Семейная кризисная психотерапия (скп)

Семейная психотерапия проводится в случаях, когда причиной психологическог о кризиса служит семейный конфликт. Целями семейной терапии являются: повыше­ ние сплоченност и семьи, улучшение адаптации ее чле­ нов к кризисным ситуациям, выработка конструктивно­ го стиля общ ения между членами семьи.

Наиболее распространенной причиной психологиче­ ского кризиса являются семейно-личн ы е конфликты. О собое значение подобны х конфликтов, по-видимому, состоит в том, что индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения, в результате чего у него разви­ вается чувство эмоциональной изоляции.

М о ж н о выделить два варианта указанной ситуации: супружеский конфликт (или шире — конфликт между сексуальными партнерами) и конфликт между родствен­ никами (в том числе — детско-родительский) . Особенно трудной является ситуация развода.

Возможны следующие установки партнеров, обратив­ шихся за терапевтической помощью:

а) продолжение отнош ений на лучшем, чем до кри­ зиса, уровне;

б) сохранение неустойчивог о равновесия; в) четкое и окончательное разделение.



А. Улучшение докризисных отношений. В этом случае оценивается, какие способы адаптации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что мешает ре­ ализовать потребность в примирении. Если выявленная угроза отнош ения м носит внеш ний характер (вмеша­ тельство или недостаточная помощь родителей, наруше­ ние баланса в результате изменения состава семьи и т. д.) , помощ ь должна быть нацелена на формирование более эмпатийног о отнош ения близких к клиенту и его парт­ неру. В случае внутренней угрозы отнош ения м (непо­ средственное ухудшение взаимоотно ш ений партнеров) применяется тактика, направленная не только на разре­ шение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отнош ению друг к другу.

Б. Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивог о равновесия обращение за помощью про­ исходит обычно в период временног о разделения. Парт­ неры в ходе терапии вовлекаются во взаимные контак­ ты — очные или заочные, используя телефон, переписку, родственников и друзей в качестве посредников. Содер­ жанием контактов является выяснение нерешенных про­ блем во взаимоотно ш ениях, при этом не обсуждается, какой ущерб партнеры нанесли друг другу.

Терапевт не дает рекомендаций относительно сохране­ ния или прекращения отношений, напротив, подчеркива­ ется, что ответственность за решение этого вопроса лежит на клиенте и его партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственника­ ми. В этих случаях у супругов достигается осознание роли




указанного фактора и им предлагается перестроить отно­ шения с родственниками с учетом собственных интересов.

В. Четкое и окончательное разделение. Данный вари­ ант встречается в ситуации кризиса чаще всего (особен­ но у женщ ин) . Данная группа клиенток испытывает, во- первых, неудовлетворенность име ющ имис я интимно - личными отношениями, во-вторых — страх расставания с объектом эмоциональной привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримониального статуса, а так­ же опасения по поводу возможности воспитать детей без отца; наконец, в-третьих — неверие в свою способность вновь сформировать взаимозависимые отношения с дру­ гим партнером.

В подобных случаях в качестве неадаптивных устано­ вок выступает неприятие — даже на непродолжительное время — статуса одинокой женщины, а также представ­ ление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для того, чтобы с помощью создания и сохранения пары избежать неприемлемых для себя и непереносимы х пе­ реживаний отвержения и одиночества.

В случае принятия окончательног о решения о разры­ ве отнош ений при сохранении эмоционально-сексуаль­ ной привязанности к партнеру СКП заключается в следу­ ющем. Аналогично приемам кризисной психотерапии в ситуации смерти л ю бимог о человека психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает клиенту сочувственное разделение эмоций горя и тревоги, а при отвержении клиента партнером — и чувств обиды и уни­ жения. Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможности устроить свою будущую



личную жизнь, связанные со страхом одиночества и со­ мнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной са­ мооценки, а на этапе кризисног о вмешательства — на со­ здание мотивации к выработке эффективных форм поло- ролевого поведения, которые помогут в будущем устано­ вить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестрой­ ке сознания индивида, а именно представления о себе как о существе, немыслимом вне пары.

При наличии конфликта с родственниками программа СКП проводится следующим образом. В фазе установле­ ния терапевтическог о контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейског о судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Актив­ ность психотерапевта должна быть направлена на улучше­ ние семейной атмосферы в интересах всех членов семьи.

В процессе индивидуальн ых и групповых сессий про­ водится оценка точек зрения членов семьи на суть и при­ чины конфликта, отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отно ш ени ю друг к другу. Затем проводятся семейн ы е диспуты с целью формирования общ ей позиции семьи в подходе к актуальным пробле­ мам. В случае взаимног о недоверия членов семьи для осущ ествления немедленны х совместны х позитивны х действий по разрешению проблемы заключается семей­ ный договор. При необходимост и проводится психоло­ гическая коррекция тревоги членов семьи, связанной

с перестройкой ролей и позиций в семье с целью уста­ новления более эмпатийных отношений.

Важной методикой при проведении психотерапии яв­ ляется проигрывание ситуаций. Сюжет может быть взят из жизни клиентов или носить более обобщенный характер. Могут, например, проигрываться и обсуждаться темы

«Трудный выбор», «Решительный разговор», «Обида» и т. д. Любой из членов психотерапевтической группы (которая часто состоит не из одной семьи, а из нескольких с похо­ жими проблемами) может исполнять роль, значимую для него, или быть режиссером ситуации. Затем участники ме­ няются ролями или одну и ту же роль играют разные лица. Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов (так называемый метод пантомимы) .

М о ж н о выделить пять этапов работы с семейно й группой:

1. Выявление центральной проблемы семьи, распре­

Наши рекомендации