Понятие об инфекционной безопасности
Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения
Инфекционная безопасность в учреждениях здравоохранения – это комплекс санитарно-противоэпидемических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения инфекции в данных учреждениях.
Инфекционная безопасность в учреждениях здравоохранения достигается, в первую очередь, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима.
В Республике Беларусь руководствуются «Санитарными правилами устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 11.07.2003 № 71 «Об утверждении и введении в действие санитарных правил».
Указанное постановление включает 14 глав. Ниже приведены некоторые правила, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим учреждений здравоохранения.
Территория больницы должна находиться в удовлетворительном санитарном состоянии. Уборка территории проводится постоянно и включает летом – своевременное скашивание травы и ее уборку, осенью – уборку опавшей листвы, зимой – снега и посыпку пешеходных дорожек песком или другим антиобледенителем. Для сбора мусора устанавливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Должна быть выделена зона для прогулок и отдыха больных, оснащенная беседками, скамейками. Территория должна освещаться в темное время суток, иметь клумбы с цветами и зеленые насаждения, хорошие подъездные пути.
Для текущего сбора мусора у входа в здания, в местах отдыха и на территории должны быть установлены урны, которые следует очищать ежедневно и содержать в чистоте.
Расстояние между палатными корпусами должно быть не менее 24 метров.
В постановлении сформулированы требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий, отдельных помещений. Например, определено, где и как размещать рентгенкабинеты, операционные, что можно, а что нельзя размещать в цокольном этаже, подвальных помещениях и т.д.
Изложены требования к внутренней отделке помещений.
Несведущему человеку все это может показаться малозначимыми, но в действительности без этих правил невозможно организовать лечебно-диагностический процесс на хорошем современном уровне.
В санитарных правилах сформулированы требования к санитарно-техническому, медицинскому, технологическому оборудованию, мебели, инвентарю. Это касается и палат, где находятся больные. Здесь на 1 койку должно быть не менее 25 м3 воздуха, 7 м2 площади при высоте помещения 3,5 м. Палаты бывают одно-, двухместные и многокоечные. В современных условиях при строительстве новых больниц более 4 коек в палате планировать не рекомендуется. Идеальными являются одноместные палаты. Температура воздуха в палате должна быть в пределах 18–22оС. Воздух в палатах должен быть без запахов, поэтому необходимо регулярное проветривание. Частота проветривания палат зависит от времени года. В зимнее время проветривание проводится не реже 2–3 раз в день, а летом при наличии сеток на окнах они могут быть открыты целый день. При этом не должно быть сквозняков.
В палатах должна быть только самая необходимая мебель: кровать, прикроватная тумбочка или прикроватный столик, стулья по числу больных, один общий стол, шкаф для верхней одежды и обуви, холодильник. У каждой постели должна быть кнопка вызова медперсонала с переговорным устройством, наушниками для прослушивания радиопередач. Кровати рекомендуется расставлять параллельно наружной стене с окнами. Расстояние между кроватями должно быть в пределах 1 метра. Кровати могут быть разных конструкций, включая специальные функциональные. В вечернее время предусматривается электрическое освещение.
За санитарным состоянием палат постоянно должна следить медицинская сестра. Два раза в день проводится влажная уборка, в том числе 1 раз с использованием разрешенных дезинфицирующих средств, вытирается пыль с кроватей, подоконников, прикроватных столиков и т.д. Один раз в месяц проводится генеральная уборка. Дважды в месяц протираются стены, плафоны, оконные рамы. Особое внимание должно уделяться туалетам, санитарным комнатам, где находятся судна, мочеприемники, инвентарь для уборки.
В ЛПУ, являющихся клиниками, должны быть дополнительные помещения для студентов и преподавательского состава, включая раздевалки, туалеты, кладовые, обособленные от основных функциональных подразделений больницы.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений ЛПУ. Плохая вентиляция способствует не только появлению неприятных запахов, но и бактериальной зараженности воздуха.
Помещения ЛПУ должны иметь естественное освещение. Освещение вторым светом или только искусственное допускается в кладовых, клизменных, комнатах личной гигиены, санузлах при палатах, душевых, гардеробных для персонала и некоторых других. Для защиты от слепящего действия солнечного света и перегрева окна допускаются козырьки, жалюзи, доступные для мытья и дезинфекции. Шторы допускаются в качестве временных солнцезащитных приспособлений. В каждой палате имеются настенные комбинированные светильники и специальный светильник ночного освещения.
Очень важны правила санитарного содержания помещений, оборудования и инвентаря. Например, влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должна проводиться не менее 2 раз в сутки (а в хирургических и родовспомогательных помещениях – не менее 3 раз, в том числе 1 раз с использованием разрешенных дезинфицирующих средств) с применением моющих средств, разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь (МЗ РБ). Использование для влажной уборки помещений порошкообразных синтетических моющих средств не допускается.
Смена белья больным производится не реже 1 раза в 7 дней; родильницам – 1 раз в 3 дня. Допускается нахождение в стационаре больных в домашней одежде при условии еженедельной смены ее родственниками (кроме инфекционных, акушерских, послеоперационных и кожно-венерологических отделений). Из отделений инфекционного, хирургического, акушерского профиля, а по показаниями из терапевтического, после выписки каждого больного или умершего матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться камерной дезинфекции.
Для больного в отделении выделяют индивидуальные средства ухода: стакан (чашка или кружка), при необходимости поильник, плевательницу, подкладное судно и др. в соответствии с требованиями санитарно-противоэпидемического режима и спецификой отделения.
Гигиеническая помывка больных проводится не реже 1 раза в 7 дней с отметкой в истории болезни.
Гигиенический уход за тяжелобольными включает:
1) умывание;
2) протирание кожи лица;
3) протирание частей тела;
4) полоскание полости рта;
5) стрижку;
6) бритье.
Каждый больной должен быть обеспечен индивидуальным полотенцем и мылом.
Обслуживающий медицинский персонал ЛПУ должен быть обеспечен комплектами сменной рабочей (санитарной) одежды: халатами, шапочками или косынками, сменной обувью в количестве, обеспечивающем ежедневную смену санитарной одежды. Нахождение в рабочих халатах и сменной обуви за пределами ЛПУ запрещается.
Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционном, операционных блоках, должны быть в сменной спецодежде.
Посещение больных разрешается без верхней одежды и головного убора, в чистой обуви, в санитарной одежде (т.е. в халате или накидке).
Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения проводится с целью профилактики внутрибольничных (нозокомиальных, от греч. «nosos» – болезнь) инфекций и только разрешенными МЗ РБ физическими и химическими средствами и методами.
Обеспечению инфекционной безопасности содействует организация и проведение эпидемиологического надзора в ЛПУ. Основной целью этого надзора является своевременное выявление предпосылок и предвестниковвозможного осложнения эпидемической ситуации и коррекция профилактических мероприятий.
Предпосылками эпидемического неблагополучияслужат аварийные или другие ситуации, способствующие обсеменению микроорганизмами объектов внешней среды.
Предвестником эпидемического неблагополучияявляется свершившееся инфицирование организма пациентов и персонала, но без клинических проявлений инфекции.
Эпидемическим неблагополучиемпризнается появление одного и более клинически выраженных случаев инфекции.
Реально появлению предпосылок и предвестников эпидемиологического неблагополучия способствуют перебои в подаче холодной и горячей воды, аварии канализационной и водопроводной систем, перебои в поставках белья, перегрузка палат, нарушения режима дезинфекции и др.