Этапы разработки программы профилактики

На первом этапе требуется создание рабочей группы, которая включала бы представителей различных уровней власти, правоохранительных органов, органов здравоох­ранения, образования, общественных организаций. Рабо­чая группа должна разработать целостную программу по профилактике аддиктиных форм поведения. В ней необ­ходимо предусмотреть конкретные мероприятия в этой сфере, включая и финансово-экономическое обеспече­ние, процедуру координации деятельности участников программы и контроля за её реализацией. В проекте про­граммы особое внимание необходимо уделить привлече­нию предприятий, выпускающих алкогольную и табачную продукцию в качестве источников финансирования раз­личных мероприятий программы.

На втором этапе целесообразна оценка эффективно­сти конкретных мероприятий программы, создание усло­вий для повышению квалификации лиц, причастных к ис­полнению этих мероприятий, а также проведение круглых столов, встреч, методических семинаров, практических конференций.

На третьем этапе реализации программы по профилак­тике целесообразным было бы создание информацион­но-обучающего методического и издательского центра,

где могла бы быть сосредоточена информация о распро­страненности психоактивных веществ как в конкретном регионе, районе, городе, поселке и др., так и среди раз­личных слоев населения. Обобщенные и систематизи­рованные данные информационного центра позволят скорректировать государственную политику в области профилактики аддиктивного поведения, объединить ра­боту по первичной, вторичной и третичной профилак­тике в целостную систему. Во главе этого центра должно быть официальное государственное должностное лицо, ответственное за состояние здравоохранения и образо­вания в данном регионе, районе. На основе интеграции отечественного и зарубежного опыта различными спе­циалистами должны проводиться обучающие циклы Центр должен стать основным издателем научно-мето­дической и учебной литературы по профилактике аддик­тивного поведения.

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРКОМАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОГО

РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

«НАДЕЖДА» г. ИЖЕВСКА

Название проекта: «Десант».

Цель проекта: комплексная социально-психологиче­ская трудовая и спортивная реабилитация подростков и молодежи группы социального риска.

Новизна проекта: в отличие от ранее существующих проектов мы предполагаем реализовать идеи комплексно­го и системного подхода в профилактике различных видов психологической зависимости (алкоголизма, наркомании и др.) и девиантного поведения.

Информация об организации заявителя:

• Муниципальное внешкольное учреждение — детско-подростковый реабилитационный центр «На­дежда», г. Ижевск, ул. Кирова, 119, т. 43-07-46.

• Госуниверситет, факультет психологии и педагоги­ки, кафедра специальной психологии и коррекцион-ной педагогики, г. Ижевск, ул. Университетская, 1,
корп. 6, ком. ПО, т. 76-15-54.

Описание проекта

Постановка проблемы. В последнее время наметились малоутешительные тенденции увеличения числа подрост­ков и молодежи с аддиктивными формами поведения. Статистика в этом плане достаточно неутешительна. Об­щее число наркозависимых среди подростков и молодежи в России в настоящее время приближается к миллиону.

Социально-экономический кризис обострил нарколо­гическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условия­ми, при которых подросток способен немедленно удов­летворить желание, связанное с получением удовольст­вия. Молодежь обучается возможности получать удоволь­ствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицате­льно сказывается на отношении к обучению в школе, на­рушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нару­шает систему отношений в микро- и макросреде и др. Ал­коголь, наркотики и др., используемые подростками, мо­ментально изменяют их психическое состояние, и без ка­ких-либо усилий достигается ощущение успешности, соб­ственной состоятельности и пр.

