Учебное помещение и учебное оборудование.
План лекции:
1. Строение мышц.
2. Основные группы мышц.
3. Причины нарушения осанки у детей.
4. Плоскостопие.
Строение мышц. Движения нашего тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц. По строению и физиологическим свойствам различают поперечнополосатые и гладкие мышцы. К поперечнополосатым принадлежат скелетные мышцы, мышца сердца, а к гладким — мышцы других внутренних органов, кровеносных соудов. Для всех видов мышц характерно общее свойство — сократимость мышечных волокон.
Все произвольные простые и сложные движения осуществляются в результате сокращения поперечнополосатых мышц скелета. В теле человека их насчитывается около 400.Кяждая мышца представляет собой орган, имеющий мышечную и сухожильную часть. Пучки скелетных мышц, все более укрупняясь, образуют пучки первого, второго и третьего порядка. Каждый из пучков разделен прослойками соединительной ткани, а вся мышца снаружи покрыта чехлом, тоже соединительнотканным, который называется фасцией.
Мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий. Сухожилия образованы соединительной тканью и не обладают свойством сократимости.
В зависимости от местонахождения и выполняемой функции различают мышцы короткие, круговые, широкие и длинные. Короткие мышцы располагаются в местах наименьшего размаха движений и большого сопротивления. Примером могут быть межпозвоночные и межреберные мышцы. Круговые мышцы располагаются вокруг глаза, рта и т. п. Примером широких мышц являются мышцы живота, спины, груди.
Длинные мышцы находятся на верхних и нижних конечностях (мышцы плеча, предплечья, голени, бедра).
По выполняемой функции мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели, т е выступают по отношению друг к другу в качестве антагонистов или синергистов. Например, двуглавая и трехглавая мышцы плеча являются антагонистами, а мышцы, обеспечивающие одно определенное действие, например сгибание в локтевом суставе,— синергистами.
Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов ( кишечника, пищевода, желудка, кровеносных сосудов, бронхов и т др )
Основные группы мышц. Мышцы туловища делятся на мышцы спины, груди и живота. К мышцам спины относятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, мышца, поднимающая лопатку, ромбовидная и другие мышцы.H другие мышцы. Все эти мышцы обеспечивают движение и укрепление плечевого пояса и рук. Вертикальное положение тела и разгибание позвоночника осуществляют глубокие мышцы спины, которые лежат под вышеперечисленными мышцами.
К мышцам груди принадлежат малые и большие грудные, наружные и внутренние межреберные, передние зубчатые и другие мышцы.
К мышцам живота относятся мышцы, образующие брюшной пресс (прямая, внутренние и наружные косые, поперечные). Большой пресс выполняет ряд функций: он участвует
в акте дыхания (сокращение мышц брюшного пресса повышает давление в брюшной полости и способствует увеличению кривизны диафрагмы во время выдоха); находясь постоянно в некотором напряжении, мышцы брюшного пресса способствуют удержанию органов брюшной полости в нормальном положении и принимают участие в движении позвоночника. Диафрагма, или грудобрюшная преграда, отделяет брюшную полость от грудной. Внешне она имеет вид купола, прикрепленного к краю нижнего отверстия грудной клетки. Участвуя в акте дыхания, диафрагма может изменять форму — уплощаться (при вдохе) и вдаваться внутрь грудной полости (при выдохе).
Мышцы верхней конечности представлены мышцами плечевого пояса и мышцами свободной верхней конечности. Мышцы плечевого пояса участвуют в движениях верхних конечностей. Они располагаются на спинной и грудной стороне туловища. Таковы, например, надостная, подостная, подлопаточная, дельтовидная и другие мышцы. К мышцам свободной верхней конечности относятся, например, двуглавая мышца меча, трехглавая мышца плеча и другие мышцы.
