И судьбой собеседника, симпатию к нему.
2. Задавайте вопросы прямо, в искренней и спокой ной манере; используйте технику активног о слушания.
3. Выясните, насколько ясный образ будущего суи цидальног о действия сформирован у собеседника:
• суицидальный план;
• время и место исполнения;
• См.: Вестник РАТЭПП, 1995. Ьар://га1ерр.Ьул11ДЬгаге/зшс1с1/5шс1<1.Ьгт Эти рекомендации, данные для телефонного консультирования, пригод ны для любой формы кризисного вмешательства
• суицидальные мысли и попытки в прошлом;
• самооценка вероятности своего суицида.
4. Попытайтесь выяснить причины и условия фор мирования суицидальных намерений, но не настаивайте на их обсуж дении, если для собеседника это слиш ком тяжело.
Побудите его выразить свои чувства, связанные с проблемной областью.
6.. С просите, приходилос ь ли ему ранее рассказы вать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот во прос помо ж ет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возмо ж но , главная его проблема в социальной (само ) изоляции.
7. Будьте готовы к психотерапевтической работе (воз можно , на длительное время) с вашим собеседником.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ1
Составьте список дополнительных вопросов, которые, на ваш взгляд, необходимо выяснить, чтобы построить стратегию кризисной помощи, и проведите ролевую игру. Включите вопросы о степени вы раженности депрессивного состояния. Ориентируйтесь на следующие признаки депрессии*:
1. Пониженное настроение, глубокая печаль (или раздражитель ность у детей и подростков).
• См.: Катан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. Т. 1. Гл. 10. С. 324.
2. Выраженное снижение интереса или удовольствия ко всему или почти ко всему, что бы ни происходило на протяжении большей части дня.
3. Значительная потеря массы тела либо потеря аппетита или пе реедание.
4. Изменения в режиме сна: бессонница или повышенная сонли вость.
5. Снижение энергетического тонуса организма: хроническая ус талость, жалобы на разнообразные физические недомогания.
6. Существенное снижение работоспособности (учеба, профес сиональная деятельность), ухудшение памяти и внимания, отвлекае- мость. Снижение способности принимать решения.
7. Чувство собственной неполноценности, потерянности, чрез мерной или неуместной вины, стыда.
8. Периодически возникающие мысли о смерти, суицидальный план, суицидальные попытки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
Проведите несколько вариантов ролевой игры (завершение ин тервью 1). Попытайтесь прийти к совместному договору о кризисной помощи, назначьте пациенту следующую встречу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3
Проведите письменный анализ приведенного ниже отрывка из те лефонной беседы с целью определения степени суицидального рис ка. Проведите экспресс-оценку по «Шкале угрозы суицида». Сравни те полученные результаты. Свои выводы обсудите в группе.
Телефонная беседа
К. (консультант): Слушаю вас! Чем могу помочь?
С. (собеседница): Я... не знаю. Не знаю, что говорить... (плачет).
К.: Вы очень расстроены.
С: Со мной произошла ужасная вещь. Не знаю, с чего начать.
К.: Можете называть меня... А как к вам обращаться?
С:...
К.:Хорошо, что вы позвонили.
С.Может... пусть... этоу вас работа... Аяуже дошла до... Пони маете, я встретила одного человека. Все было просто здорово, а сего дня все кончилось... не знаю, что это... Я никому не могу рассказать...
К. .Мне можете.
С: Я вела себя глупо... глупо... Мне так стыдно. Я себя ненави жу. Все было неправдой. Не прошло двух недель, как все кончилось (плачет).
Л-.; Что же случилось?
С: Самое ужасное, что я не знаю! (плачет). Мы должны были встретиться на дискотеке. Он с друзьями был. Я никого из них не знаю. Сначала я думала, он меня не заметил в толпе, подошла... А он так на меня посмотрел, как будто: «Ну, что там еще?» Я даже не со образила, что сказать. И потом... он был с девушкой, понимаете?.. И делал вид, что меня не знает! (плачет).
К.: Хм. Да уж.
С: Я не могу понять, как это может быть. У меня такое чувство, что это сон какой-то! Я не могу поверить... я не знаю, ничего ведь не было плохого!
К.: Давайте разберемся. Когда была эта дискотека?
С: Сегодня вечером. Не знаю, сколько прошло времени. Мне хо телось растерзать их в клочья. Потом мне стало плохо, натурально тошнило, все внутри перевернулось, как будто бы я отравилась, я еле
ушла. Не могла я там одна торчать! А теперь домой идти, а я не могу (пауза). Вы не знаете, который час?
К.: Уже половина первого. А сейчас? Как сейчас вы себя чувст вуете?
С: Я чувствую себя обманутой дурой!
К.: Вы накануне не ссорились с вашим другом?
С: Нет, просто мы не виделись несколько дней, он говорил, что у него дела, проблемы всякие. Я во всем виновата! (плачет).
К.: В чем вы виноваты?
С: В том, что доверяла, верила всему, дурочка, наивная идиотка. Меня так воспитали, да! Что я не знаю, кому верить! То я сидела все дома, потому что «до девяти - не позже»! И теперь такое... (пауза).
К.: Родители старались удержать вас дома?
С: Да, они вообще ничему меня не научили, только всего боять ся. А теперь скажут: «Вот! Мы были правы». Я не могу жить!
К.: Вам сейчас так плохо, что вы не хотите жить?
С; Да! Я хочу, чтобы все кончилось! Всем было бы лучше, и ро дителям спокойнее.
К.: И?
С: Еще на дискотеке я подумала, что сейчас пойду на крышу и спрыгну. Я была в одном подъезде. Там выход на крышу закрыт... Потом... хотела... сначала пойти к подруге. Но ее не было дома.
К.: Слава Богу, что чердаки хоть у нас закрывают. Это в первый раз у вас такое?
С: Да нет. Я уже туда ходила... давно, два года назад, там откры то было, но тогда из-за школы, дурочка. Маленькая еще была, в вось мом классе.
/С ; И в тот раз кто-то вам помешал?