Однако до настоящего времени неопределенным явля­ется вопрос о том, усилиями каких специалистов — педа­гогов, врачей, психологов - должны вестись антинаркоти­ческая профилактика и реабилитационная работа с моло­дежью. В настоящее время достаточно четко проработана медицинская часть реабилитации. Усилия учителей, пси­хологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности в вопросах наркомании, профи­лактики и реабилитации, а усилия медиков ограничены временными рамками пребывания адциктивного подрост­ка в больнице и недостаточностью навыков работы с деть­ми разного возраста. Практически отсутствуют научно обоснованные программы первичной профилактики и со­циально-психологической реабилитации подростков и молодежи, а также отсутствует системный и комплексный подход в организации и проведении социально-психоло­гической, трудовой и спортивной реабилитации аддиктивных подростков и молодежи во внешкольных учрежде­ниях.

юз

Цель и задачи проекта

Основной целью проекта является разработка и вне­дрение комплексной социально-психологической, трудо­вой и спортивной программы по профилактике и реаби­литации аддиктивных подростков и молодежи, позволяю­щей повысить их «наркоустойчивость», сформировать у них личностные качества, обеспечивающие доминирова­ние ценностей здорового образа жизни, действенную установку на отказ от приема психоактивных веществ.

Задачи:

1. Разработка взаимосвязанной системы комплек­сной социально-психологической помощи «Десант» по­дросткам из семей группы социального риска, состоящим
на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и на­правленных в реабилитационный центр «Надежда».

2. Подготовка методических рекомендаций по
психолого-педагогическому сопровождению подростков
с аддиктивными формами поведения в реабилитацион­ный центр «Надежда».

3. Разработка методических рекомендаций по тру­довой и спортивной реабилитации подростков с аддиктив­ными формами поведения.

4. Разработка, адаптация и внедрение уже имею­щихся научно-практических и активных методов работы в
рамках профилактики и реабилитации трудных подрост­
ков.

5. Разработка методических рекомендаций по ра­боте с семьей аддиктивного подростка.

6. Разработка программы подготовки наставни­ков, волонтеров.

7. Разработка и внедрение курса «Профилактика
аддиктивного поведения молодежи» в учебный план
УдГУ.

8. Исследование динамики изменения личности
зависимого подростка в условиях внедрения профилакти­ческой программы.

9. Разработка финансово-экономического проек­та обеспечения выполнения мероприятий по профилакти­ке наркомании.

Этапы реализации проекта

1. Организация консилиума, состоящего из социа­льных педагогов, психологов, мастеров профессиональ­ного обучения, спортивных тренеров, работников право­
охранительных органов, студентов, организующих социа­льно-психологическое сопровождение детей и подростков
в центре «Надежда».

2. Разработка и утверждение плана научно-прак­тической деятельности участников проекта.

3. Организация на базе реабилитационного цент­ра постоянно действующего методического центра по ока­занию помощи в организации профилактической и реаби­литационной работы.

4. Определение критериев эффективности каждо­го участника и этапа реализации проекта.

5. Организация и подготовка наставников и волон­теров из числа студентов факультета психологии и педаго­гики и других педагогических специальностей УдГУ.

6. Организация работы с родителями аддиктив-ных подростков.

Оценка эффективности проекта:

1. Издание методических рекомендаций по раз­
личным направлениям профилактики и реабилитации аддиктивных форм поведения подростков и молодежи.

2. Издание разработанных (адаптированных) но­вых комплексных методов работы по социально-психоло­гическому, трудовому и спортивному сопровождению
участников проекта.

3. Издание разработанных и внедренных про­
грамм по подготовке наставников и волонтеров.

4. Издание разработанной и внедренной програм­мы по работе с родителями аддиктивного подростка.

5. Обобщение опыта работы постоянно действую­щего методического центра по оказанию помощи в орга­низации профилактической и реабилитационной работы.

6. Усиление и расширение реабилитационного по­тенциала центра «Надежда» за счет расширения сферы
профессиональной деятельности, спортивных и досуговых услуг, позволяющих структурировать свободное
время наркологического больного и формировать мотива­ции к выздоровлению, возвращению в семью и к обще­ственно-полезной деятельности.

7. Увеличение числа «наркоустойчивых» подростков и молодежи, формирование у них личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологи-ческих навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению, в
том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.

