Деления ролей и способов взаимодействия ее членов. 2. Конфронтация семьи с основной проблемой.
3. Отклонение семьей основной проблемы и акцен туация на частных вопросах семейной жизни.
4. . Признание основной проблемы, кризис и диссо циация семейной группы.
5. Консолидация семьи и выработка взаимоприемле мых решений по основным проблемам семейной жизни. Семейны й диагноз может ставиться только с учетом истории семьи, природы отнош ений в ней, установок и форм поведения ее членов. Реш ающее значение для формы взаимодействия психолог а и консультируемог о
Имеет структура семьи.
Организуя сессии с семьей, терапевт проводит свое образны й диагностико-терапевтический эксперимент и получает информацию о семье из разных источников: наблюдая спонтанное поведение семьи на приеме и их невербальные реакции; принимая семейный ми ф о про блеме без критики как важную метафору, отражающую реальные проблемы семьи; исследуя семейну ю систему с помощью специальных техник интервьюирования и от слеживая реакции членов семьи на собственн ы е дейст вия и задания.
Когда терапевт начинает работать с семьей, формиру ется новая система с его участием. Создать условия для не обходимых изменений в семейной системе терапевт смо жет, только войдя в систему и действуя изнутри нее. Вся кая семья имеет границы, и в ситуации поиска помощи эти границы несколько приоткрываются. Входя в систему, те рапевт становится частью «семейной игры». Семья пере носит свои модели функционирования в терапевтическую ситуацию. По тому, как семья взаимодействует с терапев том, какой тип терапевтической системы она ему пытает ся навязать, терапевт может многое сказать о семейной структуре и правилах ее функционирования.
Процесс семейной психотерапии можн о считать ус пешным, если проблема, с которой обратилась семья, пе реосмысливается и теряет свою травматическую значи мость, члены семьи начинают смеяться, семья вне заня тий собирается вместе для обсуждения проблем, члены семьи начинают признавать и принимать независимость каждого друг от друга, члены семьи говорят, что все на ладилось в их взаимоотношениях.
Далее в этой главе будут описаны методы сбора ин формации о семье.
Анализируя ход семейной истории, стадии развития се мьи, паттерны взаимоотношений, переходящие в новые поколения, и события, предшествующие кризису, удобно использовать методику «Генограммы». Генограмма пред ставляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней ме ре, в трех поколениях. Она позволяет быстро охватить сложные семейные проблемы, является богатым источни ком информации (поскольку многие проблемы в семье ча сто имеют глубокие исторические корни) .
Генограмма позволит:
• проследить повторяющиеся паттерны взаимоотно ш ений, переходящ и е из поколения в поколение ;
• увидеть типичные кризисные события в семье пред ков и то, как они преломляются или могут проявить ся в вашей собственной семье;
• привести в порядок семейну ю историю, пересмот реть неписаные семейные законы;
• использовать полученные знания в реш ении теку щих проблем;
• предотвратить мног и е стереотипн ы е проблемы в будущем;
• выработать новые подходы к жизни, к решению те кущих задач.
Генограммы показывают семейную информацию гра фически, что дает возможность быстро описать сложные семейные паттерны, они являются богатым источником гипотез о связях проблем с семейным контекстом и раз-
витием во времени. Для терапевтических записей ис пользование генограммы обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту, не знакомому со случаем, полу чить большое количество информации о семье и соста вить мнение о ее потенциальных проблемах.
Генограмма, в отличие от других форм исследователь ской записи, позволяет постоянно вносить добавления и коррективы при каждой встрече с семьей. Она дает те рапевту возможность держать в голове больш ое число членов семьи, их взаимоотношения и ключевые события семейной истории.
Генограмма не является тестом,скорее, она представля ет собой инструмент генерирования клинических гипотез для дальнейшей системной оценки. Этот метод был разра ботан Муррэем Боуэном для анализа семейной истории с позиции системной теории семьи*.
В сочетании с генограммой в работе обычно использу ется список важных событий семейной истории или мето дика «Линия времени», в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по го ризонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта. Проводят ся вертикальные линии, и над ними надписываются собы тия жизненного цикла. Например: «Николай потерял ра боту», «Мария и Владимир поженились» , «Отец Сергея умер» и т. д. Эта методика позволяет организовать трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более
* Список используемых в генограмме символов представлен в книге Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
удобной графической форме. Особенно важной эта мето дика становится при размышлении терапевта о том, поче му семья пришла за помощью именно сейчас. Что изме нилось в семье? Что стало другим во внешних связях се мьи? В чем состоит пусковой момент кризиса?
Сбор информации о семейной истории обычно прохо дит в контексте общего семейног о интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. По этому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощ и семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий; от легких вопросов к труд ным, провоцирующим тревогу; от очевидных фактов к суж дениям о взаимоотношениях и далее, к циркулярным гипо тезам о семейном функционировании.