Эффективное использование речевого стиля клиентов
Вернемся к теме эффективного общения. Один из его приемов -- возвращение клиенту его собственных речевых оборотов путем использования некоторых характерных для него слов или его речевого стиля. Правда, если вы WASP из Новой Англии[11]*, то употребление вами уличного Бруклинского диалекта будет выглядеть не слишком убедительно, -- клиент вам не поверит. Когда же контраст не так велик, то использование речевой манеры и лексики клиента становится полезным. Он может называть свою подругу "мой значимый другой", а может -- любовницей, и вам имеет смысл называть ее так же. Правда, мне было бы трудно называть ее "старухой", но ведь у каждого есть свой предел.
Употребляемые клиентом выражения могут многое сказать о его внутреннем мире. Какие слова он использует, говоря о любви, сексе, деньгах и других существенных интересах жизни? Для обозначения секса и денег существует множество слэнговых выражений, как и множество индивидуальных вариантов, и то, какие из них человек выбирает, является проясняющим. Со временем вы научитесь точно понимать, что хочет сказать клиент, однако учитываете, что никакая фраза не бывает случайной. Каждая имеет значение.
Например, посетитель может сказать, что он материально стеснен или что у него проблема с притоком наличных. Какое различие стоит за этим? Человек, говорящий первое, заботится прежде всего о внешней форме и о том, что думают другие, -- в общем, тип Весов или Льва. Выражение "проблема с притоком наличных", несомненно, указывает на то, что индивид живет в мире определенных корпоративных стандартов и ценностей, и, возможно, это связано с характеристиками Козерога или Сатурна.
Еще одна очень эффективная техника -- зацепиться за выражение, использованное клиентом, и показать ему, как оно проясняет проблему. Обратимся снова к квадрату Венера/Сатурн: одна клиентка с таким аспектом спросила, будут ли у нее когда-нибудь успешные любовные отношения. Она была ошарашена, когда я предположила, что само рассмотрение любви в терминах успеха или неуспеха может быть частью проблемы. Обсуждение того, что она имеет в виду под "успешностью", говоря о любви, было одним из самых эффективных моментов сессии. Тот совершенно нереальный список предопределенных и бескомпромиссных требований, которым она, мужчина ее мечты и их отношения должны были удовлетворить, сводил ее шансы на "успех" в любви практически к нулю. В процессе нашего разговора клиентка начала понимать, что для обретения счастливых и естественных отношений ей необходимо сменить свои установки и освободиться от перфекционизма.
Вам нередко будет забавно слушать, как через людей словно говорят их карты. Одна клиентка с квадратом между Нептуном и Солнцем пришла ко мне в тот период, когда транзитный Нептун проходил по ее Солнцу и образовывал квадрат с натальным Нептуном. Она сказала: "Мне нравится думать, что я двигаюсь в потоке, но на самом деле я просто двигаюсь бессознательно." У нас состоялось плодотворное обсуждение того, как она может различать, когда движетсяв потоке и когда -- просто бессознательно. В целом она пришла к выводу, что быть просто бессознательной для нее более естественно. Тем не менее, в ее жизни действительно были моменты движения в потоке, и для нее представляло ценность развитие этого свойства.
Общение с различными планетарными типами
Со временем, приобретая опыт диалога с клиентами, вы станете замечать, особенности мышления и реакций различных астрологических типов. Понимание мышления клиентов позволит вам объяснять им проблему так, чтобы повысить потенциальные возможности консультации как катализатора изменений. С сатурнианцем и нептунианцем вы будете говорить по-разному. Ураническая и плутоническая речь -- это различные диалекты нормального языка[12].
Говоря на языке человека, то есть используя слова и аргументы, естественные для его стиля жизни, вы становитесь убедительнее, и контакт протекает на более глубоком уровне. Тогда вам скоро удастся побудить индивида изменить способы действия и реагирования, которые для него "не работают". (При этом вы все равно едва ли сможете добиться изменения тех элементов его жизненного стиля, которые "не работали" бы для вас, но примерять на себе и оценивать его жизненный стиль -- не ваша задача.)
Стремитесь формулировать свои масли в словах, импонирующих клиентам, а не оттолкивающих их. Так, говоря с типом Водолея или ураническим, не стоит употреблять выражения, значимые для типа Тельца: деньги, стабильность, надежность. И наоборот, излюбленные водолейские понятия -- "новый", "в духе времени", "изменение", "революционный", -- едва ли следует произносить перед клиентом, относящимся к типу Тельца. (Даже количество слогов в употребляемых вами словах имеет значение. Уранианцы могут положительно реагировать на 4-сложные слова и с удовольствием отвечать такими же, в то время как люди типа Тельца склонны настраиваться на вашу волну после нескольких 3-сложных слов.)
