Общие понятия и принципы организации профилактической работы
В настоящее время специалисты по разработке программ по профилактике злоупотребления ПАВ учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, конкурсов, акций, опросов, шоу-концертов и т. п.). Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу наркотической ситуации в городе, поселке, селе «факторов риска». Программа по профилактике должна быть направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков, и токсикантов. Но особое внимание необходимо уделять профилактике злоупотреблений в каждом регионе.
Программа по профилактике злоупотребления ПАВ должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления наркотикам. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностные отношения, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению ПАВ. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления ПАВ с укреплением в сознании личности негативного отношения к наркотикам.
Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на
дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях тренингах и т. д.
Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут помочь детям узнать новые факты относительно употребления наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В некоторых случаях в программе должны быть учтены мероприятия по оказанию психологической помощи самим родителям. Меры профилактики, сосредоточенные на семье в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Программа по профилактике должна быть долговременной, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
Программы по профилактике в образовательных учреждениях могут быть успешно реализованы при условии их экономического и финансового обеспечения. Для этого каждый пункт программы должен иметь выход на государственные органы власти и органы местного самоуправления, в обязанности которых входит финансовое и экономическое обеспечение подобных программ.
Программы общественных организаций, участвующих в реализации проекта, могут включать кампании и акции, адресованные органам государственной власти РФ, органам местного самоуправления, по определению и реализации конкретной политики, обеспечивающей охрану здоровья людей и ограничивающей доступ к алкоголю, табаку, лекарственным и наркотическим средствам. Особое место в акциях должна занимать забота о беспризорных, безнадзорных несовершеннолетних с аддиктивными формами поведения, находящихся в социально опасном положении.
Для решения названных выше задач необходимо объединить усилия органов и учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций. Эти усилия должны быть направлены на: определение группы риска среди детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью; реализацию образовательных, медицинских, социально-психологических моделей профилактики с финансово-экономическим обеспечением. Чем выше уровень риска для несовершеннолетних, тем более интенсивной должна быть совместная деятельность по профилактике.
Программа по профилактике должна учитывать: социально-психологические возрастные, половые, особенности. Внедрение уже зарекомендовавших себя программ и конкретных методик предполагает их адаптацию к определенным условиям.
Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение наркомана. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной. Критериями оценки являются численность участников программы, отношение к программе подростков и молодежи и изменение отношения к употреблению ПАВ, информированность, изменения поведения, отношения к себе, изменения в общении и др.