8. Уменьшение числа срывов и рецидивов у участников программы, сохранение наличного психологического и социального статуса.

9. Состояние финансово-экономического обеспечения программы по профилактике.

этапы разработки программы профилактики - student2.ru этапы разработки программы профилактики - student2.ru этапы разработки программы профилактики - student2.ru ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого,
И. Б. Орешниковой. — М.: Изд-во института психотерапии,
2000. —256 с.

2. Профилактика наркомании и здоровый образ
жизни. Выпуск 2. Сборник методических разработок. —
Ижевск, 1999. — 54 с.

3. Братусъ Б. С. Психологический анализ измене­ний личности при алкоголизме. — М.: Изд-во МГУ,
1974.-96 с.

4. Братусь Б. С. Аномальная личность. — М.:
Мысль, 1988. — 301 с.

5. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция от­клоняющегося поведения школьников. — Изд-во «Ма­гистр», 1997. — 96 с.

6. Овчарова Р. В. Технологии практического психо­лога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.

7. Коркина М. В., Лакосина И. Д., Личко А. Е. Психи­атрия. — М.: Медицина, 1995. — 608 с.

8. Жмуров В. А. Психопатология. Части 1 и 2. — Ир­кутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. — 240 с.

9. Райнер Тёлле. Психиатрия. — Мн.: Выш. шк.,
1999. - 496 с.

10. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика
вредных привычек школьников. — М.: Просвещение,
1987. -96 с.

11. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и
наркоманию у подростков. — М.: Издательский центр
«Академия», 1999. — 144 с.

12. Пирожков В. Ф. Криминальная психология.
Психология подростковой преступности. Кн. 1. — М.:
Ось-89, 1998. - 304 с.

13. Менделевич В. Д. Клиническая медицинская пси­хология. — М.: МЕДпресс, 1998. — 592 с.

14. Рязанцев В. А. Психотерапия и деонтология при
алкоголизме. — К.: Изд-во «Здоровья», 1983. — 140 с.

15. Калачева И. О., Мазур А. Г. Клиника и вопросы
реабилитации детей с токсикоманией. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — М., 1997. — 17 с.

16. Информационно-методические документы и
материалы по профилактике наркомании среди детей и
подростков. — Ростов-на-Дону: Издательство «Министерство общего и профессионального образования Ростовской области», 2000. — 208 с.

17. Балабанова Л. М. Судебная патопсихология (во­просы, определения, нормы и отклонения). Д. Сталкер
1998.-432 с.

18. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей и подростков (рекомендации дош.
педагогов, социальных работников, школьных психологов). — Оренбург, 1998. — 14 с.

19. Клиника и лечение зависимости от алкоголя.
Учебно-методическое пособие. — Ижевск.: Издательство;
«Экспертиза», 1999. — 46 с.

20. Негосударственные организации Перми: исто­рии успехов. — Пермь: Уральский центр поддержки НГОл
2000. - 140 с.

21. Справочник по психологии и психиатрии детско­го и подросткового возраста / Под ред. Циркина С. Ю. -4
СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 752 с.

22. Социальная работа с несовершеннолетними.
Опыт организации социальной службы. — М.: Россий­ский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и нарко­мании» (НАН), 2000. - 148 с.

23. Ширгалин Б. Ш., Завадский В. В. Реабилитацион­ная тренинговая программа для детей и подростков «ВЫ­
ЗОВ». Серия «Работа с детьми группы риска» / Под ред.
Зыкова О. В., Хананашвили Н. Л. — М.: Российский благо­
творительный фонд «НАН», 2000. — 72 с.

24. Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилак­тики наркомании в школе: Пособие для учителя. — М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 64 с.

25. Мой мир и я. Путь к любви / Под ред. Битисо-
ва Б. П. — М.: Международный фонд образования, 1994. -1
120 с.

26. Баушева И. Л., Буянова Е. Ф., Гордина О. Т., Дуб-
ровинская Е. И., Вуколова П., Фокин С. Б. Реабилитацион­ная программа для детей и подростков «ТЕАТР». — М.:

Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. — 44 с.

