Этапы разработки программы профилактики
На первом этапе требуется создание рабочей группы, которая включала бы представителей различных уровней власти, правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования, общественных организаций. Рабочая группа должна разработать целостную программу по профилактике аддиктиных форм поведения. В ней необходимо предусмотреть конкретные мероприятия в этой сфере, включая и финансово-экономическое обеспечение, процедуру координации деятельности участников программы и контроля за её реализацией. В проекте программы особое внимание необходимо уделить привлечению предприятий, выпускающих алкогольную и табачную продукцию в качестве источников финансирования различных мероприятий программы.
На втором этапе целесообразна оценка эффективности конкретных мероприятий программы, создание условий для повышению квалификации лиц, причастных к исполнению этих мероприятий, а также проведение круглых столов, встреч, методических семинаров, практических конференций.
На третьем этапе реализации программы по профилактике целесообразным было бы создание информационно-обучающего методического и издательского центра,
где могла бы быть сосредоточена информация о распространенности психоактивных веществ как в конкретном регионе, районе, городе, поселке и др., так и среди различных слоев населения. Обобщенные и систематизированные данные информационного центра позволят скорректировать государственную политику в области профилактики аддиктивного поведения, объединить работу по первичной, вторичной и третичной профилактике в целостную систему. Во главе этого центра должно быть официальное государственное должностное лицо, ответственное за состояние здравоохранения и образования в данном регионе, районе. На основе интеграции отечественного и зарубежного опыта различными специалистами должны проводиться обучающие циклы Центр должен стать основным издателем научно-методической и учебной литературы по профилактике аддиктивного поведения.
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОГО
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
«НАДЕЖДА» г. ИЖЕВСКА
Название проекта: «Десант».
Цель проекта: комплексная социально-психологическая трудовая и спортивная реабилитация подростков и молодежи группы социального риска.
Новизна проекта: в отличие от ранее существующих проектов мы предполагаем реализовать идеи комплексного и системного подхода в профилактике различных видов психологической зависимости (алкоголизма, наркомании и др.) и девиантного поведения.
Информация об организации заявителя:
• Муниципальное внешкольное учреждение — детско-подростковый реабилитационный центр «Надежда», г. Ижевск, ул. Кирова, 119, т. 43-07-46.
• Госуниверситет, факультет психологии и педагогики, кафедра специальной психологии и коррекцион-ной педагогики, г. Ижевск, ул. Университетская, 1,
корп. 6, ком. ПО, т. 76-15-54.
Описание проекта
Постановка проблемы. В последнее время наметились малоутешительные тенденции увеличения числа подростков и молодежи с аддиктивными формами поведения. Статистика в этом плане достаточно неутешительна. Общее число наркозависимых среди подростков и молодежи в России в настоящее время приближается к миллиону.
Социально-экономический кризис обострил наркологическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условиями, при которых подросток способен немедленно удовлетворить желание, связанное с получением удовольствия. Молодежь обучается возможности получать удовольствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицательно сказывается на отношении к обучению в школе, нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нарушает систему отношений в микро- и макросреде и др. Алкоголь, наркотики и др., используемые подростками, моментально изменяют их психическое состояние, и без каких-либо усилий достигается ощущение успешности, собственной состоятельности и пр.
Однако до настоящего времени неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов — педагогов, врачей, психологов - должны вестись антинаркотическая профилактика и реабилитационная работа с молодежью. В настоящее время достаточно четко проработана медицинская часть реабилитации. Усилия учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности в вопросах наркомании, профилактики и реабилитации, а усилия медиков ограничены временными рамками пребывания адциктивного подростка в больнице и недостаточностью навыков работы с детьми разного возраста. Практически отсутствуют научно обоснованные программы первичной профилактики и социально-психологической реабилитации подростков и молодежи, а также отсутствует системный и комплексный подход в организации и проведении социально-психологической, трудовой и спортивной реабилитации аддиктивных подростков и молодежи во внешкольных учреждениях.
юз
Цель и задачи проекта
Основной целью проекта является разработка и внедрение комплексной социально-психологической, трудовой и спортивной программы по профилактике и реабилитации аддиктивных подростков и молодежи, позволяющей повысить их «наркоустойчивость», сформировать у них личностные качества, обеспечивающие доминирование ценностей здорового образа жизни, действенную установку на отказ от приема психоактивных веществ.
Задачи:
1. Разработка взаимосвязанной системы комплексной социально-психологической помощи «Десант» подросткам из семей группы социального риска, состоящим
на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и направленных в реабилитационный центр «Надежда».
