Эмоциональная отзывчивость и экспрессивность родителей.
Ориентация на ребенка.
- Различного рода сенсорная стимуляция и выражения позитивных эмоций.
- Взрослый вступает в полноценные, ориентированные на ребенка взаимодействия.
- Рассказывает ребенку о нормальной сексуальности и нормальных взаимоотношениях.
- Составляет правила безопасности и здоровья.
- Время от времени ругает, критикует ребенка и прерывает его деятельность.
- Использует эмоциональную манеру выражения и иногда довольно резкий тон.
Пограничное отношение.
- Взрослые проявляют эмоциональную ригидность и негибко реагируют на ребенка.
- Используют вербальное и невербальное давление и с его помощью пытаются достичь нереалистичных целей.
- Часто используют вербальные и невербальные принудительные методы, что сводит к минимуму уверенность ребенка в собственных силах.
- Родители нечутко реагируют на потребности ребенка.
- Взрослые несправедливо сравнивают ребенка с другими детьми.
- Взрослые пользуются преимуществом своего положения или игнорируют зависимое положение ребенка.
- Посягают на потребность ребенка в уединении.
Неприемлемые формы поведения /насилие/отсутствие родительской заботы.
- Взрослые унижают и оскорбляют ребенка.
- Выражают амбивалентные чувства по отношению к ребенку, проявляют любовь в зависимости от обстоятельств.
- Эмоционально и физически отвергают внимание ребенка.
- Пользуются грубыми и жестокими методами контроля.
- Нечувствительны к потребностям ребенка.
- Взрослые намеренно пугают ребенка, угрожают ему или провоцируют у него негативные реакции.
- Реагирует чрезмерно эмоционально и непредсказуемо.
- Пользуясь зависимостью ребенка, применяют принуждения, угрозы или подкуп.
- Используют сексуальное или физическое принуждение и насилие.
Итак, в тех случаях, когда ребенок и его личность занимают центральное положение, родители используют приемлемые и нормальные формы воспитания, способствующие его развитию. Компетентные родители по-разному стимулируют развитие ребенка, они предъявляют свои требования к ребенку в зависимости от его потребностей и способностей. Разумеется, родители часто ругают, критикуют ребенка и даже демонстрируют нечуткость к его потребностям; в действительности, чтобы вырастить дисциплинированного ребенка, иногда нужен строгий контроль, требовательность и эмоциональная экспрессивность.
Однако при пограничном стиле воспитания родители ведут себя более безответственно, и ребенку наносится значительный вред. Таким родителям зачастую самим нужна помощь и наставление, которые позволили бы им овладеть эффективными методами воспитания.
Наконец, родители, не удовлетворяющие потребности ребенка, пользуются его зависимостью и совершают физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Они ведут себя неприемлемо и жестоко по отношению к детям. Итак, самый явный признак отсутствия родительской заботы — неспособность родителей чутко реагировать на потребности ребенка.
Итоги раздела
- Можно выделить четыре основных типа жестокого обращения с детьми: отсутствие родительской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие.
- Всегда существовали такие семьи, где с детьми обращались жестоко, но до последнего времени общество не рассматривало это явление как серьезную проблему или повод для беспокойства.
- Жестокое обращение с ребенком вызывает самые тяжелые и разрушительные формы стресса, которые часто ведут к нарушению адаптации.
- В семьях, где жестоко обращаются с детьми, отсутствует эмоциональная и физическая поддержка, поэтому у ребенка затруднена или отсутствует возможность исследовать окружающую среду и вырабатывать навыки взаимодействия с ней.
- Проявление заботы о ребенке можно описать в рамках гипотетического континуума: от приемлемых и нормальных форм воспитания до насилия и отсутствия родительской заботы.
- Границы между приемлемым и неприемлемым поведением по отношению к детям не всегда ясны или четко установлены, но осознание правильности или ошибочности действий помогает предотвратить жестокое отношение к ребенку.
Типы насилия
Приходилось ли вам сидеть с маленьким ребенком или руководить группой детей в лагере или в школе? Что бы вы сделали, если бы увидели, что у ребенка синяки? Вам следует знать, что на всей территории США действуют законы и официальные постановления, обязывающие людей, входящих в контакт с детьми в процессе общения или работы (например водителей автобусов, работников детских садов, учителей, воспитателей и т. д.) сообщать полиции или властям об известных или возможных случаях насилия над детьми. Эти законы и постановления предусматривают ситуации, в которых детей нужно забрать изсемьи, если к ним применяется насилие. Статьи закона определяют формы жестокого обращения, которые наказываются в уголовном порядке.
Ситуации, негативно влияющие на здоровье и состояние детей, предполагают проявление насилия и отсутствие заботы со стороны взрослых, а не патологическое поведение ребенка или наличие у него психического расстройства. Таким образом, в Руководстве DSM-IV-TR отсутствуют специфические определения типов жестокого обращения с детьми. В Руководстве жестокое обращение с ребенком (со стороны взрослого или другого ребенка) рассматривается в разделе I под рубрикой «Другие условия, которые могут стать объектом клинического исследования». Если ребенок, который испытал насилие, страдает от клинического расстройства, такого как депрессия (раздел I), то жестокое обращение может рассматриваться в разделе IV (психосоциальные проблемы и проблемы окружающей среды), поскольку оно может повлиять на диагностику, лечение и последствия детской депрессии. Типы жестокого обращения определены в Национальных статистических исследованиях, которые проводятся с 1980 года Министерством здравоохранения и социальных служб (осуществлено уже три таких исследования). Эти работы учитывают статистику официальных докладов и результаты репрезентативного опроса специалистов, общающихся с детьми в процессе своей профессиональной деятельности.
Физическое насилие