Психологические теории наркомании

На настоящий момент существуют три теории, кото­рые объясняют причины приобщения к наркотикам {ЕфимкинаИ.В., 1996)

1. Теория проблемного поведения: отсутствие ува­жения к власти, к нравственным и общественным нормам
поведения ведет к росту преступности, наркотизации и
сексуальной запущенности.

2. Теория стадий: употребление наркотиков — яв­ление прогрессирующее. Оно начинается с алкоголя и си­гарет с переходом в дальнейшем к употреблению для раз­
влечения разрешенных и запрещенных законом наркоти­ческих веществ (анаша) и заканчивается в конце концов
приемом сильнодействующих наркотиков. Однако не все­гда на смену одной стадии приходит другая.

3. Теория группы сверстников: семья подростка,
религия, школа и друзья оказывают влияние на приобще­ние к наркотикам.

Исследователями {Пятницкая И. Н., Габиани А. А., Якобов А. С. и др.) доказано, что влияние среды прожива­ния и наличие доступа к наркотическим веществам пред­располагает людей к злоупотреблению наркотиками. Па­губное влияние проблемной семьи в формировании аддиктивного поведения общеизвестна. Однако наличие члена семьи, злоупотребляющего наркотиками, ставит для остальных членов семьи серьезные проблемы: финан­совые, эмоциональные, медицинские; нарушаются се­мейные традиции, имеет место физическое и сексуальное насилие, изоляция от общества, отрицание, оправдание и преуменьшение важности аддиктивного поведения и пе­рекладывание ответственности на других людей.

Результаты исследования показали, что значительная часть опрошенных имеет личностные проблемы. Они с тревогой и неуверенностью смотрят в будущее, не имеют

жизненных планов, периодически оказываются в жизнен­ных ситуациях, которые кажутся им безвыходными, и в данных ситуациях прибегают к алкоголю (32% опрошен­ных) и употреблению наркотиков (10% опрошенных). Практически все опрошенные считают, что родители и учителя (последние в большей степени) дают заниженную оценку их личностным качествам, и лишь у друзей эта оценка имеет положительные значения, превышающие уровень самооценки. Результаты исследования свидетель­ствуют о наличии у опрошенных высокого уровня неуве­ренности и неудовлетворенности собой, рассогласованно­сти восприятия собственной личности. Личностные проблемы могут привести к проблемным формам поведения к как варианту эмоционально-поведенческой защитной ре- |акции.

Оренбургская областная социально-психологическая служба комитета по делам молодежи и администрации области в 1997 г. провела социально-психологическое обсле­дование, цель которого заключалась в выявлении отношения подростков и молодежи к наркомании, токсикомании и алкоголизму. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Молодежь Оренбургской области не уверена в
том, что наркомания, токсикомания и алкоголизм — глу­боко безнравственные явления.

2. Личное мнение состояло в том, что наркома­ния, токсикомания и алкоголизм — негативны, у боль­шинства опрошенных мнение оказалось неустойчиво.

3. Респонденты считают, что исследуемые проблемы являются неактуальными и малозначащими для обще­ства.

4. Выражая свое отношение к наркомании, токси­комании и алкоголизму, одни уверены, что с ними бороть­ся бесполезно, а другие попросту не видят способов про­тиводействия этой угрозе. Поэтому, в целом, молодежь
проявляет низкую активность в противодействии этим явлениям.

5. Характерно, что мнение об алкоголизме у подра­стающего поколения более устойчиво. Повышенная ак­тивность, особенно в плане личностной значимости, говорит об интересе к данному вопросу, а также показывает,
что это явление более понятно и знакомо.

В Санкт-Петербурге, в центре профилактики нарко­мании среди молодежи в 1998 г. были проведены исследо­вания в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о нар­котиках и формирование отношения к ним.

Возраст 10—12 лет. Ребят интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способ употребления. О по­следствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не задумывались. Сами наркотики не употребляют (воз­можна токсикомания), с употребляющими знакомы еди­ницы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чу­жих слов.

Возраст 12—14 лет. Основной интерес вызывает воз­можность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали нар­котик немногие — из любопытства, с потребителями зна­комы многие. О наркотиках знают много — из опыта зна­комых или по рассказам, многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Го­ворят о проблеме только между собой.

Возраст 14—16лет. По отношению к наркотикам фор­мируются три группы:

1. Употребляющие и сочувствующие — интересу­
ют вопросы, связанные со снижением риска при употреб­лении без наличия зависимости. Употребление наркоти­ков считается признаком независимости. Среди членов
этой группы много лидеров.

2. Радикальные противники — «сам никогда не
буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой груп­пы считают употребление наркотиков признаком слабо­сти и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркоти­кам. Значительная часть может начать употребление под
влиянием друзей.

Возраст 16—18лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализи­руются и становятся более объективными.

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость раз­вития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной

проблемой наркоманию считают немногие подростки. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.

