Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья
В современных школах, особенно с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, введение инновационных технологий во многих случаях обусловливают повышение утомляемости учащихся на уроках, формируя у детей и подростков состояние хронического стресса. Это приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени
выраженности и психосоматических нарушений здоровья В этой связи в целях охраны здоровья учащихся должна проводиться работа по профилактике утомления, заключающаяся в регулировании организации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физкультминуток, профилактическом приеме аминокислоты глицина и витаминов.
Глицин — заменимая аминокислота — естественный метаболит широкого спектра действия, содержащийся в животных тканях головного и спинного мозга. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилепти-ческое, антистрессовое, седативное действие, легко проникает в большинство биологических жидкостей и тканей. Его относят к нейроме-диаторам тормозного действия и регуляторам метаболических процессов в головном и спинном мозге. Э го лекарственное средство нормализует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормализует сон.
Глицин назначают при нарушениях сна, для повышения умственной работоспособности, а также подросткам с девиантными формами поведения по 1 таблетке (0,1 г) перед едой под язык 2 раза в сутки детям в возрасте до 10 лет и по 3 таблетки — подросткам 10-18 лет в течение одного месяца. При нарушениях сна следует принимать по У2-1 таблетке за 20 мин до сна или непосредственно перед сном.
Глицин целесообразно использовать не только в качестве средства профилактики утомления, но и для коррекции хронического переутомления, которое в большинстве случаев сочетается с астено-невротическими явлениями У детей и подростков с расстройствами такого рода после приема глицина отмечают компенсацию нервно-психических и соматовегетативных нарушений: улучшается память, внимание, умственная работоспособность, общее эмоциональное состояние, формируется адекватное поведение, нормализуется сон, ослабевает моторная расторможенность, снижаются аллергические и вегетативные проявления. Подтверждена высокая эффективность препарата в качестве профилактического средства для предупреждения психоэмоционального перенапряжения при адаптации учащихся к началу и новым формам учебного процесса, а также при подготовке к экзаменам. Глицин используются и как корригирующее средство для детей с задержкой психического развития. В тех случаях, когда не возникает улучшение нервно-психического здоровья ребенка или подростка после курсового приема глицина, необходимо направить учащегося на прием к детскому неврологу.
ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
К числу основных причин, обусловливающих в настоящее время заболеваемость учащихся, снижение их умственной и физической работоспособности, относят острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после болезни, учащиеся сразу включаются в учебный процесс, несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 нед после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возможностей организма.
Основой выполнения и важнейшим условием эффективности оздоровительных мероприятий для учащихся в восстановительный период ОРВИ считают правильную организацию режима дня. Различные компоненты режима (длительность занятий, питание, сон), общая физиологическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма.
ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ ДНЯ
При организации щадящего режима дня учащихся, перенесших ОРВИ, необходим постоянный контакт медицинского персонала, педагогов и родителей, усилиями которых достигается наиболее значительный оздоровительный эффект. Щадящий режим дня зависит от возраста школьника, сопутствующих заболеваний. Его разрабатывают с учетом тяжести и клинических особенностей перенесенной ОРВИ.