2. Подготовка методических рекомендаций по
психолого-педагогическому сопровождению подростков
с аддиктивными формами поведения в реабилитационный центр «Надежда».
3. Разработка методических рекомендаций по трудовой и спортивной реабилитации подростков с аддиктивными формами поведения.
4. Разработка, адаптация и внедрение уже имеющихся научно-практических и активных методов работы в
рамках профилактики и реабилитации трудных подрост
ков.
5. Разработка методических рекомендаций по работе с семьей аддиктивного подростка.
6. Разработка программы подготовки наставников, волонтеров.
7. Разработка и внедрение курса «Профилактика
аддиктивного поведения молодежи» в учебный план
УдГУ.
8. Исследование динамики изменения личности
зависимого подростка в условиях внедрения профилактической программы.
9. Разработка финансово-экономического проекта обеспечения выполнения мероприятий по профилактике наркомании.
Этапы реализации проекта
1. Организация консилиума, состоящего из социальных педагогов, психологов, мастеров профессионального обучения, спортивных тренеров, работников право
охранительных органов, студентов, организующих социально-психологическое сопровождение детей и подростков
в центре «Надежда».
2. Разработка и утверждение плана научно-практической деятельности участников проекта.
3. Организация на базе реабилитационного центра постоянно действующего методического центра по оказанию помощи в организации профилактической и реабилитационной работы.
4. Определение критериев эффективности каждого участника и этапа реализации проекта.
5. Организация и подготовка наставников и волонтеров из числа студентов факультета психологии и педагогики и других педагогических специальностей УдГУ.
6. Организация работы с родителями аддиктив-ных подростков.
Оценка эффективности проекта:
1. Издание методических рекомендаций по раз
личным направлениям профилактики и реабилитации аддиктивных форм поведения подростков и молодежи.
2. Издание разработанных (адаптированных) новых комплексных методов работы по социально-психологическому, трудовому и спортивному сопровождению
участников проекта.
3. Издание разработанных и внедренных про
грамм по подготовке наставников и волонтеров.
4. Издание разработанной и внедренной программы по работе с родителями аддиктивного подростка.
5. Обобщение опыта работы постоянно действующего методического центра по оказанию помощи в организации профилактической и реабилитационной работы.
6. Усиление и расширение реабилитационного потенциала центра «Надежда» за счет расширения сферы
профессиональной деятельности, спортивных и досуговых услуг, позволяющих структурировать свободное
время наркологического больного и формировать мотивации к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно-полезной деятельности.
7. Увеличение числа «наркоустойчивых» подростков и молодежи, формирование у них личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологи-ческих навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению, в
том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
8. Уменьшение числа срывов и рецидивов у участников программы, сохранение наличного психологического и социального статуса.
9. Состояние финансово-экономического обеспечения программы по профилактике.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого,
И. Б. Орешниковой. — М.: Изд-во института психотерапии,
2000. —256 с.
2. Профилактика наркомании и здоровый образ
жизни. Выпуск 2. Сборник методических разработок. —
Ижевск, 1999. — 54 с.
3. Братусъ Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. — М.: Изд-во МГУ,
1974.-96 с.
4. Братусь Б. С. Аномальная личность. — М.:
Мысль, 1988. — 301 с.
5. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — Изд-во «Магистр», 1997. — 96 с.
6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
7. Коркина М. В., Лакосина И. Д., Личко А. Е. Психиатрия. — М.: Медицина, 1995. — 608 с.
8. Жмуров В. А. Психопатология. Части 1 и 2. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. — 240 с.
9. Райнер Тёлле. Психиатрия. — Мн.: Выш. шк.,
1999. - 496 с.
10. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика
вредных привычек школьников. — М.: Просвещение,
1987. -96 с.
11. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и
наркоманию у подростков. — М.: Издательский центр
«Академия», 1999. — 144 с.
12. Пирожков В. Ф. Криминальная психология.
Психология подростковой преступности. Кн. 1. — М.:
Ось-89, 1998. - 304 с.
13. Менделевич В. Д. Клиническая медицинская психология. — М.: МЕДпресс, 1998. — 592 с.
14. Рязанцев В. А. Психотерапия и деонтология при
алкоголизме. — К.: Изд-во «Здоровья», 1983. — 140 с.
15. Калачева И. О., Мазур А. Г. Клиника и вопросы
реабилитации детей с токсикоманией. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — М., 1997. — 17 с.
16. Информационно-методические документы и
материалы по профилактике наркомании среди детей и
подростков. — Ростов-на-Дону: Издательство «Министерство общего и профессионального образования Ростовской области», 2000. — 208 с.