Мышцы нижней конечно делятся на мышцы таза (среди них укажем подвздошно-поясничную, большую, среднюю и малую ягодичные мышцы и др.) и мышцы свободной нижней конечности. К последним относятся, например, портняжная мышца, четырехглавая мышца бедра, двуглавая мышца бедра, тонкая, полу сухожильная мышцы и икроножная мышца — сгибатель коленного и голеностопного суставов.
Мышцы головы образуют две группы — жевательные и мимические. К жевательным мышцам принадлежат височная, жевательная две крыловидные (внутренняя и наружная). Все жевательные мышцы концами прикрепляются к нижнечелюстной кости. Мимические мышцы достигли у человека большого развития и совершенства. При их помощи изменяется выражение лица — мимика. В отличие от жевательных мимические мышцы прикрепляются к коже. К мимическим мышцам относятся, например, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, скуловая мышца, мышца смеха, щечная мышца и квадратные мышцы, участвующие в поднимании губ и углов рта.
В области шеи находятся мышцы, выполняющие различные функции: повороты, наклоны головы. К мышцам шеи принадлежат, например, широкая подкожная, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные-мышцы.
Причины нарушения осанки у детей.Удетей младшего школьного возраста продолжается процесс окостенения Скелета и постепенного укрепления мышечно-связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система ребенка в этот период интенсивно приспосабливается к новым нагрузкам, новым условиям. Детям приходится учиться правильно держать карандаш, ручку, подолгу сидеть за партой в школе, за рабочим столом дома. Образ жизни ребенка, его привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника, формируют осанку. Под влиянием неблагоприятных воздействий у детей относительно легко возникают различные искривления позвоночника. Тяжесть подобных заболеваний особенно ярко проявляется у младших школьников и у подростков, причем чаще у девочек, чем у мальчиков. Это объясняется большей подвижностью мальчиков, которая способствует сохранению правильной осанки и устранению возникающих искривлений.
Осанка - это привычная поза при видении стоянии ходьбе. Правильной считается осанка, при которой все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной линии. Осанка вырабатывается в процессе роста, физического развития и воспитания у детей навыков сохранения правильной позы, Хорошая осанка ребенка — это собранность и подтянутость без напряжения. Манера правильно держаться важна не только с эстетической стороны. Неправильная осанка оказывает отрицательное влияние на здоровье ребенка: у него нарушаются кровообращение, дыхание, пищеварение. Сутулая спина, запавшая грудь не дают возможности легким функционировать нормально. Их жизненная емкость ниже нормальной. Недостаток кислорода влечет за собой нарушение окислительных процессов, что ведет, в свою очередь, к понижению сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды.
Одно из самых тяжелых нарушений осанки — сколиоз. Он связан не только с деформацией скелета, но и с нарушениями в правильности развития мышц. При сколиозе смещаются сердце, легкие, печень.
К особенно часто встречающимся нарушениям осанки и деформациям позвоночника относятся вялая осанка, плоская спина, сутулая спина..
Вялая осанка характеризуется резко выраженными шейными и грудными изгибами позвоночника. Голова у детей опущена, плечи сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая, лопатки отстают от спины, живот выступает вперед, ноги в коленных суставах слегка согнуты. Плоская спина выражается в уменьшении всех изгибов позвоночника. Плечи опущены вниз и слегка выдаются вперед, живот выпячен (особенно в нижней части).
При сутулой спине особенно сильно развит грудной изгиб позвоночника. Плечи сильно свисают вперед, уменьшена поясничная кривизна, сильно выпячен живот.
Все перечисленные нарушения осанки объясняются слабостью мышечной связочного аппарата, нарушением гармоний мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Школьники с подобными деформациями осанки быстро утомляются. Они беспокойны на уроках, у них часто возникает потребность сменять одно положение туловища другим.
Причинами возникновения дефектов осанки, сколиозов могут быть недостаточное развитие мускулатуры; неравномерность развития мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении; Перенесение некоторых болезней, таких, как рахит, при котором довольно часто деформируется грудная клетка; неправильный режим жизни ребенка; не соответствующая росту и пропорциям тела мебель; недостаточная освещенность рабочего места (неправильная поза); неудобная одежда (сдавливающие грудную клетку лифчики, тугие или слабые пояса).
