Количественная оценка рисков

Наиболее существенным инструментарием рассматриваемого вида анализа признается анализ относительных показателей Количественная оценка рисков - student2.ru (коэффициентов) — расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей. Далее, для сравнения абсолютных, относительных, либо средних величин используется горизонтальный (временной) анализ Количественная оценка рисков - student2.ru — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Развитием горизонтального является трендовый анализ Количественная оценка рисков - student2.ru — сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов). Сравнительный метод также предполагает сравнение показателей изучаемого субъекта с показателями конкурирующих предприятий, отрасли, региона и т.п. Вертикальный (структурный) анализ Количественная оценка рисков - student2.ru определяет структуру финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Кроме того, существует альтернативная укрупненная классификация методик анализа финансового состояния предприятия, предполагающая их отнесение к одной из четырех следующих групп:

· трансформационные методики Количественная оценка рисков - student2.ru направлены на преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегирование статей, трансформация в зарубежные формы).

· качественные методики оценки финансового состояния Количественная оценка рисков - student2.ru подразделяются на вышеописанные методики вертикального, горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса; а также формализованные анкетные схемы, предполагающие балльную оценку ответов на некоторый набор вопросов.

· коэффициентный анализ Количественная оценка рисков - student2.ru является наиболее распространенным инструментом в аналитической практике оценки финансового состояния фирмы.

· интегральные методики оценки финансового состояния Количественная оценка рисков - student2.ru предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции.

Главнейшим источником информации для проведения анализа финансовой устойчивости и ликвидности предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Применительно к российской хозяйственной практике основные формы бухгалтерской отчетности, используемые в целях финансового анализа, включают: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»; ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала»; ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств»; ф. № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»; аудиторское заключение (если организация по законодательству подлежит аудиту).

Данные методики позволяют оценить прежде всего финансовую составляющую предпринимательских рисков и часто используются на практике, однако они неполноценны и должны применяться только для анализа текущих рисков предприятия (например, при принятии банком решения о размерах и условиях текущего овердрафта).

Именно поэтому в международной практике проектного менеджмента и создания новых предприятий при оценке рисков используется комплекс более широких методов.

К наиболее распространенным из них следует отнести:

· метод корректировки нормы дисконта;

· метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);

· анализ чувствительности критериев эффективности (чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и др.);

· метод сценариев;

· анализ вероятностных распределений потоков платежей;

· деревья решений;

· метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др.

Коротко перечислим преимущества, недостатки и проблемы их практического применения.

Вопрос

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Хеджирование — это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервированиесредств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов.

Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

• не забывать о последствиях риска;

• не рисковать многим ради малого.

ВОПРОС

Структура предприятия

Структура предприятия — это состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений), составляющих единый хозяйственный объект. Раз­личают общую, производственную и организационную структуру предприятия.

Общая структура предприятия.Под общей структурой предпри­ятия понимается комплекс производственных подразделений и подразделений, обслуживающих работников, а также аппарат управления предприятием .

К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготовляется, проходит контрольную про­верку и испытания основная продукция (выпускаемая предпри­ятием), и т. п.

К подраз­делениям, обслуживающим работников, относятся жилищно-комму­нальные отделы, их службы, фабрики-кухни, столовые, буфеты, и служащих и т.д.

Производственная структура предприятия.В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит выражение в размере предприятия, числе и составе цехов и служб, их планировке, а также в числе, составе и планировке производ­ственных участков и рабочих мест внутри цехов. Различают следующие виды цехов и участков:

• основные;

• вспомогательные;

• обслуживающие;

• побочные.

В основных цехах выполняется определенная стадия производ­ственного процесса по превращению сырья и материалов в гото­вую продукцию либо ряд стадий производственного процесса по изготовлению какого-либо изделия или его части. Основные цехи подразделяются:

1) на заготовительные (литейные, кузнечные, штамповочные и др.);

2) обрабатывающие (токарные, фрезерные и др.);

3) выпускающие (сборочные).

Задача вспомогательных цехов — обеспечение нормальной, беспе­ребойной работы цехов основного производства. К ним относятся ремонтные, слесарно-ремонтные, инструментальные, энергетичес­кие цехи и др. Обслуживающие хозяйства выполняют функции хра­нения продукции, транспортировки сырья, материалов и готовой продукции и др. Побочные цехи занимаются утилизацией отходов.

Организационное построение основных цехов и производств ведется по трем основным направлениям (принципам):

• технологическому — цехи и участки формируются по призна­ку однородности технологического процесса изготовления различных изделий (бетонные, сталеплавильные цехи и т. д.);

• предметному — объединяет рабочие места, участки, цехи по выпуску определенного вида продукции (шарикоподшип­никовые цехи);

• смешанному — заготовительные цехи и участки создаются по технологическому принципу, а выпускающие цехи и участки — по предметному.

В зависимости от основной производственной единицы пред­приятия различают следующие виды производственной структуры:

• бесцеховая (участок);

• цеховая (цех);

• корпусная (корпус);

• комбинатная (производство, например текстильная фабрика).

Организационная структура управления предприятием.Это сис­тема служб, управляющих его деятельностью, взаимосвязями и со­подчинением. Принцип формирования структуры управления — организация и закрепление тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления.

Начальник цеха отвечает за все стороны работы цеха и выполняет все функции по технологическому и хозяйственному руководству цехом с помощью подчиненного ему аппарата управления .

Крупные участки цеха (отделения, пролеты) возглавляют началь­ники участков (старшие мастера), которым подчинены сменные мастера. Мастер является руководителем и организатором произ­водства и труда на участке. Группой рабочих, объединенных в бригаду, руководит бригадир, который является старшим рабочим и не освобождается от производственной работы, получая доплату к тарифной ставке за выполнение своих обязан­ностей.

Деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть как собственником имуще­ства, так и наемным работником (в последнем случае с ним заклю­чается контракт).

ВОПРОС

Наши рекомендации