Особенности передвижения по снегу
Возможность вытаптывания или выбивания ступеней, использование кошек на твердом снегу, применение скольжения. Возможность почти повсеместной организации точек опоры для страховки.
Опасности, возникающие на смежных участках маршрута
а) вызываемые состоянием и формой снежной поверхности,
б) метеорологическими условиями,
в) неподготовленностью и неправильным поведением альпиниста.
Практические занятия
(6 часов)
Техника передвижения по снежным склонам
Зависимость приемов от крутизны и состояния снежной поверхности.
Правила пользования ледорубом. Опора на ледоруб. Самозадержание с помощью ледоруба.
Подъем, пересечения и спуски по склонам различной крутизны со снегом разного характера.
Подъем на параллельных ступнях, "елочкой", "зигзагом", "в три такта".
Пересечение склонов на параллельных ступнях (боком к склону) и "в три такта" (лицом к склону).
Спуски лицом вперед и лицом к склону ("в три такта").
Скольжение на ногах с опорой на ледоруб при спусках по безопасным склонам.
Использование кошек при движении по твердому фирну или насту.
Выбор пути при передвижении по снежным и фирновым маршрутам
Выбор пути должен соответствовать условиям максимальной безопасности, содействовать упрощению применяемых способов передвижения и ускорению движения.
Выбор времени суток.
Выбор пути;
а) на закрытом леднике. Распознавание и зондирование трещин, движение поперек возможных трещин;
б) через трещину по снежному мостику. Выбор способа преодоления мостика;
в) на снежном, фирновом поле;
г) по снежному склону, опасному в отношении лавин;
д) через подгорную трещину;
е) по снежному кулуару (вдоль, поперек кулуара);
ж) по снежному острому гребню;
з) по снежному гребню с карнизами;
и) для скольжения. Прибегать к спуску способом скольжения при абсолютной безопасности склона.
Организация бивуака на снегу
Требования к бивуаку:
а) максимальная безопасность места расположения,
б) возможность наиболее полного отдыха. Установка палатки:
а) на склоне,
б) на гребне.
Устройство снежной пещеры. Удобства и особенности организации ночлега в снежной пещере. Вынужденный бивуак (холодный ночлег).
Узлы
Описание узлов
Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.
Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.
Узел встречный (рис. 1в).
Рис. 1. Встречный узел.
Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).
Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико.На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.
Прямой узел (морской).
Рис. 2 г. Прямой узел
Применяется для связывания веревок одинакового диаметра, сейчас на практике почти не используется, т. к. недостаточно надежен. Вместо него используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.
На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),
Рис. 2 а.
затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).
Рис. 2б
Возможен и другой способ завязывания прямого узла (рис. 2в).
Рис. 2 в.
Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла напротив друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.
Рис. 3 а.
затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли и пропускают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).
Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).
Узел шкотовый.
Применяется для связывания веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают веревку меньшего диаметра (рис. 3 а),
Рис. 3 б. Рис. 3 в. Шкотовый
После этого узел очень аккуратно расправляют и затягивают, обязательно завязывая контрольные узлы (рис. З в).