявления - ребёнку предлагают: "Сложи игрушки", " Дай машину, ещё машину" и др.
Поведение ребёнка - чётко выполняет инструкции сразу или после 2-3 повторений. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Материал - знакомые игрушки (кукла, собака, чашечка, одеяло), 2-3 кирпичика, прикреплённый стержень с 2-3 кольцами.
Методика выявления - перед ребёнком кладут игрушку и просят (без показа): "Покачай куклу", " Положи кирпичик, положи еще". Инструкцию повторяют.
Поведение ребёнка - укачивает куклу, кладет кирпичик на кирпичик и др.
Активная речь
Легко подражает новым слогам.
Методика выявления - сидя перед ребёнком, повторно произносят новые слоги в разных сочетаниях. Можно перекликаться.
Поведение ребёнка – смотрит на мимику и движения губ говорящего, повторяет новые слоги.
Произносит 6-10 облегченных слов.
Материал - знакомые, легко называемые игрушки.
Методика выявления - проверка задания: "А" или "Б", "В" или "Г".
A. Вызывают интерес к игрушке и предлагают: "Скажи - дай".
Б. Во время кормления предлагают: "Скажи - дай, на".
B. Показывая поочерёдно игрушки, спрашивают: "Что это?"
Г. Если не отвечает (см. В), то после паузы, показывая игрушку, предлагают: "Скажи - ляля", "Скажи - собачка ав-ав" и т.д.
Поведение ребёнка - повторяет слова "дай", "на", называет игрушки сам или подражая взрослому, Разрешается выполнять 2-3 задания -"А" или "Б", "В" или "Г".
Навыки и умения в процессах
Самостоятельно пьет из чашки (берёт её руками, ставит на стол).
Материал - широкая чашка, объём жидкости - до 100г.
Методика выявления - во время кормления перед ребёнком, сидящим за столом, ставят чашку с питьём и контролируют его действия.
Поведение ребёнка - берёт чашку двумя руками, поднимает, подносит к губам, пьёт, наклоняя чашку, запрокидывая голову, ставит чашку на стол.
Таблица 3