Движение с использованием промежуточных ориентиров

При движении по азимуту практическая точность выхода на ориентир составляет обычно до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому всегда желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры. Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас. Затем визируют в нужном направлении (или рядом с ним) какой–нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и двигаются. Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь. При определении направления надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе. При движении по азимуту на пути туристов могут встретиться значительные по ширине препятствия, например озеро или скальный участок. Для строгого выдерживания общего направления обходить их желательно по ломаной линии с наименьшим количеством «колен». При обходе следует четко записать величины промежуточных азимутов и расстояния, пройденные по ним. Для того чтобы не сбиться с правильного направления, полезно в процессе движения вычертить на листе блокнота (на планшете) путь обхода с углами и длинами «колен».

Движение без четких ориентиров При отсутствии ориентировв поле, тундре, степи или при плохой видимости можно двигаться методом створа. Руководящий движением турист контролирует направление, находясь в конце группы: он видит всю цепочку туристов, может сопоставить ее направление с заданным азимутом и своевременно предупредить об отклонениях.

При наличии солнца (луны, звезд) можно двигаться по азимуту, замерив угол направления по отношению к этим небесным телам. Через каждые полчаса их положение на небе надо уточнять с помощью компаса. Из приемов такого ориентирования наиболее распространено ориентирование по своей тени. В ветреную погоду полезно запомнить направление ветра или движения облаков относительно сторон горизонта. На широких открытых пространствах зимой можно ориентировать движение по снежным застругам. В густо залесенной местности для выдерживания направления рекомендуется поочередно обходить встречающиеся препятствия – деревья, кусты, завалы – то с левой, то с правой стороны. Иногда при отсутствии промежуточных ориентиров полезно делать заведомое отклонение в определенную сторону от заданного азимута. Пройдя рассчитанное шагами или по времени движения расстояние до конечного ориентира, туристы круто сворачивают в сторону и разыскивают в новом направлении (одном, а не в двух противоположных, как было бы, если бы они двигались прямо по заданному азимуту) искомую точку на местности. При больших расстояниях надо намечать ограничительные (боковые) ориентиры, а конечный ориентир выбирать по возможности линейным и таким, чтобы он был развернут широким фронтом к направлению движения туристов.

При потере ориентировкина легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место. На сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую. Если туристы заблудились, а разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та – к большой реке, на которой обязательно встретятся люди, жилье. По пути на видных местах следует оставлять туры с записками – это облегчит и ускорит поиск пропавших.

Сезонность и метеоусловия, естественно, вносят изменения как в распорядок дня, так и в график движения туристской группы. У туристов, умеющих пользоваться компасом, картой, уверенно ориентироваться на местности, осложнений в походе не бывает.

Движение с использованием промежуточных ориентиров - student2.ru Если нет компаса, ориентируются по солнцу, Полярной звезде. Можно ориентироваться и по местным признакам, например, мхам, лишайникам, муравейникам, и по туристской маркировке. Каждому туристу необходимо изучить условные топографические знаки, разобраться в численном и линейном масштабах, чтобы определять расстояние по карте. На малых привалах следует освободиться от рюкзаков, размять мышцы, расслабиться. Можно отдыхать лежа, положив ноги на пенек или рюкзак. В жаркое время увеличивают время малого привала, чтобы туристы могли выкупаться в реке или озере, возле которых они остановились. Большой привал планируется, как правило, на вторую половину пути, чаще всего после 2/з пути. В это время туристы принимают пищу, переодеваются и переобуваются, отдыхают. Руководителю похода следует обратить особое внимание на новичков, поинтересоваться их самочувствием и настроением, выслушать их мнение о маршруте. Важно выбрать удачное место для бивака. Принимается во внимание удобство расположения, близость воды, наличие дров, безопасность. Биваки могут быть дневные и с ночлегом в палатках; лагерь лучше всего разбивать на сухой, ровной площадке, нельзя ставить палатки в низинах, на крутых склонах, сыпучих откосах. Устройством бивака с ночлегом занимаются в дневное время с таким расчетом, чтобы все успеть сделать до темноты. В работах по его устройству должны быть занять все участники похода.

Протяженность маршрута измеряется по карте с учетом увеличения за извилистость и характер рельефа. Окончательный результат подписывается у соответствующих ориентиров нарастающим от исходного пункта итогом. В дальнейшем, во время движения, эти данные используют для контроля правильности движения, сличая их с расстояниями, которые считываются со спидометра. На карте, предназначенной для планирования марша, дополнительно отмечают десятикилометровые участки по маршруту.
При изучении маршрута, поднятого на карте, устанавливаются характер дорог, перекрестков, развилок, их взаимное расположение. Если позволяет время, то необходимо изучить и запомнить не только маршрут, но и местность вдоль маршрута в полосе 3-4 км, обращая особое внимание на вероятные объезды разрушенных объектов и труднопроходимых участков.
Предварительная подготовка карты имеет очень большое значение для точного ориентирования на местности и выдерживания маршрута. Если условия обстановки не позволяют полностью подготовить карту и детально изучить маршрут, то прежде всего следует поднять маршрут на карте, а при первой возможности наметить ориентиры и определить расстояния до них.

В лесной местности, когда движение совершают без дорог или по дороге, не отмеченной на карте, ориентирование восстанавливают по линейным ориентирам. Например, подразделение, двигаясь по лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 10°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 10°, показано на карте три. После внимательного изучения местности по карте командир установил, что одна из полян находится в лощине (рис. 3.14), другая расположена в седловине, а третья - на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить свое местонахождение (точку стояния - Т. С.) на поляне в седловине,

Наши рекомендации