17. Балабанова Л. М. Судебная патопсихология (вопросы, определения, нормы и отклонения). Д. Сталкер
1998.-432 с.
18. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей и подростков (рекомендации дош.
педагогов, социальных работников, школьных психологов). — Оренбург, 1998. — 14 с.
19. Клиника и лечение зависимости от алкоголя.
Учебно-методическое пособие. — Ижевск.: Издательство;
«Экспертиза», 1999. — 46 с.
20. Негосударственные организации Перми: истории успехов. — Пермь: Уральский центр поддержки НГОл
2000. - 140 с.
21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С. Ю. -4
СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 752 с.
22. Социальная работа с несовершеннолетними.
Опыт организации социальной службы. — М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2000. - 148 с.
23. Ширгалин Б. Ш., Завадский В. В. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков «ВЫ
ЗОВ». Серия «Работа с детьми группы риска» / Под ред.
Зыкова О. В., Хананашвили Н. Л. — М.: Российский благо
творительный фонд «НАН», 2000. — 72 с.
24. Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя. — М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 64 с.
25. Мой мир и я. Путь к любви / Под ред. Битисо-
ва Б. П. — М.: Международный фонд образования, 1994. -1
120 с.
26. Баушева И. Л., Буянова Е. Ф., Гордина О. Т., Дуб-
ровинская Е. И., Вуколова П., Фокин С. Б. Реабилитационная программа для детей и подростков «ТЕАТР». — М.:
Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. — 44 с.
27. Москвичев В. В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. — М.:
Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. —148 с.
28. Ягодинский В. К Уберечь от дурмана. Уроки
трезвости. Социально опасно!
29. Действовать! Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
30. Шуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
31. Тимоти Димофф, Стив Карпер. Как уберечь детей
от наркотиков. — М.: Изд-во «Золотой теленок», 1999. —
224 с.
32. Верной Джонсон. Как заставить наркомана или
алкоголика лечиться. — М.,2000. —128 с.
33. Девиантное поведение подростков. Профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. - М., 1999. -274 с.
34. Как обеспечить личную безопасность. Практические рекомендации. — М.: Изд-во «МиК», 1993. —28 с.
35. Майтова В. М., Майтова О. В. Исповедь матери
бывшего наркомана. Как защитить детей от наркотиков. — Советский спорт, 2000. — 448 с.
36. Наркомания: программа профилактики среди
подростков и молодежи. — М., 1998. — 82 с.
37. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддик-
тивного поведения у подростков. — М.: Фолиум, 1996. —
70 с.
38. Рязанцев В. А. Психотерапия и деонтология при
алкоголизме. — Киев: Здоровье, 1983. — 144 с.
39. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде, htth:// web. psycho
logy. ru/internet/ecjlogy/Ol.stm.
40. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. htth:// web. psychology. ru/mternet/ecjlogy/04 .shtm.
41. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей и подростков. Рекомендации для
педагогов, социальных работников, школьных психологов. — Оренбург, 1998.
42. Ц. П. Короленко и др. «Социодинамическая психиатрия». — М.: «Академический проект», 2000. — 350 с.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». КЛАССИФИКАЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ... 5
ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ АДДИКТИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ....................................................................................... 7
1.1. Дезадаптированная семья..................................... 7
1.2. Личностные и возрастные особенности
аддиктивного подростка..................................... 15
1.3. Этапы становления аддиктивного поведения . . 32
Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛИКИ............... 36
2.1. Особенности алкогольного опьянения............... 39
2.2. Алкоголизм у детей и подростков..................... 43
2.3. Подростковый алкоголизм и правонарушения . . . 48
Глава 3. НАРКОМАНИЯ И НАРКОМАНЫ................ 53
3.1. Борьба с наркоманией за рубежом и в России . . 53
3.2. Характеристика наркомании.............................. 58
3.2.1. Психологические теории наркомании. ... 59
3.3. Наркомания как социально-психологическое
явление................................................................ 65
3.3.1.Семья наркомана....................................... 69
3.3.2.Наркопреступность несовершеннолетних . 74
Глава 4.ТОКСИКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНЫ. ... 84
Глава 5. ДРУГИЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ.............. 89
5.1. Табакокурение..................................................... 89
5.2. Интернет-зависимость........................................ 93
5.3. Азартные игры.................................................... 96
Глава 6. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ............. 97
6.1. Общие понятия и принципы организации
профилактической работы................................. 99
6.2. Этапы разработки программы профилактики. . 101
6.3. Программа по профилактике наркомании
муниципального внешкольного учреждения
детско-подросткового реабилитационного
центра «НАДЕЖДА» г.Ижевска....................... 102
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ............................... 107