27. Москвичев В. В. Социальная работа с несовершен­нолетними. Опыт организации социальной службы. — М.:
Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. —148 с.

28. Ягодинский В. К Уберечь от дурмана. Уроки
трезвости. Социально опасно!

29. Действовать! Книга для учителя. — М.: Просве­щение, 1989. — 96 с.

30. Шуркова Н. Е. Программа воспитания школьни­ка. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.

31. Тимоти Димофф, Стив Карпер. Как уберечь детей
от наркотиков. — М.: Изд-во «Золотой теленок», 1999. —
224 с.

32. Верной Джонсон. Как заставить наркомана или
алкоголика лечиться. — М.,2000. —128 с.

33. Девиантное поведение подростков. Профилак­тика и реабилитация, защита прав несовершеннолет­них. - М., 1999. -274 с.

34. Как обеспечить личную безопасность. Практи­ческие рекомендации. — М.: Изд-во «МиК», 1993. —28 с.

35. Майтова В. М., Майтова О. В. Исповедь матери
бывшего наркомана. Как защитить детей от наркоти­ков. — Советский спорт, 2000. — 448 с.

36. Наркомания: программа профилактики среди
подростков и молодежи. — М., 1998. — 82 с.

37. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддик-
тивного поведения у подростков. — М.: Фолиум, 1996. —
70 с.

38. Рязанцев В. А. Психотерапия и деонтология при
алкоголизме. — Киев: Здоровье, 1983. — 144 с.

39. Войскунский А. Е. Психологические аспекты дея­тельности человека в Интернет-среде, htth:// web. psycho­
logy. ru/internet/ecjlogy/Ol.stm.

40. Войскунский А. Е. Психологические исследова­ния феномена Интернет-аддикции. htth:// web. psycholo­gy. ru/mternet/ecjlogy/04 .shtm.

41. Профилактика алкоголизма, наркомании и ток­сикомании среди детей и подростков. Рекомендации для
педагогов, социальных работников, школьных психоло­гов. — Оренбург, 1998.

42. Ц. П. Короленко и др. «Социодинамическая психи­атрия». — М.: «Академический проект», 2000. — 350 с.

этапы разработки программы профилактики - student2.ru этапы разработки программы профилактики - student2.ru Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». КЛАССИФИКАЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ... 5

ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ АДДИКТИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ....................................................................................... 7

1.1. Дезадаптированная семья..................................... 7

1.2. Личностные и возрастные особенности
аддиктивного подростка..................................... 15

1.3. Этапы становления аддиктивного поведения . . 32

Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛИКИ............... 36

2.1. Особенности алкогольного опьянения............... 39

2.2. Алкоголизм у детей и подростков..................... 43

2.3. Подростковый алкоголизм и правонарушения . . . 48

Глава 3. НАРКОМАНИЯ И НАРКОМАНЫ................ 53

3.1. Борьба с наркоманией за рубежом и в России . . 53

3.2. Характеристика наркомании.............................. 58

3.2.1. Психологические теории наркомании. ... 59

3.3. Наркомания как социально-психологическое
явление................................................................ 65

3.3.1.Семья наркомана....................................... 69

3.3.2.Наркопреступность несовершеннолетних . 74

Глава 4.ТОКСИКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНЫ. ... 84

Глава 5. ДРУГИЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ.............. 89

5.1. Табакокурение..................................................... 89

5.2. Интернет-зависимость........................................ 93

5.3. Азартные игры.................................................... 96

Глава 6. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ............. 97

6.1. Общие понятия и принципы организации
профилактической работы................................. 99

6.2. Этапы разработки программы профилактики. . 101

6.3. Программа по профилактике наркомании
муниципального внешкольного учреждения
детско-подросткового реабилитационного
центра «НАДЕЖДА» г.Ижевска....................... 102

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ............................... 107

Наши рекомендации