Дети, у которых выявлены дефекты осанки, должны находиться под особым наблюдением. Необходимо постоянно следить за правильностью их позы во время занятий в школе и дома. Их следует сажать за парты среднего ряда, они должны носить учебные принадлежности не в портфелях, а в ранцах. На уроках физкультуры детей с нарушением осанки не выделяют в специальную группу, но дополнительно с ними проводят корректирующую гимнастику.
Корригирующие гимнастические упражнения — это система физических упражнений, укрепляющих определенные группы мышц и способствующих правильному развитию всего организма. Методика проведения корригирующих упражнений должна соответствовать возрастным особенностям организма детей младшего школьного возраста. Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку.
Корригирующие гимнастические упражнения включают упражнения для укрепления мышц, для улучшения координации движений, для исправления дефектов осанки, для закрепления правильной осанки.
Плоскостопие. В связи с прямохождением стопа человека приобрела своеобразную конфигурацию. Она имеет два свода - продольный и поперечный. Продольный свод опирается на пяточную кость и кости плюсны. Поперечный свод играет роль рессоры. В результате походка человека пружинистая, эластичная. Оба свода укреплены связками и мышцами. При ослаблении этих мышц тяжесть тела ложится на связки, своды придавливаются, и стопа становится плоской. При плоскостопии наблюдается быстрая утомляемость при ходьбе и физической работе. Нередко ребенок испытывает общее недомогание и другие неприятные ощущения.
Причины плоскостопия различны. Оно может быть вызвано врожденной слабостью мышечного аппарата, недостаточным общим физическим развитием, рахитом излишней тучностью ребенка, неправильно подобранной обувью. Нельзя разрешать девочкам носить обувь на высоком каблуке, так как при этом центр тяжести переносится вперед, вследствие чего мышцы и связки стопы перенапрягаются. Детям вредно носить обувь «на вырост». Для предупреждения дальнейшего развития плоскостопия рекомендуются стельки-супинаторы и укрепление мышечного аппарата ног с помощью гимнастики и массажа. Рекомендуется ходьба на носках, ходьба с опорой на наружный край стопы, упражнения на захват пальцами ног плоских предметов (карандаша, палочки), на захват стопами мяча.
вопросы для повторения
- Какое строение имеют скелетные мышцы и как они развиваются у детей?
- Какие мышцы головы, шеи, туловища и конечностей вам известны?
- Каковы причины повышенной утомляемости мышц у детей?
- Что такоеосанка и какие ее нарушения чаще всего встречаются у детей?
- Для чего применяются корригирующие гимнастические упражнения?
- Чем следует руководствоваться при подборе парт для учащихся?
Урок № - 35-36
Тема лекции. Регуляция функций организма гормонами желез внутренней секреции
План лекции:
1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
2. Железы смешанной секреции.
3. Гипофиз.
4. Щитовидная железа.
5. Вилочковая железа.
6. Надпочечники.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.Влиянием только одной нервной системы невозможно объяснить согласованность деятельности различных систем органов тела, поддержание в нем оптимального уровня обмена веществ, осуществление саморегуляции в организме, приспособление его к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Наряду с нервной системой в обеспечении координированной деятельности организма принимает участие и эндокринная система, представленная железами внутренней секреции. В нашем организме огромное количество разнообразных желез. Основной функцией их эпителиальных клеток является образование и выделение особых веществ, так называемых секретов, влияющих на разные стороны жизнедеятельности организма.
Все железы нашего организма по выполняемым функциям, делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Железы внешней секреции вырабатывают секреты, которые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела. Таковы пищеварительные, потовые, молочные, сильные и некоторые другие железы.
Железы внутренней секреции выводных протоков не имеют, а вырабатываемые ими секреты, называемые также гормонами, выделяются непосредственно в кровь, протекающую через капилляры, которые ветвятся в таких железах.
