Общие понятия и принципы организации профилактической работы

В настоящее время специалисты по разработке про­грамм по профилактике злоупотребления ПАВ учитыва­ют, что программа должна отвечать определенным требо­ваниям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовате­льных экономических, финансовых, медицинских, обра­зовательных, психологических и иных целостных взаимо­связанных задач, а не только в виде изолированных идео­логического характера действий (отдельных лекций, кон­курсов, акций, опросов, шоу-концертов и т. п.). Програм­мы профилактики особенно в образовательных и внешко­льных учреждениях, предназначены для усиления «защит­ных факторов» и ослабления известных по мониторингу наркотической ситуации в городе, поселке, селе «факто­ров риска». Программа по профилактике должна быть на­правлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкого­ля, наркотиков, и токсикантов. Но особое внимание необ­ходимо уделять профилактике злоупотреблений в каждом регионе.

Программа по профилактике злоупотребления ПАВ должна быть направлена на формирование у личности на­выков сопротивления наркотикам. Она предполагает уве­личение социально-психологической компетентности личности в межличностные отношения, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в со­противлении давлению окружающих по употреблению ПАВ. Параллельно с этим программа профилактики дол­жна расширять знания о последствиях употребления ПАВ с укреплением в сознании личности негативного отноше­ния к наркотикам.

Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на

дидактических методах, сколько на интерактивных прие­мах: диалогах, групповых дискуссиях тренингах и т. д.

Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые мо­гут помочь детям узнать новые факты относительно упо­требления наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В некоторых случаях в программе должны быть учтены ме­роприятия по оказанию психологической помощи самим родителям. Меры профилактики, сосредоточенные на се­мье в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Программа по про­филактике должна быть долговременной, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной груп­пы к другой.

Программы по профилактике в образовательных уч­реждениях могут быть успешно реализованы при условии их экономического и финансового обеспечения. Для этого каждый пункт программы должен иметь выход на государ­ственные органы власти и органы местного самоуправле­ния, в обязанности которых входит финансовое и эконо­мическое обеспечение подобных программ.

Программы общественных организаций, участвующих в реализации проекта, могут включать кампании и акции, адресованные органам государственной власти РФ, орга­нам местного самоуправления, по определению и реализа­ции конкретной политики, обеспечивающей охрану здо­ровья людей и ограничивающей доступ к алкоголю, таба­ку, лекарственным и наркотическим средствам. Особое место в акциях должна занимать забота о беспризорных, безнадзорных несовершеннолетних с аддиктивными фор­мами поведения, находящихся в социально опасном поло­жении.

Для решения названных выше задач необходимо объе­динить усилия органов и учреждений образования и здра­воохранения, общественных организаций. Эти усилия должны быть направлены на: определение группы риска среди детей с проблемами поведения, низкой успеваемо­стью; реализацию образовательных, медицинских, социа­льно-психологических моделей профилактики с финан­сово-экономическим обеспечением. Чем выше уровень риска для несовершеннолетних, тем более интенсивной должна быть совместная деятельность по профилактике.

Программа по профилактике должна учитывать: соци­ально-психологические возрастные, половые, особенно­сти. Внедрение уже зарекомендовавших себя программ и конкретных методик предполагает их адаптацию к опреде­ленным условиям.

Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение наркомана. Оценка эффективности профилактических программ мо­жет быть как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной. Критериями оценки являются численность участников программы, отношение к программе подрост­ков и молодежи и изменение отношения к употреблению ПАВ, информированность, изменения поведения, отно­шения к себе, изменения в общении и др.

Наши рекомендации