Основы организации медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях.
Медицинское снабжение (МС) представляет собой систему научных знаний и практических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребностей СМК во всех режимах функционирования.
МС ВСМК организуется в соответствии со следующими принципами:
· организация МС должна соответствовать задачам и структуре ВСМК;
· организация МС должна соответствовать существующей организации МС в здравоохранении РФ;
· запасы МИ должны обеспечивать высокую готовность ВСМК и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки.
Задачи МС ВСМК:
· обеспечение МИ ЦМК и подчиненных им учреждений и формирований;
· обеспечение готовности учреждений и подразделений МС к работе в различных режимах функционирования;
· прогнозирование потребности в МИ в ЧС;
· создание резервов МИ;
· сбор и анализ информации о состоянии МС в ЧС;
· организация защиты МИ от поражающих факторов ЧС;
· организация бесперебойного снабжения МИ;
· взаимодействие с органами МС федеральных, территориальных и местных органов исполнительной власти;
· наличие четкой и эффективной системы учета и отчетности по МС;
· совершенствование организации МС в ЧС;
· контроль состояния МС;
· участие в разработке нормативно-правовых документов ВСМК;
· участие в подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов ВСМК;
· международное сотрудничество в области организации МС.
Снабжение МИ ВСМК осуществляется в соответствии с требованиями Положения по организации МС СМК, утвержденного МЗ РФ от 11.03. 97.
К органам медицинского снабжения относятся: отделы медицинского снабжения ЦМК, аптеки и склады подчиненных им учреждений.
На них возлагается выполнение следующих основных функций:
· определение потребности в МИ, его заготовка, учет, хранение и отчетность;
· приготовление лекарственных средств;
· отпуск МИ для повседневной лечебно-профилактической деятельности и накопление запасов на случай ЧС;
· содержание запасов и резервов МИ в готовности к применению по предназначению;
· техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;
· контроль качественного состояния МИ;
· совершенствование организации органов МС.
Порядок накопления, содержания, учета, и использования резерва МИ СМК определяется Положением о резерве МИ СМК МЗ РФ (утверждено первым заместителем МЗ РФ 17.02.98),неснижаемых запасов – распоряжениями соответствующих органов управления здравоохранением.
Объем и содержание задач, решаемых органами МС, зависят от режима функционирования СМК.
При повседневной деятельности особое внимание уделяется подготовке к работе в ЧС, для чего планируется и осуществляется:
· определение потребности МИ для запасов;
· нормирование МИ для снабжения в ЧС;
· накопление и содержание запасов МИ в постоянной готовности к выдаче и использованию в ЧС;
· выполнение экстренных поставок МИ органам здравоохранения РФ;
· подготовка, усовершенствование, тренировка штатного состава подразделений МС для работы в ЧС;
· подготовка рекомендаций и оказание методической помощи подчиненным учреждениям и формированиям СМК по организации МС в разных режимах функционирования.
Общее руководство обеспечением МИ ЦМК, подчиненных ему формирований и учреждений осуществляет его директор непосредственно или через одного из своих заместителей.
Непосредственно снабжение МИ осуществляет начальник отдела медицинского снабжения с помощью персонала отдела.
МС лекартвенными средствами и предметами ухода за больными полевых госпиталей во время автономной работы осуществляет аптека, медицинской техникой и другими предметами медицинского назначения - отдел материально-технического обеспечения госпиталя.
При направлении в район ЧС бригады или группы бригад специализированной медицинской помощи для автономной работы из состава бригады назначается материально ответственное лицо для обеспечения МИ.
В плановом порядке МИ заготавливается из расчета обеспечения фактической потребности на один год. Возникающая в течение этого года дополнительная потребность обеспечивается путем разовых закупок.
Финансирование приобретения МИ для накопления в резервах ВСМК осуществляется за счет средств, получаемых на эти цели из бюджетов всех уровней исполнительной власти.
Финансирование заготовок МИ для неснижаемого запаса ЛПУ производится местным бюджетом.
3. Подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.
Руководство деятельностью аптечных учреждений осуществляется органами управления фармацевтической деятельностью, функционирующими в системе здравоохранения.
На уровне субъектов РФ органы управления фармацевтической деятельностью представлены по разному:
· фармацевтическими комитетами в составе органов исполнительной власти;
· подразделениями в структурах органов управления здравоохранением;
· государственными предприятиями «Фармация»;
· оптово-производственными предприятиями;
· акционерными обществами «Фармация».
Они осуществляют руководство деятельностью подчиненных аптечных учреждений и снабжением МИ аптечной сети через аптечные склады, которые могут быть как самостоятельными предприятиями, так и входить в состав государственных, оптово-производственных предприятий или акционерных обществ.
На местном уровне управление фармацевтической деятельностью осуществляется центральными городскими (в Москве - окружными) и районными аптеками.
Помимо задач повседневного обеспечения населения и ЛПУ лекарственными средствами, органы управления фармацевтической деятельностью и аптечные учреждения осуществляют подготовку к работе в ЧС и снабжение ЛПУ, формирований и учреждений СМК в зоне ЧС.
Подготовка аптечных учреждений к работе в ЧС предусматривает:
· повышение готовности аптечных учреждений к выполнению своих задач в сложных экстремальных условииях;
· заблаговременное создание запасов МИ в аптечной сети;
· разработка мероприятий для обеспечения поставок МИ в оптимальные сроки;
· разработка и реализация мероприятий по повышению устойчивости работы аптечных учреждений в ЧС;
· обеспечение рационального использования сотрудников.
Все мероприятия по обеспечению работы аптечного учреждения в ЧС заблаговременно планируются в соответствии с полученным заданием.
Разработка плана работы аптеки в ЧС и выполнение его пунктов возлагается на специальные объектовые подразделения ГОЧС, которые создаются в каждом аптечном учреждении.
МИ неснижаемого запаса хранится отдельно от используемого для повседневных нужд.
Учреждения здравоохранения и формирования СМК признаются готовыми к работе в ЧС, если они полностью укомплектованы МИ.
В ЧС снабжение МИ формирований и учреждений СМК осуществляется в соответствии с планами снабжения. Планирование осуществляется в соответствии с заданиями и на основании исходных данных, которые поступают от органа управления фармацевтической деятельностью по подчиненности.
К исходным данным относятся:
· задачи по снабжению МИ на планируемый период;
· прогнозируемая или реальная общая и медико-санитарная обстановка в ЧС;
· перечень формирований и учреждений здравоохранения, прикрепляемых на снабжение, а так же их характеристика;
· наличие неснижаемых и других видов запаса МИ в учреждениях;
· источники централизованного получения МИ и места нахождения поставщиков;
· обеспечение транспортом для доставки МИ;
· порядок взаимодействия с органами управления МС СМК;
· порядок финансирования заготовок МИ в ЧС.
По завершению, формированиями ВСМК, мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным неизрасходованное МИ приводится в порядок и возвращается в аптечное учреждение для дальнейшего хранения, составляется отчет по МС.