Гормоны обладают рядом свойств, вчисле которых можно отметить специфичность их действия, способность оказывать мощное воздействие на жизненные процессы организма при малых концентрациях.
Железы внутренней секреции обычно невелики по размерам. Их масса колеблется между долями грамма и несколькими граммами. Несмотря на малые размеры, железы внутренней секреции оказывают огромное влияние на жизнедеятельность организма, активизируя и регулируя физиологические процессы (обмен веществ, рост, половое развитие), влияя на работоспособность и самочувствие человека. Примером сильного воздействия на организм может служить влияние адреналина— гормона надпочечников — на сердечную деятельность, диаметр просветов кровеносных сосудов, перистальтику кишечника. К железам внутренней секреции относятся щитовидная, гипофиз, надпочечники и другие железы.
Железы смешанной секреции имеют выводные протоки, через которые выделяются их секреты, но отдельные участки таких желез не связаны с протоками и выделяют гормоны непосредственно в кровь. Примерами желез смешанной секреции., могут служить поджелудочная и половые железы. Организм — это единый сложный комплекс, в котором работа органов взаимно контролируется и обусловливается. Отклонения в деятельности одной железы внутренней секреции приводят к глубоким патологическим изменениям в жизнедеятельности всего организма.
Гипофиз. Нижний мозговой придаток, или гипофиз имеет небольшую массу (0,5—0,7 г). Он расположен в углублении основной кости черепа. Гипофиз состоит из треx долей: передней, промежуточной и задней. Каждая из долей гипофиза представляет собой самостоятельную железу внутренней секреции, образующую специфические гормоны. гипофиз выделяет в общей сложности более 22 гормонов.
Передняя доля гипофиза выделяет б гормонов, влияющих на рост, регулирующих деятельность щитовидной и половых желез. Поступление в кровь гормона роста обеспечивает равномерный рост организма.При повышении функции передней доли гипофиза у людей наблюдается ускоренный рост, который в юношеском возрасте проявляется в гигантизме.При этом задерживается половое развитие ребенка,у него появляются головные боли, слабость, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается зрение, отмечается непропорциональность сложения. Гигантизм встречается сравнительно редко. В среднем на каждую тысячу человекприходится два-три человека с признаками гигантизма. Быстрый рост ребенка — явление нормальное, если оно не сопровождается перечисленными выше болезненными симптомами. Рост ребенка зависит не только от гормональной функции передней доли гипофиза, но и от ряда других факторов (географическое положение страны, питание, возраст, пол, национальность и др.). И тем не менее на всех быстро растущих детей, рост которых превышает средние нормы соответствующих возрастных показателей, должны |обратить внимание учителя, родители и школьные врачи.
Усиленное поступление в кровь гормонов роста у взрослых людей вызывает заболевание акромегалию.
Причиной ее чаще всего бывает опухоль передней доли гипофиза (аденома). Такое заболевание сопровождается увеличением отдельных частей тела: губ, подбородка, ушей, кисти, стопы. Дети акромегалией не болеют, но у них встречается частичный гигантизм, т. е. увеличение какой-то одной части тела, например пальца руки.
Снижение функции передней доли гипофиза влечет за собой задержку роста (гипофизарный нанизм). Это заболевание чаще встречается у детей в возрасте 6—8 лет. Половые железы при этом заболевании не развиваются. В отличие от детей, страдающих гигантизмом, гипофизарные карлики отличаются пропорциональностью телосложения). В умственном отношении они не отличаются от обычных детей.
При некоторых поражениях гипофиза развиваются резкое исхудание и большая мышечная слабость, появляется много морщин, складок как на лице, так и на туловище, возникает отвращение к пище, снижается кровяное давление. В других случаях появляется избыточное отложение жира в области живота, молочных желез, спины, таза.