Поставьте себя на место клиента и подумайте о том, какие слова имеют позитивную ценность для акцентированного у него знака или планеты. Венерианцы хотят слышать о любви и взаимности, и их всегда интересует, как те изменения, о которых вы с ними говорите, повлияют на их отношения с другими. Люди Марса или Овна восприимчивы к утверждениям, говорящим о том, что нужно действовать, предпринимать что-то по поводу их трудностей, когото побеждать, -- даже если это состязание со своими собственными прежними достижениями.
Меркурианцы любят слышать о разнообразии, новом и стимулирующем опыте, хорошей беседе и об учении. С ними проблема не в том, как установить контакт, а в том, как вставить слово. Если у вашего клиента акцентирован Меркурий и он буквально не закрывает рта, важно всякий раз, когда он отвлекается на ту или иную темы, вновь возвращать его к карте. Иначе вы можете вообще не не сдвинуться с места.
Еще одна вещь, которую нужно сознавать, - это отличие информации от общения. Человек может бомбардировать вас сведениями, анекдотами, остротами и вопросами. Оба вы будете считать состоявшуюся сессию высоко удовлетворительной, в то время как она была лишь развлекательной. В принципе ничего дурного в этом нет, и, может быть, все, что хотел клиент этого типа на самом деле, -- добавить еще один интересный сюжет к своему репертуару историй. Однако, если он пришел по поводу серьезной проблемы или затруднения, то веселая болтовня может быть защитой от тяжелых чувств и серьезных трудностей.
Люди типа Козерога, или сатурнианцы, охотно слушают об успехе и достижениях, даже если вы обсуждается их духовный путь. Говорите с ними о признании, самодисциплине, терпении, выполнении качественной работы и о том, что на все нужно время. Об их прошлом скажите, что они испытывали лишения или несли на своих плечах большую ответственность в детстве. Во взрослом состоянии они должны достигнуть расцвета своих возможностей поздно, уже в зрелые годы.
С нептунианцами общение в лучшем случае можно назвать неровным. Ведь все равно добрая толика их чувств, желаний, представлений и переживаний не укладывается ни в какие слова. Для них, как в "Алисе в стране чудес", слова могут значить то, что им нужно в данный момент. Эти клиенты порой страдают также от расплывчатости и склонности к отрицанию, особенно когда речь идет об их чувствах. Фантазия может накладывать очень заметный отпечаток на их жизнь. Слушать они любят о духовности, созидании, служении, о том, как они страдали и как все кармично.
Обсудим более детально один тип. Как говорить с плутонианцами? Они любят слушать о глубине, анализе, преодолении, глубинных мотивах, исцелении. Что это за люди? Как они мыслят. Как может быть устроено мышление этого человека? Во-первых, типичный плутонианец подозрителен, он не склонен доверять вам или принимать ваши слова за чистую монету. Он циничен. В том, что вы говорите, он будет искать противоречия и нечестность. Поэтому интерпретируя его карту, нужно быть честным.
Кроме того, он склонен воспринимать все сообщаемое ему по карте в черном свете, извлекая из сказанного самые катастрофические ожидания. Поэтому стремитесь в общении с ним к уравновешенности и позитивности. Одна из сильных сторон плутонианца заключается в том, что он смотрит вглубь и анализирует себя и других. Можете быть уверены, что он не станет увиливать от разговора на трудные темы. Честно говоря, он почувствует, что вы делаете свое дело, лишь после обсуждения пережитых им тяжелых ситуаций. (В моей книге "Терапия плутонических проблем"[13] Вы можете найти более полезные рекомендации на тему о том, как работать с плутонианцами.)
Здесь я ставила перед собой цель не дать полный словарь плутонического или уранического языка, а лишь обратить ваше внимание на то, что эти языки существуют и с различными планетарными типами следует говорить по-разному. Вы сами составите свой словарь, разговаривая с клиентами, внимательно их СЛУШАЯ и стараясь их понять.
С помощью эмпирических астрологических техник вы больше можете узнать о том, как думают различные типы людей, чем из любых книг. Если вам недоступен семинар по астродраме, попрактикуйтесь с коллегой-астрологом. Возьмите типичную жизненную ситуацию, например, изменение в работе или профессиональном статусе, внутренний конфликт в связи с новыми отношениями или семейную проблему. Попытайтесь обсудить эту ситуацию, в то время как вы играете роль Урана или Нептуна, а другой человек, соотвественно, Плутона или Сатурна. Если вы -- астрологический "одинокий волк", обитающий в какой-нибудь отдаленной местности, где нет астрологических групп, попробуйте написать диалог между двумя планетами, находящимися в аспекте. Не удивляйтесь, если они начнут высказывать свои мнения и объяснять свои позиции.