Движения руки и действия с предметами

Свободно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывая их одной руки в другую.

Материал - 2 яркие погре­мушки.

Методика выявления - рядом с лежащим ребёнком кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают до 30 мин.

Поведение ребёнка - берет игрушку, рассматривает, перекладывает, размахивает, прислушивается к звуку и т.д. Манипулирует 2-3 мин.

Движения общие

Переворачивается с живота на спину.

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления - у ребёнка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кру­гу - за спину ребёнка.

Поведение ребёнка - следит за игрушкой, пово­рачивает голову и быстро переворачивается на спину.

Двигается, переставляя руки или немного ползая.

Материал - яркая устойчивая игрушку.

Методика выявления - внимание ребёнка, лежащего на животе привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.

Поведение ребёнка - 3-5 сек. смотрит на игрушку и пытается до­стать, подползает вперед, подтягивается на руках, двигается вбок, пере­ставляя руки.

Подготовительные этапы развития активной речи

Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Методика выявления - наблюдают за ребёнком 20-30 мин, можно перекликаться с ним.

Поведе­ние ребёнка - многократно или редко произносит слог ("ба", “ма”), мо­жет повторять за взрослым.

Навыки и умения в процессах

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Материал и методика выявления - см. "Навыки и умения в процессах" в 5 месяцев.

Поведение ребёнка - раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Материал - глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Объем жидкости - до 50 г.

Методика выявления - к губам ребёнка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить. Поведение ребёнка - при­касается губами к краю чашки и пьет, выпивая всю порцию.

Месяцев

Движения рук и действия с предметами

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.

Материал - погремушка или другая яркая игрушка со звуком.

Методика выявления - перед ребёнком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают 30 мин.

Поведение ребёнка - многократно перекладывает из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (в течение 5-7 мин).

Движения общие

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал - яркая звучащая устойчивая игрушка.

Методика выявления - наблюдают до 30 мин. или привлекают внимание ребёнка, лежащего на животе, к игруш­ке, поставленной на расстоянии 50-70 см, и медленно отодвигают ее до 1-1,5 м (можно повторить).

Поведение ребёнка - ползёт энергично, быстро, любым способом, меняет направление. Сразу или с отвлечениями проползает 1-2 м.

Подготовительные этапы развития понимания речи

На вопрос "Где?" ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.

Материал - озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака или др.) стоит на постоянном месте.

Методика выявления - ребёнка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают "Гдe?" (повторяют 2-3 раза).

Поведение ребёнка - поворачивается к игрушке и смотрит, иногда хочет взять.

Подготовительные этапы развития активной речи

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Методи­ка выявления - наблюдают до 30 мин. Если ребёнок не лепечет то, стоя перед ребёнком, произносят повторно слоги, имеющиеся в его лепете.

Поведение ребёнка - лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы го­ворящего и через 1-1,5 мин произносит повторно слоги.

Навыки и умения в процессах

Пьет ив чашки.

Материал и методика выявления- см. "Навыки и умения в процессах" в 6 месяцев.

Поведение ребёнка - пьет из чашки быстрее и выпивает большее количество жидкости (до 100 г).

Месяцев

Эмоции и социальное поведение

Смотрит на действия другого ребёнка и смеётся или лепечет.

Мето­дика выявления - 30 минут наблюдают за ребёнком, находящимся среди других детей.

Поведение ребёнка - сосредоточенно, с интересом смотрит на ребёнка, привлекшего его внимание звуками или действиями, смеется, подражает действиям или лепету.

Наши рекомендации