Промежуточная часть гипофиза развита у детей, а у взрослого человека она почти отсутствует. Эта часть гипофиза образует гормоны, влияющие на пигментацию кожи и на черный пигментный слой в глазу.
Задняя доля гипофиза связана с подбугровой областью головного мозга посредством большого количества нервных волокон. Это дает основание рассматривать эндокринные железы и подбугровую область головного мозга как единую нейроэндокринную систему. Из задней доли гипофиза выделены гормоны, один из которых резко угнетает мочеобразова-ние, другой повышает кровяное давление, третий вызывает сокращение мускулатуры матки.
Таким образом, гипофиз, несмотря на малые размеры, занимает особое место среди эндокринных желез. Велико его значение как регулятора деятельности других желез внутренней секреции. Он оказывает значительное влияние на все вегетативные функции организма и высшую нервную деятельность.
Щитовидная железа. Ниже щитовидного хряща, впереди гортани, расположена щитовидная железа. Она имеет форму бабочки: состоит из правой и левой долей, соединенных перешейком. Щитовидная железа обильно пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами и нервами. В течение 1 ч через эту железу протекает 5—6 л крови. Именно такое количество крови содержится в организме человека.
Строение и масса щитовидной железы находятся в прямой зависимости от возраста человека. Так, у новорожденных масса щитовидной железы не превышает 1 г, у младших школьников достигает уже 5—10 г, а у взрослого человека — 25—35 г.
Функциональная активность щитовидной железы также имеет возрастные особенности. Наибольшей она бывает у детей в возрасте 5—7 лет и у подростков 13—15 лет. В период полового созревания у девочек щитовидная железа значительно увеличивается. Это временное явление связано с усилением деятельности гипофиза и половых желез.
Щитовидная железа состоит из небольших пузырьков — фолликулов, в которых вырабатывается тироксин и ряд других гормонов. В тканях щитовидной железы содержится много иода (в 300 раз больше, чем в плазме крови).
Щитовидная железа — важный орган внутренней секреции. Ее гормоны участвуют в регуляции обмена веществ, влияют на деятельность нервной и сердечнососудистой системы. Функционирование щитовидной железы находится в зависимости от деятельности гипофиза и центральной нервной системы. Отклонения в. деятельности щитовидной железы могут быть врожденными или приобретенными. Они приводят к ряду нарушений нормальной жизнедеятельности организма.
Недостаточная функция (гипофункция) (щитовидной железы выражается в снижении поступления гормонов в кровь и приводит к таким заболеваниям, как микседема, кретинизм и зоб.
Микседема (слизистый отек) является следствием перерождения ткани щитовидной железы. Эта болезнь влечет за собой ряд изменений не только в строении организма ребенка, но и в его психической деятельности. У таких детей кожа сухая, грубая, отечная, ослаблены окислительные процессы, а значит, понижен обмен веществ, поэтому больные часто испытывают озноб. У них отмечаются потеря памяти, апатия, сонливость, малая подвижность, быстрая утомляемость, ослабление функций сердечнососудистой системы, задержка роста.
Кретинизм (слабоумие) сопровождается карликовым ростом, непропорциональным развитием частей тела, значительной умственной отсталостью, переходящей в идиотизм, и задержкой полового развития. Это заболевание развивается в грудном возрасте, а иногда и внутриутробно. Оно вызывается недостатком иода в организме. Таких людей можно распознать по внешнему виду. У них большая голова, удлиненное туловище, открытый рот, вдавленная переносица, недоразвитые вторичные половые признаки.
При недостаточном содержании иода в воде и пище, а также в результате перенесенных инфекционных болезней, плохих санитарных условий жизни нарушается деятельность щитовидной железы, что приводит к выработке недостаточного количества гормонов. В этих случаях ткань щитовидной железы разрастается, чем частично компенсируется недостаток гормонов. Эта болезнь носит название зоб. У взрослого человека зоб иногда достигает огромных размеров (до 5—6 кг).
