Дополнение к списку ваших заслуг
Астролог выполняет множество функций, и среди них одна из важных -- информирование о ресурсах помощи. Знание местных возможностей стоит рассматривать как предмет профессиональной ответственности. Получение информации требует времени, но окупается. Правильная рекомендация, благодаря которой человек решил мучительную проблему, -- тонкая форма помощи. Если это само по себе не вознаграждает вас, подумайте о том, что клиенты, которым вы помогли таким образом, более склонны прийти к вам снова и рекомендовать вас другим.
ГЛАВА V.
ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
(СОЗАВИСИМОСТЬ, СИНДРОМ "ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ" И ЧТО АСТРОЛОГУ С ЭТИМ ДЕЛАТЬ)
Клиентов гораздо чаще остальных интересуют две основные темы -- любовь и карьера. В этой и следующей главах я расскажу о своих подходах к консультированию по этим вопросам. По моему опыту, самые тяжелые истории отношений -- и самые запутанные профессиональные пути, -- характерны для людей, выросших в дисфункциональных семьях. Из таких семей, в том числе с алкогольными или абъюзными родителями, дети выходят со склонностью к установлению отношений созависимости с партнерами, начальниками и друзьями.
Созависимость -- одно из ведущих понятий в движении самопомощи. Группы, объединяющие людей с этой проблемой и ВДА, имеются в Соединенных Штатах повсюду. Много говорится также об установлении границ. Вы непременно услышите эти термины от клиентов, поэтому должны познакомиться с ними. Мы обсудим, как приложимы данные концепции к астрологическому консультированию, и рассмотрим связанные с ними астрологические конфигурации и конкретные примеры, основанные на картах известных людей. Мы поговорим о том, как можно помочь этим клиентам, а также о возможном влиянии на вашу астрологическую практику вашей собственной созависимости (или принадлежности к группе детей алкоголиков)[41].
Что такое созависимость?
Созависимость -- это патологическая привязанность к человеку, страдающему болезненным пристрастием, или к другой проблемной личности. Навязчивое стремление помочь ему или изменить его нарастает до тех пор, пока не подчинит себе всю вашу жизнь, не оставив ни одного уголка для душевного мира. Если партнер уходит, стремление не обязательно пропадает; оно может стать стереотипом, переносимым из одних отношений в другие. Мелоди Битти в своем бестселлере "Конец созависимости" определяет это явление так: "Созависимый -- это человек, который позволил поведению другого воздействовать на себя и который одержим идеей контролировать поведение этого другого."[42]
Термин "созависимость" первоначально относился к химическим зависимостям. Он применялся к семьям и близким алкоголиков и наркоманов. Большинство взрослых детей алкоголиков, не проходивших терапию, вступают в созависимые отношения с партнерами, любовниками, членами семьи, друзьями и даже с начальством. Это обусловлено обстановкой, в которой они выросли. Особенно характерно для них вновь и вновь вовлекаться в отношения с алкоголиками и наркоманами. Или же, чтобы избежать созависимости, они стараются вообще не вступать в прочные отношения.
Многие взрослые дети алкоголиков вместо того, чтобы сосредоточить все свои устремления и энергию на одном человеке, очень много работают за очень низкую оплату в сферах помощи, подобных астрологии, где они могут играть роль спасителя. Проблема, конечно, не в этих профессиональных сферах самих по себе; если работа имеет навязчивый характер и мотивируется потребностями созависимости, она, в конечном счете, может стать травматичной и для помогающего, и для клиента.
Взрослые дети алкоголиков -- не единственный тип людей, у которых развивается созависимость. Она может возникнуть на любой стадии жизни, если вы любите человека с тяжелой физической или эмоциональной проблемой. Она отнюдь не обязательно связана с родителями, достаточно, чтобы любимый брат начал употреблять наркотики или супруг запил. Внук алкоголика может иметь полновесный синдром, даже если его родители были абсолютными трезвенниками. Он получил его от родителя, а тот -- от своего алкогольного родителя.