Психологи и врачи-наркологи отмечают обстоятельст­ва, которые способствуют приобщению к наркотикам и повышают риск заболевания наркоманией. Таким образом, возникновению наркомании способствуют следующие факторы:

1. Социальные:

— условия воспитания в семье (криминальная, амораль­ная, неполная семья с конфликтным взаимодействием родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета родителей);

— низкий уровень образования членов семьи;

— влияние неформальной группы сверстников;

— терпимость общественного мнения к пьянству, нар­комании, токсикомании;

— раннее (12—13 лет) начало самостоятельной жизни и
преждевременное освобождение от опеки родителей;

— гиперопека со стороны родителей или искаженные се­мейные отношения, приводящие к неправильному
освоению социальных ролей;

— легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непо­нимание того, как они достаются.

2. Психологические:

— психологическая и социальная незрелость подростков;

— рост числа детей, неспособных адаптироваться к условиям социума;

— неустойчивость психики (каждый четвертый подрос­ток составляет «группу риска»).

3. Биологические:

— наследование детьми из неблагополучных семей пси­хических и биологических особенностей, способству­ющих развитию вредных привычек: употребление
наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. К
ним же необходимо отнести патологию беременно­сти, осложненные роды, тяжелые и хронические забо­левания, сотрясения (многократные), травмы голов­ного мозга;

— пограничные нервно-психические расстройства, ум­ственная отсталость, задержки психического разви­тия;

— психические заболевания, тяжелый характер или час­тые нарушения общепринятых правил поведения у
кого-либо из близких родственников.

Под влиянием социальных факторов так или иначе происходит деформация личности, формируется неадек­ватная система ценностей, снижается уровень притяза­ний, появляется опустошенность, приводящая к отвер­женности. Под влиянием биологических факторов ослаб­ленный организм часто не в состоянии противостоять не­гативным воздействиям среды, находить силы для преодо­ления тяжелых жизненных ситуаций. Под влиянием соци­альных и биологических факторов формируется психологический, который окончательно завершает адикцию ха­рактера подростка. Он пытается найти свой способ уйти от решения проблем, что поначалу и позволяет сделать нар­котик

Употребление наркотиков в основном происходит там, где молодые люди проводят свободное время: дома, на ди­скотеках, в клубах, в учебных заведениях. Большинство предпочитает принимать наркотики в компаниях. Доказа­но, что влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам предрасполагают людей к зло­употреблению наркотиками.

Наиболее популярными наркотиками являются пре­параты конопли - 55,7 %, далее следует галлюциногены — 14,6 %, психостимуляторы амфетоминового ряда — 10,8 %, препараты опия — 5,4 %, кокаин — 2,4 %, не уста­новленные препараты — 10,8 %. Но последние исследова­ния свидетельствуют, что наркорынок пополняется в основном героином, вытесняя более «легкие» наркотики.

Исследователи выделяют пять способов употребления наркотических веществ: экспериментальное употребле­ние, употребление в компании во время отдыха, ситуаци­онно-обстоятельственное употребление, интенсивное употребление, вынужденное употребление.

Однако, как отмечает С. Л. Кулаков (2000) в своем ис­следовании, нельзя сбрасывать со счетов и саму личность наркомана, окончательный выбор варианта жизни остает­ся за ним. С. Л. Кулаков отобрал две группы из благопри­ятной и неблагоприятной среды. В результате этих иссле-

дований было выделено три обобщенных личностно-психологических источника приобщения подростков к наркотикам и алкоголю: стресс, внушаемость, любопытство. По результатам исследования, 32 % подростков прибегают к наркотикам как к способу избежания стрессов, 28 % подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под влиянием авторитетных для них лиц, то есть в результате стороннего внушения, 39,5 % пробуют наркотики из любопытства.

Существует медицинская классификация стадий раз­вития наркомании. Она основана на анализе проявления различных форм зависимости - социальной, психической и физической.

О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, от­ношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее прин­ципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторг­нутым может быть столь сильным, что заслоняет привыч­ные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы (кото­рая может формироваться даже вокруг одного употребля­ющего наркотики). Единственным способом предотвра­щения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо, работать с лидерами группы, препятствовать вовлечению в нее новых членов, пусть даже путем изоляции лидеров. На этом этапе остановить развитие заболевания проще всего. Упустить этот момент — значит, затруднить контакт с чле­нами группы, для которых развитие заболевания может перейти в следующую стадию.

После начала употребления наркотиков у подростка быстро формируется психическая зависимость. Она прояв­ляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое может быть очень сильным, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркоти­ки, воспринимает действительность серой, недостаточно динамичной и живой, во втором — подавлен проблемами, от которых он и пытается уйти, прибегая к употреблению

наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воздей­ствие на человека может проявляться по-разному. Стрем­ление избежать психологического и эмоционального дис­комфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболева­ния ему уже необходима помощь специалистов — психоло­гов и врачей и поддержка близких людей, особенно роди­телей.

При более продолжительном употреблении наркоти­ков формируется физическая зависимость, вследствие чего наркотик включается в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести — от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинен­тного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская по­мощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции. В зависимости от стадии заболевания изменяется и часто­та употребления наркотиков — от периода проб, эпизоди­ческого употребления к систематическому.

Наши рекомендации