При повышении функции (гиперфункции) щитовидной железы избыточное количество ее гормонов выделяется в кровь. Возникает заболевание, названное Базедовой болезнью. Внешне она иногда проявляется в пучеглазии: глазная щель широко открывается, врывается
пучеглазии: широко отмечается редкое мигание. У таких больных учащается работа сердца,
часто возникают приступообразные боли в животе, значительно усиливается обмен веществ, наблюдается повышение температуры, наступает сильное исхудание, слабость, бессонница, увеличивается общая возбудимость нервной системы, появляется постоянное чувство беспокойства, раздражительность, слезливость, потливость, одышка.
У детей эта болезнь распознается труднее, чем у взрослых, и встречается реже. Даже характер протекания ее у ребенка часто не совпадает с ходом болезни у взрослого человека. Например, у взрослых при этой болезни наступает исхудания а у детей ускоряется рост и формирование организма.
Околощитовидные железы. Самые маленькие железы внутренней секреции — это околощитовидные железы. Размер их достигают 1—2 мм. Масса всех четырех железок составляет 0,2 г. Они располагаются на задней стороне щитовидной железы, примыкая к ее капсуле. У детей околощитовидные железы светло-розового цвета и почти прозрачны, а у взрослых — более уплотненные, темной окраски. Как и все друг железы внутренней секреции, они обильно снабжают кровью.
Значение околощитовидных желез в жизнедеятельности организма очень велико. Они выделяют гормон, который регулирует обмен кальция и фосфора в организме и поддерживает постоянный уровень этих элементов в крови.
При понижении функции околощитовидных желез концентрация кальция в крови снижается, а фосфора повышается. Это ведет к возникновению тетании — заболевания, которое сопровождается судорогами мышц лица, гортани и конечностей, выпадением волос, крошеним зубов и ногтей. Нервно-мышечная система таких больных находится в постоянном и сильном возбуждении. У детей недоразвитие околощитовидных желез может быть следствием рахита, травм, инфекционных заболеваний. В детском возрасте тетания протекает очень тяжело.
При повышении функции околощитовидных желез развивается другое заболевание, сопровождающееся болями в костях, частыми их переломами, общей слабостью, а иногда и и почечными коликами. Причиной этого заболевания является усиленное выведение с мочой из организма фосфора с одновременно увеличивающейся в крови концентрацией кальция. Поэтому при повышенной функции околощитовидных железы кости размягчаются, искривляются, деформируется малый таз, фаланги пальцев и т. д.
Вилочковая железа. За грудиной в верхней части средостения на перикарде и крупных сосудах располагается вилочковая, или зобная, железа. Она состоит из двух долей, соединенных рыхлой клетчаткой. Каждая из долей имеет два слоя: наружный, более темный — корковый и внутренний, более светлый — мозговой. Эти слои выделяют специфические гормоны.
Вилочковую железу часто называют железой детства или железой роста. Именно в период роста человека она функционирует наиболее интенсивно и достигает максимальных paзамеров. С течением времени масса железы уменьшается ифункционирование ее значительно снижается, а у людей пожилого и старческого возраста она почти целиком замещается жировой и соединительной тканью. Масса вилочковой железы у новорожденных составляет 10— 13 г, у детей 6—10 лет увеличивается до 26 г, максимального развития — 37 г — достигает у молодых людей в период полового созревания, у людей в возрасте 50 лет ее масса падает до 13 г, а в старческом возрасте — до 6 г. Секреторная деятельность вилочковой железы у детей тормозит развитие половых желез.
В начале 40-х годов XX в. ученым удалось установить, что вилочковая железа очень тесно связана с другими железами внутренней секреции, а ее гормоны функционально сходны с гормонами гипофиза, особенно с гормонами роста. Значение, вилочковой железы для организма весьма разнообразно: она принимает непосредственное участие в защитно-приспособительных реакциях, в выработке иммунитета.
