Качественно-количественная оценка
Психического развития ребёнка
Нормальное распределение детей по группам развития детей 1-го года жизни | Пограничное состояние | |||
I группа | II группа | III группа | IV группа | V группа |
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие). Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока. | Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока. |
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту ребёнка). | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть - ниже на 1 эпикризный срок). | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть - ниже на 2 эпикризных срока). |
Дети I группы - обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.
Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.
Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).
Алгоритм определения групп развития
1. Определить, есть ли задержка в развитии (пользуясь таблицам показателей НПР):
а) читаем показатель, соответствующий возрасту обследуемого ребенка;
б) если указанного умения нет, читаем показатель младшего возраста;
в) если опять нет этого умения, то опускаемся на следующий эпикризный срок, пока не найдем соответствия (каждый показатель).
2. При задержке в развитии (после оценки каждого показателя) найдите показатель с самым низким уровнем развития, по нему определите группу развития (1,2,3,4,5).
3. Определить, равномерна ли задержка (или опережение) в paзвитии или нет, т.е. гармоничность.
4. При равномерной (гармоничной) задержке определить степень задержки - количество показателей, которые отстают.
5. В случае равномерного опережения определить темп (ускоренное, высокое).
6. Если задержка (опережение) неравномерна, определить степень неравномерности (дисгармоничное, резко дисгармоничное).
При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание по Aз, Ас, ориентируясь на стандартные показатели.
Примеры для оценки НПР
Коля К., 9 месяцев.
Ас - 10 месяцев.
Др - 10 месяцев.
До - 10 месяцев.
Рп - 10 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 10 месяцев.
Н - 10 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, ускоренное развитие.
Геннадий Б. 9 месяцев.
Ас - 11 месяцев.
Др - 11 месяцев.
До - 11 месяцев.
Рп - 11 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 11 месяцев.
Н - 11 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, высокое развитие.
Максим Г., 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 9 месяцев.
До - 9 месяцев.
Рп - 9 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.
Ра - 9 месяцев.
Н - 9 месяцев.
Заключение: НПР - I группа.
Егор С. 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 10 месяцев.
До - 11 месяцев.
Рп - 9 месяцев. Опережение развития по всем линиям на 1 эпикризный срок.
Ра - 9 месяцев.
Н - 10 месяцев.
Заключение: НПР - I группа, дисгармоничное развитие.
Костя Л., 9 месяцев.
Ас - 9 месяцев.
Др - 9 месяцев.
До - 9 месяцев.
Рп - 8 месяцев. Все линии соответствуют календарному возрасту.
Ра - 8 месяцев.
Н - 8 месяцев.
Заключение: НПР - 2 группа, 2 степень.
Контроль за динамикой нервно-психического развития детей раннего возраста
Оценка нервно-психического развитияу детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки: на первом году жизни - ежемесячно, на втором году - 1 paз в квартал, на третьем году - 1 paз в полугодие, в дни, близкие к дню рождения ребенка.
Медицинские работники проводят диагностику НПР по определённым показателям - линиям развития ребёнка. Если развитие не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям предыдущего или последующего возрастных периодов.
3. Методика определения уровня нервно-психического развития
Детей первого года жизни
Дней