Многие черты, характерные для детей алкоголиков, свойственны также членам высоко дисфункциональных семей. Кто-то подсчитал, что 95% семей в той или степени дисфункциональны. Но здесь я говорю не о среднестатистических неудовлетворительных, эмоционально невежественных, необщительных родителях, игнорирующих достоинства и творческие способности детей. Я имею в виду семьи с физическим или сексуальным абъюзом, либо с тяжкой хронической физической или душевной болезнью кого-то из родителей; семьи, где родитель рано умер или покончил с собой; был профессиональным игроком или сексуально неразборчивым; наконец, те семьи, над жизнью которых давили иные тяжелые или необычные проблемы: например, в семье жила бабушка -- лежачая больная, и ее болезнь контролировала всю семью, или у сестры была детская шизофрения.
Книги на эту тему занимают первые места в списках бестселлеров и продаются миллионами экземпляров, поэтому едва ли будет ошибкой утверждать, что созависимость -- широко распространенная проблема. В течение всего времени прохождения Нептуна по Козерогу осознание этой проблемы коллективной психикой росло; при соединении Нептуна с Сатурном в 1989-1990 гг. она впервые была профессионально и общественно признана. Сатурн символизирует границы и пределы, а Нептун -- их растворение; соответственно, их соединение символизирует стоящую перед человечеством задачу: определять границы и учиться устанавливать пределы. Особенно это значимо для поколения с Нептуном в Весах с его неосуществимой мечтой об идеальных отношениях.
Вместе с осознанием проблемы созависимости развивалось понимание путей освобождения от нее. Об исцелении от созависимости и синдрома взрослых детей алкоголиков написано много полезных книг. В книжных магазинах, как New Age, так и обычных, имеются специальные отделы для этой литературы. Быстро появилось множество подготовленных консультантов, групп самопомощи, семинаров, терапевтических групп и даже программ лечения в стационаре. Наряду с этим могут быть полезны различные неспецифические подходы, такие, как укрепление уверенности или работа с Внутренним Ребенком, если использовать их с учетом вклада в проблему дисфункционального семейного фона и созависимости.
Скрытые "взрослые дети алкоголиков" среди ваших клиентов
Статистика утверждает, что из каждых четырех человек по крайней мере у одного среди близких был алкоголик. Таким образом, по меньшей мере 25% ваших клиентов -- члены семей, близкие друзья или любимые алкоголиков. Однако по причинам, которые мы ниже обсудим, я подозреваю, что их больше. Если вы считаете, что для ваших клиентов это не так, -- возможно, не все они открывают вам свою постыдную семейную тайну. Люди не склонны с легкостью делиться такой информацией, и могут думать, что вам совершенно не обязательно это знать. В конце концов, они приходят к вам, интересуясь не оставшимся позади прошлым, а будущим и, в частности, тем, когда же, наконец, улучшатся их отношения со значимым человеком. Большинство моих клиентов рассказывали мне о своих близких -- алкоголиках лишь в ответ на мои вопросы, которые я задавала, увидев знакомую конфигурацию в их карте.
Это не всегда просто скрытность. Одна из основных особенностей семей алкоголиков и страдающих патологическим пристрастием заключается в том, что все в них, начиная с самого алкоголика, склонны отрицать зависимость. Такое поведение защищает зависимого от того, чтобы бросить свою зависимость, а семью -- от боли и стыда, связанных с пониманием разрушительности проблемы. Отрицание -- нептунианский защитный механизм -- ведет к тому, что люди не осознают факта зависимости, либо факта своей зависимости от зависимого. Многие признают ее, но отрицают степень наносимого ею ущерба. Взрослые дети алкоголиков имеют обыкновение говорить примерно следующее: "Да, папа пил, но бросил, когда мне было шестнадцать, а это было так давно... Это никак не влияет на мою теперешнюю жизнь.". Ниже мы убедимся, что влияние значительно, особенно на отношения с другими людьми и на работу.
Поэтому если на консультации клиент отрицает зависимость или ее влияние, а мы не осознаем, что это защита, -- работа с подлинной проблемой не состоится. И клиент не получит ответа на вопрос, почему партнеры ему попадаются сплошь наркоманы, алкоголики и сумасшедшие, почему он так изолирован, почему не ладит с начальством, почему так страдает. Все, что он получит, -- это чувство комфорта в тот момент, когда услышит слова типа "Все дело в Вашем Нептуне". И этот мимолетный комфорт несет с собой долговременное чувство беспомощности. Ведь ничего нельзя поделать с позицией Нептуна в своей карте, разве что умереть и снова родиться.