Заболевания вилочковой железы встречаются редко и сопровождаются избыточной полнотой, резко выраженной слабостью, увеличением лимфатических желез, снижением сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. После удаления вилочковой железы у животных возникает нарушение минерального обмена: кости становятся мягкими и гибкими, переломы срастаются с трудом.
Надпочечники. Само название данных желез — надпочечники — говорит о том, что они расположены над почками. У детей младшего школьного возраста масса одного надпочечника составляет 4—5 г. Надпочечники образованы двумя слоями: наружным — корковым и внутренним - мозговым. Каждый слой надпочечника производит специфические гормоны. Так, в корковом слое происходят сложные химические процессы, связанные с образованием ряда гормонов, из которых особенно важны кортизон, гидрокортизон, альдостерон. Кортизон и гидрокортизон играют исключительно важную роль в белково-углеводном обмене, в повышений иммунитета, а альдостерон регулирует водно-минеральный ой мен. Группа гормонов коркового слоя по биологическому действию близка к мужским и женским половым гормонам.
В мозговом слое надпочечников вырабатывается адреналин и норадреналин. Адреналин действует на симпатически нервную систему, повышая ее возбудимость, а также регулирует обмен веществ, особенно углеводный. Этот гормон усиливает и учащает сердечную деятельность, суживает сосуды, повышает кровяное давление. Количество адреналина, поступающего в кровь, увеличивается при таких эмоциях, как страх, гнев, а также при болевых раздражениях кожи. норадреналин вызывает повышение кровяного давления.
Нарушения в деятельности коркового слоя надпочечник у детей вызывают тяжелые последствия. У таких детей нарушаются функции половых желез: наступает раннее половое созревание или развиваются вторичные половые признан противоположного пола. Кроме того, у них появляется слабость, снижается кровяное давление, падает аппетит, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства, боль во всем теле.
Поражение мозгового слоя надпочечников вызывает у детей резкое повышение кровяного давления, которое затем переходит в стойкую гипертонию с головными болями, рвотой, болями в области сердца.
Вопросы для повторения
- Какие железы называются внешнесекреторными, внутрисекреторными, смешанными?
- Какие железы внутренней секреции вы знаете и где они расположены?
- Что такое гормоны и какими свойствами они обладают?
- Какое воздействие на растущий организм оказывает гипофиз?
- Какое строение имеет щитовидная железа и какие функции она выполняет?
- Каково значение вилочковой железы для организма?
- Какие функции в организме выполняют надпочечники?
Урок № - 37-38
Тема лекции. Железы смешанной секреции. Половое воспитание ребенка.
План лекции:
1. Поджелудочная железа.
2. Половые железы.
3. Половое воспитание.
4.
Поджелудочная железа. Наряду с внешнесекреторной функцией — выделением поджелудочного сока в двенадцатиперстную кишку — поджелудочная железа выполняет внутрисекреторную функцию. В ткани этой железы есть островки клеток, называемые островками Лангерганса - Соболева. Эти клетки не имеют выводных протоков и обильно снабжаются кровью. Эпителиальные клетки таких островков вырабатывают гормон инсулин (от латинского слова инсула - остров). Этот гормон играет очень важную роль в углеводном обмене. У здоровых людей в крови содержится 0,1—0,12% глюкозы. Избыток ее, поступающий в кровь из органов пищеварения, проходя через печень, под действием инсулина полимеризуется в полисахарид гликоген, который откладывается в этом органе про запас. При недостатке глюкозы в крови часть гликогена превращается в глюкозу под влиянием гормонов других эндокринных желез. Это обеспечивает динамическое постоянство состава кровяной плазмы, являющееся одним из проявлений гомеостаза.
С гипофункцией внутрисекреторных участков поджелудочной железы связана довольно распространенная в настоящее время болезнь — диабет. При недостатке инсулина в крови значительно понижается образование гликогена в печени, и глюкоза, свободно проходя через этот орган, попадает в кровяное русло. Тогда содержание глюкозы в крови значительно возрастает — вдвое, втрое идаже больше. В таких случаях почки начинают выделять избыток глюкозы, поглощая ее из крови, и в моче появляется обычно отсутствующий в ней виноградный сахар.
Половые железы. Половые железы — яички у мужчин ияичники у женщин, как и поджелудочная железа, относятся кжелезам смешанной секреции. Половые железы выполняют две функции: выделение половых клеток (внешнесекреторная функция) и выделение мужских и женских половых гормонов (эндокринная функция). Половые гормоны, попадая в кровь, оказывают большое влияние на рост и общее развитие ребенка, так как обеспечивают формирование полового аппарата, появление вторичных половых признаков и оказывают воздействие на психику. Под вторичными половыми признаками понимают те внешние различия, которые характерны для мужчин и женщин.
Половое воспитание. Половое воспитание — одна из сторон нравственного воспитания, серьезная социально-гигиеническая проблема.
Половое воспитание начинается задолго до периода полового созревания, с первых дней жизни ребенка. На первых порах оно заключается в уходе за малышом, в соблюдении элементарных правил гигиены, а позже — в половом просвещении и формировании нравственного поведения.
Очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить' чистоту детских взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать детей, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, т. е. проводят «бесполое» воспитание. Вопросы младших школьников о причинах появления на свет своих братьев и сестер вполне естественны. Такие вопросы не должны пугать родителей, так как являются результатом развития мышления ребенка. Кстати, задавая эти и подобные вопросы, дети не ждут от родителей исчерпывающих ответов. Ответ в таких случаях должен быть правдивым, но не возбуждающим повышенного интереса к интимным отношениям взрослых.
Сексуально-этическое воспитание детей младшего школьного возрастание является исключительно прерогативой только родителей или только учителей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и учителя, и врачи.
Надо сказать, что вопросы полового воспитания приобретают особую остроту в настоящее время в связи с акселерацией, т. е. с ускорением полового, физического, психического и интеллектуального развития детей. Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматривать как часть воспитания личности при социализме, поэтому мы говорим, что сексуально-этическое воспитание — педагогическая проблема.
Младший школьный возраст — это такой возраст, когда дети осознают свой пол. При неправильном воспитании может возникнуть антагонизм, неприязнь между мальчиками и девочками.
Успех полового воспитания младших школьников зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Было бы непоправимой ошибкой подобные вопросы решать на классных собраниях или допускать в беседах излишнюю торопливость, неискренность. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и как с ними говорить. А. С. Макаренко не рекомендовал вопросы полового воспитания рассматривать отдельно от других проблем воспитания и придавать им слишком большое значение. Задача учителя — помочь детям установить такие отношения между мальчиками и девочками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девочек и рыцарство у мальчиков (уступить место, помочь справиться с трудной работой, защитить и т. д.). Детскую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем. Нужно очень хорошо знать индивидуальные особенности и интересы своих учеников. Все это необходимо для преодоления несоответствия между физической и социальной зрелостью детей и подростков, проявляющегося при акселерации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- В чем заключается внутрисекреторная функция поджелудочной железы?
- Каковы особенности полового созревания мальчиков и девочек?
Урок № - 39-40
Тема лекции. Обменные процессы в клетке и в целостном организме.
План лекции:
1. Внутриклеточный обмен веществ.
2. Обмен веществ между организмом и окружающей средой.
3. Ассимиляция и диссимиляция.
4. Понятие об основном обмене веществ.
5. Обмен белков.
6. Обмен жирков.
7. Обмен углеводов.
Внутриклеточный обмен веществ. Все функции целостного организма связаны с теми интимными процессами, которые совершаются в клетках, образующих его ткани. Каждая живая, клетка нашего тела выполняет определенные функции в зависимости от того, какой ткани она принадлежит. Но наряду со специфическими функциями, которые определяют место клеток в жизнедеятельности целостного организма, для всех них характерны общие жизненные отправления. В самом деле, клетки могут выполнять свои функции только приусловии, ес